Музыкальный театр в детском саду
статья

В Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга музыкальный руководитель в своей работе опирается на авторскую программу «Зримая Сказка», за базисную основу которой взяты эстетические эмоции, приоритетность чувственной сферы, что позволяет сблизить все разделы эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.s.skripnikv.m._kayumova.docx24.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторы статьи:

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

Марина Сергеевна Скрипник,

Старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Виктория Михайловна Каюмова

Музыкальный театр «Зримая сказка»

В Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга музыкальный руководитель в своей работе опирается на авторскую программу «Зримая Сказка», за базисную основу которой взяты эстетические эмоции, приоритетность чувственной сферы, что позволяет сблизить все разделы эстетического воспитания.

Музыкальный театр – это, прежде всего, музыкальная выразительность + сказка + игра + эмоциональность. Сказка – это та атмосфера, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, она ему близка и понятна. Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, в процессе которой и происходит развитие памяти, мышления, воображения и т.д. музыка – синхронизатор мозга, могучее средство воздействия на психику, и при всём своём многообразии, позволяет добиться более эффективного результата, через глубокие переживания.

Постепенно, рамки программы расширялись и музыкальным руководителем было принято решение адаптировать для дошкольников одну из музыкальных сказок «Мы играем в Чиполлино» О.О. Юргенштейна. Результат превзошёл все ожидания, уже при первых занятиях по подготовке к мюзиклу была видна существенная разница: у детей стали активнее формироваться образность восприятия, творческое мышление, инициация деятельности и позитивная установка на достижение конечного результата (исполнения целостного мюзикла), что способствовало появлению у них устойчивого интереса к непрерывной образовательной деятельности, а также побуждению желания придумывать и самостоятельно эмоционально и логично выполнять роль, желание быть полезными в общем деле - в создании праздника. В этом и проявилось отличие между традиционными музыкальными праздниками и музыкальными спектаклями-мюзиклами, где в основе лежит сказка, такая понятная и доступная детям.

Появилась возможность опираясь уже на научные данные, научные разработки и методики (исследования д.б.н. Т.П. Хризман) заняться разработкой авторской программы, которая бы доказала актуальность эффективность и современность выбранного метода. Использование мюзиклов рассматривалось как нахождение нового, более эффективного метода воздействия на ребенка в музыкально-художественном и творческом воспитании. Этот метод позволил решать не только специальные музыкальные задачи в рамках программы по дошкольному воспитанию, но и значительно их дополнить.

Разработанные и адаптированные для дошкольников мюзиклы (всего 14) дали возможность осуществить связь со всеми видами деятельности ребенка в ДОУ (музейная педагогика, хореография, изостудия, рукоделие, занятия в группах по лепке, аппликации, оригами и пр.), через методические разработки и рекомендации по темам мюзиклов.

Большая работа велась и по внедрению музыкального воспитания в семейную педагогику, родители активные участники творческого процесса и хорошие помощники в установлении доверительных отношений между педагогом и ребенком с самого начала, что положительно сказывается в дальнейшей работе.

В процессе работы над авторской программой очень много времени посветили самообразованию, изучению педагогического опыта Ленинградского-Петербургского композитора, поэта, доцента кафедры Хорового дирижирования, Заслуженного учителя РФ,   Юргенштейна О.О.  Знакомству с научными трудами известных психологов, философов, нейропсихологов (Ананьев Б.Г., Выгодский Л.Г., Запорожец А.В., Немов Р.С., Хризман Т П., ФрейдЗ., Спрингер С., Дрей Г.) Много необходимого и интересного в работе нашли в трудах Станиславского К.С. и др. Все что мы узнали о практике, психологии и строении мозга человека, о роли эмоций в жизни ребенка, привело к выводу - основой для успешного результата обучения должно служить сознательное желание ребенка познать новое, желание и стремление реализовать себя в деятельности, т.о. положительный эмоциональный настрой на занятия музыкой. Известно, что негативные эмоции ведут к разрушению деятельности, и поэтому, большая работа ведётся по коррекции эмоционального поведения ребенка, доказывая эффективность в решении этой проблемы метода «Зримая сказка», доказывая всю важность, для качественных результатов музыкального воспитания, проблемы преодоления эмоционального неблагополучия у детей.

Осуществляя позитивно-эмоциональное воздействие на ребенка с помощью «зримой сказки», мы делаем понятными, видимыми для детей процессы эмоционального восприятия сказки, музыки, движения действия. Заранее планируя ситуацию успеха и возможность самовыражения и самореализации каждого ребенка через активное участие в рассказывании сказки. Музыкальный руководитель в своей работе добивается соединения всех видов музыкально-творческой активности (слушание, пение, движение, игра и т.д.), объединённых в детском мюзикле музыкальным контекстом и контекстом сказки. Главной целью педагогического воздействия является желание   привить детям любовь к музыке, научить их не быть равнодушным к красоте звуков и окружающего мира, стремиться познать все новое и новое. Творить и искать.

            Как уже говорилось ранее, важнейшим фактором успешного результата является позитивный эмоциональный настрой на занятиях музыкой, творческая заинтересовывающая атмосфера занятий, сотворчество с педагогом, где заранее планируется "ситуация успеха". Этот успех выражается в удачном выполнении своей роли каждым в общем деле - в создании музыкальной сказки. Детям становится очевидным, что неглавных героев не бывает, без них не получается сказка "неглавные" в сказке - это самые важные помощники. В условиях вымышленной ситуации (не ты, а герой) ребенок легче принимает на себя роль другого "при необходимости» даже неположительного героя.    Всем известно, что "добрых" и "хороших" любят играть все дети, а сыграть "злого" или "глупого" способен не каждый. Здесь необходим уровень определенной зрелости ребенка, но порой беседа - разъяснение педагога с ребенком решает проблему, если доказана значимость ребенка в этой роли (эффективность преодоления).

         С помощью подбора "специальной" роли можно создать благоприятные условия для вживания в образ и решение многих музыкальных и этических задач, но вместе с тем, благодаря правильному выбору, можно корректировать поведение ребенка и изменять его эмоциональное состояние.

         Сфера восприятия детьми музыкально-художественного произведения особая область. Она создает благоприятные условия для возникновения у них сопереживания герою, но не всегда вызывает с первого раза яркий эмоциональный отклик и переживания. Наиболее глубока и понятна она становится в мюзиклах, где увидеть воспроизведение сюжета и взаимоотношения героев помогает наглядное действие и музыка. Восприятие художественного произведения является особой формой художественной деятельности, в результате нее в ходе содействия героям произведения у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения к окружающему. По мере вхождения ребенка в ситуацию действия, описанные события становятся небезразличными и волнующими. "Возникновение и функционирование эмоционального образа сопровождаются не только сдвигами вегетативных показателей, но и изменениями электрофизиологической активности больших полушарий (работой мозга). «Это свидетельствует о корково-подкорковом характере изучаемого процесса и является косвенным указанием, на то что по крайней мере в сложных эмоциях аффективные и когнитивные компоненты тесно взаимосвязаны» (Хризман Т.П. "Развитие социальных эмоций").

      Под влиянием опыта предшествующей практической деятельности и мотивационно-смысловой ориентировки в окружающем, у ребенка складывается эмоционально-окрашенное и обладающее определенной побудительной силой поле отражения проблемной ситуации. Здесь и определяются (опредмечиваются) мотивы детской деятельности, выделяются ее основные цели и вокруг них структурируются либо положительные, либо отрицательные побудительные значения, в зависимости от того представляются они возможными, или же потенциальными препятствиями в достижении цели. Мотивом деятельности ребенка не должна служить боязнь, что его будут ругать, а должно служить личностное желание и собственное стремление научиться, осознать, понять, захотеть ("Закон позитивного предпочтения", Хризман Т.П.).

         В дошкольном возрасте человеческие чувства и эмоции формируются и, поэтому с наибольшей очевидностью возможно обнаружить источники их происхождения. Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности (на что она направлена и ради чего она выполняется?). Понимание важности и необходимости деятельности в музыкальных спектаклях усиливает интерес и эмоциональную чувствительность ребенка. Ему важна оценка окружающих, на сколько хороша эта оценка и полезность его деятельности для окружающих. В стремлении полезности не только для себя, но и для окружающих важную роль играет развитие в процессе совместной деятельности особой формы социальной ориентации - внимание к другим, необходимое условие возникновения сопереживания. Положительные эмоции, развивающиеся в музыкальной деятельности (мюзикле) играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль.

       Эмоциональное предвосхищение праздника играет важную роль в более сложных по составу и своей мотивации формах продуктивной и музыкальной игровой деятельности. Для их выполнения ребенку необходимо предварительно представить отдаленные результаты своих действий и заранее прочувствовать тот смысл, которые они будут иметь для окружающих и для него самого. Психологическим механизмом возникновения эмоционального предвосхищения будет являться взаимосвязь аффекта и интеллекта, взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов. Проблема возникновения неадекватных эмоциональных переживаний и их перестройки (преодоление страха, неуверенности в себе, негативного отношения к окружающим) решается в мюзиклах значительно легче, налаживается позитивное отношение к окружающим и на этой основе изживаются негативные аффекты и формируются новые чувства и новые положительные эмоции.

          Необходимо вовремя направлять развитие эмоциональной сферы ребенка и корректировать негативные эмоциональные состояния. Негативные эмоциональные переживания способны привести к развитию эмоционального неблагополучия, к формированию отрицательных черт характера. Эмоциональное неблагополучие возникает, как известно, на фоне развития трудноразрешимых конфликтов (межличностный конфликт - результат нереализованных желаний, несбывшихся надежд, ситуации стресса и фрустрации и т.д.). "За переживанием лежит мир потребности ребенка-его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении с возможностями их удовлетворении" (Л. Бажович).

          Безусловной перестройке у детей требуют негативные эмоции, которые ведут к разрушению деятельности. Именно на рождение в ребенке как можно больше положительных эмоций направлена Программа "Зримая сказка-источник радости".

 "Некая грань между я -актером и я -ролью всегда присутствует, как бы полно не совершался акт перевоплощения... Слезы в жизни отличаются от слез на сцене тем, что плача в жизни человек испытывает только горе. Плача же на сцене, актер, кроме горя, испытывает еще и радость от верно испытываемого горя" (В.И. Немирович-Данченко). Двойное самочувствие ребенка в музыкальной игре, эмоции, идущие от условного и реального, не просто обогащают его эмоциональную сферу, но и способствуют пониманию им скрытого смысла ситуации, ее "подтекста", повышают его интеллектуальную активность в музыкально-творческом общении. Так же немаловажно, что достигнутые ребенком успехи способствуют изменению отношения к нему сверстников (проблемы с поведением исчезают после удачно исполненной роли и положительной оценкой сверстников), благодаря этому у ребенка возникает широкий диапазон положительных эмоций от спокойно-удовлетворенного состояния до состояния эмоционального вдохновения. Испытанная в мюзикле радость способна изменить в целом внутреннее самочувствие ребенка и преодолеть негативное эмоциональное состояние, скорректировать эмоциональное поведение.

           Разнообразие положительных эмоциональных проявлений, наблюдаемых при исполнении мюзикла, позволяют выявить развитие и формирование у детей механизмов опосредования эмоций, эмоциональных проявлений и реакций, тесно связанных с высоким уровнем осмысления. Эти реакции зависят от возраста ребенка, его пола, интеллектуальных и эмоциональных процессов, от общего, уже более высокого уровня развития речевого мышления и памяти.

Высшие достижения детей на каждом возрастном этапе поднимают их на новую более высокую ступень музыкально-творческого развития.

Музыкальный театр, как одна из лучших форм организации эмоционального поведения детей, является уникальным способом выхода художественных эмоций, активизирующих творческую активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

       На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая лич...

детский музыкальный театр в детском саду

отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....

Анкеты для родителей за 2018-2019 уч.год "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий". "Роль музыкального воспитания в детском саду"

Анкеты: "Изучение музыкальных предпочтений в семьях, настроение детей после музыкальных занятий".                "Роль музыкального воспитан...

Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»

Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...