консультация для воспитателей на тему КГН
консультация (младшая группа)

Альбина Фаатовна Мурзакаева

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murzakaeva_kgn.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№5

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста»

                                                                     Воспитатель: Мурзакаева А.Ф.

Квалификационная категория: первая

                             Стаж: 23года

г. Туймазы, 2023г.

Тема: «Формирование культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста».

Задачи:

1. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

3. Учить самостоятельно, пить из чашки и правильно держать ложку в руке.

4. Способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания.

Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста  является приобщение его к основам здорового образа жизни. Основа здоровья человека- это чистота его тела, соблюдение им элементарных правил гигиены.

Благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является дошкольный возраст, т.к. именно в период от рождения  до семи лет закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто  усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть ребенок останется ребенком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение.

Период раннего детства - благоприятный период для формирования культурно- гигиенических навыков, воспитания у детей любви к чистоте, опрятности, порядку.

 В раннем детстве, мы взрослые, обязаны формировать у детей умения (привычки):

-сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо  вытирать лицо и руки своим личным полотенцем;

- с помощью взрослого приводить себя в порядок;

- пользоваться личными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем,  расческой, туалетной бумагой, горшком;

- во время еды правильно держать ложку;

- знать назначение туалетных принадлежностей, что для умывания нужно мыло и полотенце, для еды нужна ложка и тарелка и бережно относиться к ним.

В своей работе я применяю следующий алгоритм умывания.

- перед умыванием я  настраиваю температуру воды в кране;

- прошу детей завернуть рукава одежды;

-показываю как намылить ладони до образования пены, после ребенок сам намыливает руки;

- смываем мыло под струей воды;

-набираем воды в ладони и умываем лицо;

- снимаем полотенце, вытираем  руки и лицо.

При умывании  проговариваем потешку с детьми:

  Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Увидев свое отражение в зеркале, ребенок должен  получить удовольствие, а взрослый подчеркнуть: Вот какой он стал чистенький и красивый, помогла водичка, мыло душистое, полотенце пушистое».

 С формированием желания умываться, необходимо формировать у детей умение пользоваться горшком. Физиологическая потребность, как правило, возникает у ребенка через 20- 30минут после еды. Учитывая это, высаживаем ребенка на горшок до еды, но не сразу после еды. Ребенка необходимо научить чувствовать свою потребность в туалете. А для этого взрослому следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.

Как только ребенок оказался мокрым, следует обратить внимание и немедленно сменить одежду, дать ощутить разницу, когда ребенок мокрый и когда сухой, ощутить и понимать комфортность» сухости». И ребенок будет повторять, и повторять такие «желанные» процедуры и у него выработается навык.

Прием пищи – это сложный процесс, который требует координации  и взаимодействия руки, глаза, рта. Ребенок должен уметь аккуратно принимать пищу: брать понемногу, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, салфеткой и вытирать рот после еды. Очень важно при формировании навыка обеспечить удобную посадку ребёнка за столом. Это важно для формирующейся осанки – опора на ноги позволяет выровнять спину и сохранить позу «над тарелкой» для аккуратного приёма пищи.

Посуда также должна соответствовать возрасту ребёнка: десертная ложка с выемкой достаточной длины и глубины (слишком плоская ложка не годится); тарелка для первого достаточной глубины (наполнять её следует до внутреннего ободка); чашка с прямыми стенками.

При кормлении проговариваю потешку.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот  еда.

Не  осталось и следа.

Одевание и раздевание

В процессе организации одевания и раздевания учим детей самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке. При помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках), аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Во время раздевания детей воспитатель и помощник воспитателя одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подсказывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т. д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.

При одевании повторяем с детьми потешку:

1,2,3,4,5

Собираемсягулять:
Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,  

Одели на ножки

Красные сапожки.

Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, стараемся играть с детьми в спокойные игры.

Возбуждённого ребёнка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать.

Серенькая кошечка

 Села у окошечка.

Хвостиком виляла,

Деток созывала.

-Где ж мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам.

Также учим детей пользоваться носовым платком:

- объясняем назначение носового платка;

-приучаем детей самостоятельно находить и доставать платок из кармана,  побуждать к его использованию (в случае необходимости обращаться за помощью к взрослому);

-постепенно формируем у детей умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Развитие культурно-гигиенических навыков совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребенку трудно привыкать к режиму, выполнению гигиенических процедур, всякое действие дается с большим трудом. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем его  затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить  ребенку волевые усилия.

Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с взрослыми.  Самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример взрослого, его разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, упражнение ребенка в выполнении гигиенических процедур и  доведение до автоматизма умение соблюдать правила личной гигиены.    Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает разумные требования, контролирует их выполнение, подкрепляет положительной оценкой, что помогает ребенку понять смысл соблюдения правил гигиены и приобрести навыки.

Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем возрасте, сохраняется на всю жизнь, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Разрешите закончить свое выступление высказыванием одного из основоположников педагогики  К.Д.Ушинского« Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

навыков в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультации для воспитателей на тему: "Требования к речи воспитателей".

Речь-визитная карточка человека.Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.В данной консультации раскрыты общие требования к речи вос...