Тренинг личностного роста с педагогами
методическая разработка

Димитрюк Наталья Владимировна

Предложенный тренинг познакомит педагогов с понятием "психологическая устойчивость". А также поможет педагогу проанализировать собственные источники негативных переживаний, выявит ресурсы профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_lichnos.rosta_s_pedagogami.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста с педагогами по повышению психологической устойчивости

Цель: повышение психологической устойчивости педагога

Задачи:

  • Познакомить педагогов  с понятием «психологическая устойчивость», ее характеристиками
  • Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  • Создать участникам условия для полноценного общения.
  • Снятие напряжения и получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

Бумага, цветные карандаши

Правила работы группы:

    - искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям   других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;

  • определение сильных сторон личности:  во время  выполнения заданий  каждый участник  тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым   вместе работает;
  • активное участие в работе группы: стремление общаться  со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;
  • уважение  к говорящему:   когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем  возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем   до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем   свои вопросы,
    благодарим   его или спорим   с ним.

- относиться друг к другу открыто и доброжелательно.

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

  1. Разминка (Участники тренинга стоят по кругу.)

Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое  качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя – кроткая, красивая, креативная). Например, Ирина — изобретательная и т.д. У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с  учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами.

  • снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
  • бессонница;
  • постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • переживание негативных эмоций, для которых нет причин
  • чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
  • эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;

Вполне естественно встает вопрос: что делать?

Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, остаться психологически устойчивым, то есть нужно начать с себя.

Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога

  1. Упражнение «Комплименты».

Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное – комплимент.

2.Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

3.Тест на определение психологической устойчивости « Как вы заботитесь о себе?»

Ответьте, пожалуйста на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-бальной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе « балл» напротив каждого вопроса.

Условные обозначения:

4 – верно ( высказывание относится к вам и к вашим поступкам и действиям)

3 – скорее верно, чем неверно

2 – скорее неверно, чем верно

1 – неверно ( т.е. вы так не поступаете никогда)

Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в

колонке « балл».

Номер

вопроса

Вопрос

балл

1.

Временами я покупаю что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку

2.

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3.

Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичной

4.

Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне

5.

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6.

Каждый день я уверена в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное

7.

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем

8.

Я могу сказать « нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать

9.

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее

10.

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве

11.

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

12.

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

13.

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14.

У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15.

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если кому-то может не понравиться

16.

Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

17.

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18.

Я могу сама принимать решения, а не ждать советов окружающих

19.

 Я избегаю употребления  табака

20.

Я способна признавать и доказывать другим свои достоинства

Итого:

Интерпретация теста: «Как вы заботитесь о себе?»

Более 54 баллов результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, психологически устойчивы, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому им легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40 - 45 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Бывают эмоциональные всплески, психологическая неустойчивость. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой, окружающими или низкий уровень ассертивности (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него).

4. Упражнение «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Проанализировать:

  • похожие черты,
  • противоположные черты,
  • одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
  • отсутствие общих черт.

Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?

Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам оценить свой уровень психологической устойчивости,  посмотреть на свои  взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

5.Упражнение «Моечная машина» 

Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

6.Упражнение «Мои лучшие качества»

Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»  

Форма работы: индивидуальная, в кругу.

Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества» ( см. приложение №2)

Мои лучшие качества

Мои способности и таланты

Мои достижения

 

 

 

 

 

 

 

У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим  достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.

Задание. Заполнить таблицу самостоятельно  следующим образом: 

«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои  достижения  в любой области.

Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)

 Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания?

Притча о психологической устойчивости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

Тренинг личностного роста для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальн...

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ

Тренинг направлен на самоосознание и выявление своего внутреннго Я. Содержит приемы по расстановки жизненных приоритетов человека.   ...

Тренинг личностного роста для педагогов

Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности.  Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отно­шения педагогов к себе. Поиск резер...

Тренинг личностного роста «Успешный педагог»

Цель: развитие коммуникативной компетентности, навыков самопознания, эмоциональной устойчивости, повышение самооценки, уверенности в себе.Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, овладени...

Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»

Цель  консультации - повышение психолого -  педагогической компетентности педагогов в области использования  ТРИЗ технологии в работе с детьми....

Тренинг личностного роста для педагогов

Цель:Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к с ебе. Поиск резервов для бол...