Консультация для воспитателей на тему: "Патриотизм в душе моей..."
консультация

Шардакова Зульфия Сапаровна

     Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 81»

Консультация для воспитателей

На тему : «Патриотизм в душе моей…»

                                            Подготовила воспитатель: Шардакова З.С.

Энгельс-2023

Консультация для воспитателей

На тему : «Патриотизм в душе моей…»

   Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. За край родной не страшно в бой. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

   Данная тема безусловно актуальна в настоящее время .Родине всегда нужны патриоты. Чувство патриотизма прививается с самого рождения. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

   Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

 Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.

  Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов образовательного процесса:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

  1. Охрана и укрепление здоровья ребенка;
  2. Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
  3. Развитие любознательности;
  4. Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
  5. Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
  6. Формирование коммуникативных способностей.
  7. Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий. Любое нравственное качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.

Как достичь положительного результата   направленные на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ,  предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:

  создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей

-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие;

-экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции ( медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)

методическое обеспечение :

       - наличие картотеки на имеющийся материал

       - целесообразность месторасположения материала

       - соответствие содержания возрасту детей

       - доступность свободн ого пользования

       - эстетичность в оформлении

   наличие игр и пособий для организации с детьми

- дидактические игры

-настольно - печатные игры

-атрибуты к сюжетно – ролевым играм

-иллюстративный материал

- рукописные игры

- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки ;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- дидактические игры и упражнения, подвижные игры;

- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;

- создание тематических папок и их оформление;

- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;

- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;

- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;

- викторины;

- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;

- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;

- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;

- патриотические акции;

- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);

- посещение музеев, библиотек;

- целевые прогулки;

- народные праздники;

- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;

- смотры – конкурсы;

- запись детских рассказов;

- интервьюирование;

- изготовление плакатов;

- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;

- создание мини – музеев;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.

- семейные вечера;

- музыкально – литературные композиции;

- тематические выставки;

- рукописные журналы;

- выставки рисунков, плакатов;

- проведение творческих мастерских;

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;

- фотовыставки;

- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);

- патриотические акции;

- консультации и рекомендации;

- анкетирование.

     Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему «Патриотизм»

laquo;Хочешь изменить мир – начни с себя»....

Сценарий конкурса чтецов «Храм души моей »

Сценарий  конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста в рамках Недели православной культуры....

Эссе воспитателя на тему: "Патриотизм, не пустые слова!"

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в современной педагогической системе происходит «перекос» в сторону интеллектуального развития детей, а не духовно-нравственн...

Тема: В мире прекрасного. «Санкт – Петербург в душе моей» (город музеев, театров и талантов).

Ведение: в статье речь пойдёт о любви к красоте, к стремлению к познанию истории прекраснейшего города Санкт – Петербурга, через поиски путей восприятия подрастающего поколения, нашего бу...

Конспект ООД "Абхазия- страна души моей"

Конспект ООД "Абхазия- страна души моей" старшая группа...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Мой Курск-души моей частица»

Задачи:- Продолжать знакомить детей с улицами города, и достопримечательностями города.- Пополнять активный словарный запас детей:- Расширять и закреплять знания детей о родном городе.- Формировать па...

Консультация для педагогов на тему: "Патриотизм. Актуальность проблемы патриотического воспитания"

ТЕМА: «Патриотизм. Актуальность проблемы патриотического воспитания».     АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сег...