Особенности реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В.)
рабочая программа

Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Радуга» Старооскольского городского округа

«ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

(Серых Л.В.)»

сообщение на методическом объединении воспитателей

Подготовила:

Алафьева О.В.,

воспитатель

2й группы раннего

возраста №1

г. Старый Оскол 2022 год

Особенности реализации парциальной программы

«Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В.)

Алафьева О.В.,

воспитатель 2й группы раннего возраста № 1.

Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения. Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области.

Цель программы: обеспечение познавательного развития детей 3-8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Задачи программы: − развитие познавательных интересов дошкольников любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области;

− формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;

− развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;

− расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;

− развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.

Базовыми принципами организации образовательного процесса в соответствии с парциальной программой «Здравствуй, мир Белогорья!» выступают принципы: синергизма и субъектности, культуро- и природосообразности, целостности и комплексности, увлекательности, активности и самостоятельности, творчества и продуктивности. 

Механизмом, обеспечивающим воспитание чувств ребенка, является переживание, рождающееся в совместном бытие ребенка и взрослого. Становление и развитие событийной общности детей и взрослых может быть описано символической формулой: от позиции «РЯДОМ» к позиции «ВМЕСТЕ»

В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательноеразвитие».
В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей:

Модуль 1. «Мой детский сад».

Модуль 2.  «Моя семья - мои корни».

Модуль 3. «Я – белгородец».

Модуль 4. «Природа Белогорья».

Модуль 5. «Мир животных и растений Белогорья».

Модуль 6. «Мир профессий и труда Белогорья».

Модуль 7. «Народные промыслы и ремесла Белогорья».

Модуль 8. «Белгородчина православная».

Модуль 9. «Герои Белогорья».

Модуль 10. «Деятели культуры и искусства Белогорья».

Модуль         11.         «Замечательные         места         Белогорья»         (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты,   заповедники и зоопарки).  

Модуль 12. «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и  неживые объекты).

Содержание программы вариативно. Оно соответствует возрастным возможностям, интересам, потребностям детей и родителей, сезону, условиям дошкольной организации и может изменяться по желанию субъектов образовательного процесса. Возможно использование отдельных модулей или замена модулей на авторские.
Организационный раздел парциальной программы включает описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами, информационное сопровождение программы. Отбор содержания учитывает климатические особенности региона, периоды года, традиционные события, праздники, мероприятия. В программе «Здравствуй, мир Белогорья!» приводятся примеры организации совместной проектной деятельности детей и взрослых по основным модулям программы.
Таким образом, достигается интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору дошкольной образовательной организации. Это обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения парциальной программы на этапе завершения дошкольного детства:
-ребенок владеет представлениями о себе и составе своей семьи, своей принадлежности к семье, об обязанностях каждого члена семьи и самого ребенка, о важном значении семейных традиций, об увлечениях, совместныхпраздниках,отдыхе;
-сформированы представления о своей принадлежности к группе детей детского сада, участвует в коллективных мероприятиях в группе и детском саду, владеет правилами и нормами общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях;
-обладает начальными знаниями о родном городе (поселке, селе) - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях, понимает назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.

-овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе (поселке, селе), об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской (сельской) жизни. Понимает важность труда родителей и взрослых для общества;
-обладает начальными знаниями о родной стране , ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы,трудалюдей;
-проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры малой родины, страны и общества, к некоторым выдающимся людям Белгородчины и России.

-проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и в социальных акциях страны и города (поселка, села);
владеет начальными представлениями о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, героическом прошлом России и Белгородской области.

-понимает ценность и смысл возложения цветов к памятникам и обелискам погибших воинов;
проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности и экспериментировании с объектами живой и неживой природы (выявление свойств и качеств объектов и материалов, определение признаков, наблюдение, сравнение и классификация объектов);
-овладевает способами доказательства своих утверждений и обоснования своих предположений.

-придумывает творческие вопросы, задачи, игры. Принимает участие в обсуждении творческих задач и игр, предлагает свои варианты решения.

Описание образовательной деятельности по программе
Структура образовательной ситуации состоит из следующих этапов:

Погружение в познавательно-игровую ситуацию. Основной целью данного этапа является развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

Проблемный этап. В ходе данного этапа дошкольники совместно с воспитателем формулируют проблемный вопрос и свою цель работы.

Информационный этап. Воспитатель создает условия для освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных связей, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений.

Стимулирование детских вопросов. Целью данного этапа является развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения)

 Символизация, моделирование. В основе деятельности на данном этапе лежит перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира). Кроме того, осуществляется расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта.

Рефлексия.

Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов дошкольной образовательной организации и семьи. Поэтому проблемы познавательного развития дошкольников на основе социокультурный ценностей Белгородской области рассматриваются в рамках родительского просвещения (семейные клубы, выставки, стенды) и активного взаимодействия с родителями (совместные проекты, викторины, экскурсии). В программе по каждому модулю запланировано взаимодействие с родителями с учетом современных эффективных форм:

Организационный раздел парциальной программы познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»:  Информационно-методическое сопровождение программы

Материально-техническое сопровождение программы .

 Методическое обеспечение программы

Мониторинг условий познавательного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Здравствуй, мир Белогорья!» выполняет функции контроля качества образовательной среды в аспектах, связанных с приобщением детей к социокультурным традициям Белгородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"

Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)...

Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.

Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«ЗДРАВСТВУЙ, МИР БЕЛОГОРЬЯ»Брус Т.Н.МБДОУ ДСКВ «Капелька» г.Грайворона...

Парциальная программа "Здравствуй, малыш!"

Система адаптационных мероприятий для вновь прибывших детей и их семьям...