Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»
план-конспект занятия (младшая группа)

«Белгородская семья»  (вторая младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_belgorodskaya_semya.docx89.04 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»

«Белгородская семья»

(вторая младшая группа)

Программные задачи:

- формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе;

- расширять знания детей о ее основных ценностях;

-развивать  эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, мелкую моторику  рук;

- воспитывать  любовь  к членам семьи, вызывать желание  нарисовать  их портреты;

- закреплять  навыки  речевого развития, коммуникативного общения  со сверстниками и взрослыми.

Цель работы детей: создание рисунка семьи при помощи  силуэта ладони.

Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Материалы  и оборудование: ноутбук; мяч; готовый образец  работы; трафареты домиков с фотографиями детей: фотографии с изображением семьи; шаблоны с силуэтом ладошки.

Ход:

Игра «Собрались все дети в круг»

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:  Белогор прислал нам СМС – сообщение: «Дорогие ребята, помогите отгадать загадку. Если отгадаете правильно, то отгадка появиться на экране. А ещё в подарок  получите сюрприз!»

Даже если нас не семь,

А всего лишь четверо,

Передать мы рады всем

Наши чувства светлые…

Здесь добро царит всегда,

Здесь тепло с любовью,

Здесь согреют  в холода,

От дождей укроют!

Мама, папа, брат и я…

Все мы – дружная… (Семья)

(Н.В.Яковлева)

Воспитатель сообщает детям о том, что занятие посвящено семье.  И демонстрирует  на доске  трафареты  домиков с фотографиями детей.

Дидактическая игра «Посели в домик родных»:

Воспитатель раздает каждому ребенку изображение домика с пустыми окошками. Далее воспитатель просит детей, используя фотографии близких, «заселить» свой домик и рассказать про свою семью.

Дети, используя  фотографии, «заселяют»маму, папу и других родственников в свой домик

рассказывает о семье.

Воспитатель показывает детям коробочку с сюрпризом, которую передал Белогор. В ней дошкольники находят шаблоны с силуэтом ладошки.

Воспитатель объясняет, что пальцы – наши главные помощники в рисовании. Они словно маленькие человечки, которые учатся держать карандаш, и хотят поиграть с ребятами. Все 5 пальцев живут вместе, как семья.

Воспитатель предлагает каждый пальчик на листке превратить в маму, папу, бабушку и дедушку.

  1. Положить шаблон перед собой.
  2. При помощи карандашей «оживить» пальцы. (Нарисовать: глаза, нос, рот, уши, волосы. (Показ на доске)).
  3. Для детей, быстрее других выполнивших задание, предложить нарисовать отличительные особенности: дедушке можно нарисовать очки, бабушке – шляпу, маме – красивые бусы, папе – галстук, девочкам – бантики, мальчикам – шарфик.

Во время самостоятельной деятельности  проводится индивидуальная работа, помощь советом.

Физкультминутка «Клубочки для семьи»

Мы распутаем клубочки, (Имитация)

Чтоб связать штанишки дочке, (Наклоны к каждой ноге)

Всем внучатам – рукавички, (Сжимание и разжимание кулачков)

Шаль – для маминой сестрички, (Поднимание – опускание плеч)

Шарфик – дедушке родному, (Вращение шеей)

Дяде – тапочки для дома .(Наклоны к обеим ногам)

Нитки Мурзик растащил. (Вращение головы)

Всех в округе насмешил.(Имитация)

(Н.В.Яковлева)

Итоговая игра «Какая у вас семья?»:

Дети, стоя в кругу, ловят мяч и описывают свою семью.

Воспитатель бросает детям по очереди мяч, а дошкольники называют описательные прилагательные о семье: большая, маленькая, дружная заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, строгая, крепкая, счастливая и т.д.

Проводится выставка детских работ.

Дети обсуждают работы, выбирают лучшие для выставки.

Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»

«Рыжая кумушка из Белгородского леса»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи:

-знакомить детей с хищными животными родного края;

- закреплять знания о приемах бумагопластики;

-развивать воображение, наблюдательность, умение  сравнивать  и оценивать;

-воспитывать любовь к животным.

Цель работы детей:  выкладывание  из скатанных бумажных модулей художественный образ лисы, помочь Белогору и Белогорочке изобразить лису.

Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: изображения зверей – хищников; альбомный лист; желтые или оранжевые салфетки; клей; жесткая кисть; черный маркер; влажная и сухая матерчатая салфетка.

Ход:

Педагог начинает  с мотивационной истории:

Педагог  начинает  с мотивационной истории: «Рыжая кумушка распушила шубку, готовясь к весне, чтобы красоваться среди  лесных жителей в самом ярком наряде. Помогите Белогору и Белогорочке  создать ее портрет, чтобы лисичка круглый год любовалась шубкой, которая весной становится  и пушистей, и рыжей».

Дидактическая игра «Лиса и волк»:

Педагог делит детей на две команды «Лисы» и «Волки». Далее он просит каждую  по очереди называть какую – либо  примету лисы, а затем волка. Чья команда назовет большое количество примет, та и выигрывает (или же дети называют как можно больше примет лисы и волка). Например, «Рыжая – серый – хитрая – злой – пушистая – облезлый – изворотливая – зубастый и так далее».

Дети называют какую – либо примету лисы, а затем волка.

Педагог предлагает выполнить следующие этапы:

  1. Скрутить оранжевую салфетку в шарики.
  2. Нарисовать кистью, обмоченную в клей овал – туловище, засыпать его бкмажными шариками.
  3. Нарисовать кистью, обмоченную в клей круг – голову, засыпать его бумажными шариками.
  4. От туловища провести линии - ноги и хвост, засыпать бумажными шариками.
  5. Над головой поставить две клеевые точки – уха, засыпать бумажными шариками.
  6. Черным маркером нарисовать носик и глазки.

Дети выполняют задание

Физкультминутка «Хищники»:

На охоте волк крадется.

Ползком, ползком. (Ползки)

Лис к курятнику несется,

Скачком, скачком.(Скачки)

       Филин мышку подгоняет:

Вперед, вперед. (Махи руками)

Ласка яйца похищает

Из гнезд, из гнезд! (Прыжки с подтягиванием)

(Яковлева Н.В.)

Итоговая игра «Лиса»

Педагог спрашивает у детей, какая у них получилась лиса.

- прижимаем ладошки к столу, имитируем крадущуюся лису;

- одновременно  двумя ладошками открываем «лисью пасть»;

- пальчиками распушаем воображаемую шубку лисы.

Дети описывают лису и повторяют движения за педагогом.

Работа с родителями

Данную технику родители с детьми закрепляют дома, создав образ волка.

Дети инструктируют родителей, как нужно скатывать шарики из салфетки и создать из них образ волка.

Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»

«Сокровища матушки – земли Белгородской»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи:

-знакомить с полезными ископаемые России и Белгородской области;

- закреплять понятие о пейзажном жанре;

- осваивать нетрадиционную технику рисования песком  и мелом на клеевой основе;

- развивать мышление, воображение;

- воспитывать трудолюбие и уважительное отношение  к родной земле.

Цель работы детей: сделать пейзаж из песка на клеевой основе.

Интеграция  с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: фотографии изображения полезных ископаемых; фотографии художественных работ, выполненных из песка и других материалов; песок, сухие мелки; картон, клей; камешки; ракушки; пуговки; салфетки; образец готовой работы; презентация со слайдами «Добыча полезных ископаемых».

Ход:

Педагог начинает с мотивационной истории:

Спросил Белогор у Белогорочки: «Какие полезные ископаемые самые ценные: уголь, мел, песок или железо?»

Подумала Белогорочка  и ответила : «Без угля – дома не обогреют, пищу не приготовят. Без песка – здания не построят, а в школах без мела примеры ненапишут.Без железа – каши не сваришь, а съесть ее нельзя».

Ребята, а вы поняли, какое природное ископаемое самое ценное?

А вот эти полезные ископаемые добывают с щедрой Матушки – Земли Белгородчины. Педагог демонстрирует презентацию и информирует о каждом полезном ископаемом и о предметах, в состав которых они входят.

Дидактическая игра «Из чего же из чего?»: педагог предлагает детям визуальный ряд предметов и просит определить, какое из полезных ископаемых  в  него входит ( в блюдце – мел, в зеркало – песок), в ложке – железо и т.д.

Дети называют те  полезные ископаемые, куда входит демонстрируемый предмет.

Педагог предлагает выполнить следующие этапы для создания пейзажа щедрой Матушки – Земли:

1)Предварительно смешать песок с цветными мелками;

2)Нанести клей на картон;

3)Посыпать клеевые места цветным песком, создавая элементарный пейзаж: небо, солнце, земля.

4)Оформить бусинами, пуговицами и др.

5) Дать просохнуть.

Дети выполняют задание

Физкультминутка

«Сокровища Земли»

Посмотри направо, посмотри налево.(Повороты в стороны)

У Земли  сокровищ – как у Королевы. (Подтягивание на носочках)

Чтоб не убывало под землёю кладов – (Вращение головой)

Их беречь с рожденья непременно надо! (Хлопки)

(Яковлева Н.В.)

Итоговая игра «Повторялочка»

Педагог читает строки, а дети хором их повторяют.

Нет щедрей земли родной.

Повторяй, дружок за мной:

Если бережливым быть,

Землю матушку любить,

То она тебе, быть может,

Все сокровища предложит!

(Яковлева Н.В.)

Дети повторяют строки за педагогом, а потом поясняют значение фразы: «Сокровища Матушки – Земли»

Далее педагог просит все известные детям сокровища Матушки – Земли.

Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»

«Огород у Белогорочки»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи:

-осваивать создание аппликативных изображений овощей: моркови (способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления углов) и капусты (способом обрывной  и наклодной аппликации);

 - вызвать интерес к созданию индивидуальной композиции «Огород у Белогорочки»;

- развивать чувство формы и композиции;

- воспитывать коммуникативные навыки, интерес к творчеству.

Цель работы детей: помочь Белогорочке нарисовать огород.

Интеграция  с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование: бумажные прямоугольники оранжевого цвета; бумажные овалы темно – зеленого цвета; ножницы; клей; салфетки бумажные, клеенки. Морковь и капуста – реальные плоды или муляжи; парные схемы для планирования работы с детьми : «моркови», «капусты»; фланелеграф; корзинки; демонстрационный материал (капуста, морковь, картофель, репа, лук, лимон, апельсин).

Ход:

В гости к детям пришла грустная Белогорочка. Она рассказала, что в ее огороде очень большой урожай капусты  и моркови. Скоро ударят морозы, и весь урожай пропадает. Белогорочка попросила ребят помочь ей убрать овощи с грядок.

Педагог предлагает детям поднять Белогорочке настроение, сказав ей о том, как они рады видеть гостью.

Игра «Я рад тебя видеть…»

Дети встают в круг и приветствуют друг друга , говоря фразу, «Я рад тебя, видеть… (имя ребенка)»

Дети принимают решение помочь Белогорочке.

Подвижная игра «Собери урожай»:

Группа  детей делится  на две команды. Перед ними на двух фланелеграфах  находится демонстрационный материал (капуста, морковь, репа, картошка, лук, лимон, апельсин). Каждому  игроку  из команды по сигналу педагога предстоит  подбежать  к фланелеграфу  и положить в корзину тот овощ, который растет  в огороде Белогорочки.

Побеждает та команда, которая правильно и быстрее соберет овощи.

Дети выбирают нужный овощ и кладут в корзину.

Педагог показывает детям настоящие овощи, описывает  их внешние характеристики. Дети рассматривают их.

Педагог уточняет, из каких бумажных деталей и как  дети будут вырезать морковь и капусту?

1)Взять оранжевый прямоугольник, разрезать его по диагонали на два треугольника.

2)Закруглить в треугольниках углы, чтобы получилось две моркови.

3)Взять овал темно – зеленого цвета и квадрат светло – зеленого.

4)Разорвать квадрат на кусочки, слегка сминая  и приклеить на овал, изображая вилок капусты: «листья» приклеиваются  не целиком , а лишь нижней частью  и слегка накладывая  друг на друга.

5)Из остатков зеленой бумаги  сделать пышный хвостик для моркови.

6)Приклеить аппликативную морковь  и капусту на заранее  подготовленный рисунок.

Дети действуют самостоятельно и творчески. Педагог поддерживает  и поощряет оригинальные находки способов создания  выразительных образов.

Дети выполняют задание

Физкультминутка «Огород»

В огород я пошел (Хождение на месте)

Огород я полол. (Имитация с наклоном)

Из ведра поливал. (Имитация с возвращением на места)

Сорняки вырывал, (Наклоны к обеим ногам)

И за то, что я трудился, (Махи руками)

Урожай большим родился. (Имитация)

(Яковлева Н.В.)

По мере готовности изображений дети переносят свои работы на импровизированный огород, педагог помогает распределить их на грядках.

Педагог вместе  с детьми оценивает результат занятия  и обсуждает  с детьми получившийся образ

Белогорочка благодарит ребят за помощь и раздает детям угощения.

Дети высказывают свое мнение о работах, которые им понравились.

Образовательная ситуация по парциальной программе «Цветной мир Белогорья»

«Садовые деревья Белгородчины»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи:

- учить составлению  изображения из отдельных частей;

- знакомить  с садовыми  деревьями  родного края,  а также  с сезонными  изменениями  в природе;

- формировать навыки  обрывания бумаги;

- закреплять  умения  ориентирования  в пространстве;

-развивать абстрактное мышление;

-воспитывать инициативность, старательность, бережное отношение  к природе; интерес  к занятиям  по аппликации

Цель работы детей: создать образ яблони из цветов  и обрывных модулей

Интеграция  с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Материалы и оборудование: картинки  с изображением лесных  и садовых деревьев; клей; жесткая кисть для клея; изображение древесного ствола; полоски зеленого цвета; цветы (яблоневые) розового или белого цвета; влажные матерчатые салфетки.

Ход:

Педагог начинает с мотивационной истории:

« Не дает покоя Белогорочке  одинокое яблоневое деревце в саду. Другие  его соседи  уже давно  зацвели, а оно все никак не зеленеет. Пора ему  уже давно обзавестись весенними листочками. Поможем Белогорочке создать их без ножниц.

Наши ручки превратят кусочки цветной бумаги в молодые листья.А чтобы наша яблонька дала к лету плоды, давайте поможем ей зацвести пышным цветом!»

Дидактическая игра «Лесное – садовое»: педагог демонстрирует детям картинки с лесными  и садовыми деревьями. Просит каждую картинку комментировать словами: «Сад» или «Лес». Далее педагог просит рассказать , что детям известно об изображенном дереве.

 

Дети рассказывают, что им известно об изображенном дереве.

Дидактическая игра «Лесное – садовое»: педагог демонстрирует детям картинки с лесными  и садовыми деревьями. Просит каждую картинку комментировать словами: «Сад», «Лес».Далее педагог просит рассказать, что детям известно об изображенном дереве.

Дети рассказывают, что им известно об изображенном дереве.

Педагог предлагает выполнить следующие этапы:

1)Раздать зеленую и салатную полоски.

2)Оторвать  от каждой полоски много мелких кусочков- листочков

3)Смазать каждый листочек клеем  и приклеить вокруг ствола.

4) Соцветья яблони смазать клеем и приклеить среди листвы.

Дети выполняют задание

Физкультминутка «Деревце»

Мы копали ямочку, (Имитация копания)

Мы сажали семечко. (Приседание)

Поливали с мамочкой (Наклоны туловища)

Будущее деревце. (Потянулись вверх)

Ну – ка, друг, не ленись,

Наклонись, потянись.

(Яковлева Н.В.)

Итоговая игра «Дерево»

- руками имитируют рост дерева из маленького семени,

- поднимаем руки прямо над головой, параллельно ушам,

- согнули макушку дерева под порывами  ветра вправо и влево,

- распушили крону,

- показали шевеление листочков. Рассказали, что удалось лучше всего, а что вызвало затруднения.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

«Я живу в красивом доме…»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи: на элементарном  уровне познакомить  детей с устройством кукольного дома, включить  в продуктивную деятельность по украшению кукольного жилища.

Цель работы детей: узнать, где живут Белогор и Белогорочка, включиться в работу по украшению жилища.

Материалы  и оборудование: игрушки (петух, курица, цыпленок), парные картинки «Кто где живет?», семейные фотографии детей, мяч, напольный конструктор.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки и поиграть в игру  «Кто где живет».

Белогор и Белогорочка приглашают  детей в гости в свой дом.

Дети соотносят  игрушки  с картинками. Обследуют  экспонаты минимузея (печка, ухват, кринка, ложка, самовар, утюг, люлька, тряпичные куклы).

Кукольный дом выглядит не очень уютно, потому, что нет предметов, которые его украшают.

Дети помогают куклам сделать их дом красивее.

Игра «Мой дом»

Педагог предлагает встать в круг и, передавая мяч друг другу, описать дом, в котором живет «моя» семья.

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»

Произносят текст и показывают соответствующие движения6

Я хочу построить дом,

(Кончики пальцев сомкнуты под углом)

Чтоб окошко было в нем,

(Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально)

Чтоб у дома дверь была,

(Ребра ладоней прижаты друг к другу)

Рядом чтоб сосна росла,

(Пальчики растопырены  и смотрят вверх)

Чтоб вокруг забор стоял,

(Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок)

Пес ворота охранял,

(Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, мизинчик – вниз)

Солнце было,

(Кисти рук скрещены, пальчики растопырены)

Дождик шел,

(Потрясти кистями)

И тюльпан в саду расцвел».

(Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики  растопырены и смотрят вверх)

Стоят в кругу. Передают мяч друг другу. Рассказывают о своем доме (высота, этаж, что находится рядом с домом).

Педагог: Как же сделать дом красивым, и чтобы он понравился хозяевам? Надо, наверное, спросить хозяев, чего им хочется?

Давайте спросим или предложим что – то своё.

Дети задают вопросы, высказывают предположения.

Дети вместе с воспитателем украшают скатерть и салфетки для дома Белогора и Белогорочки  с помощью печатных изображений.

Воспитатель предлагает украсить дом кукол новыми салфетками  и скатертью  и рассказать, кому из детей что больше понравилось делать.

Дети высказывают свои впечатления.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

«Мы - дружные ребята, скажите это всем»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи: формировать у детей понятия «друг», «дружба». Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия  и сотрудничества. Развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательные, дружеские отношения между дошкольниками.

Цель работы детей: рассказать о дружбе и своем друге, почему я с ним дружу.

Материал и оборудование: куклы Белогор и Белогорочка, мультфильм «Самый лучший друг», аудиозапись В.Шаинского «Песенка о дружбе»; альбом  с картинками мультипликационных героев – друзей, картинки и фотографии для коллажа.

Ход:

Белогор и Белогорочка появляются в группе и приносят  с собой картинку с изображением Бегемота.

- Ребята, мы с Белогором в детском журнале нашли вот такую картинку, но не знаем, что это за существо. Вам что – нибудь известно о нем?

Дети высказывают предположения и называют животное.

Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм, где Бегемот является одним из главных героев. (Просмотр мультфильмв «Самый большой друг», Союзмультфильм, 1968г., режиссер Петр Носов).

Постановка проблемы:

Педагог:

- Ребята, о чем же был мультфильм? Разве он был о Бегемоте? Подводит детей к формулированию вывода о том, что мультфильм был о дружбе. Что же такое дружба и кто такой друг?

Дети отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Вопросы по содержанию мультфильма.

(Дети отвечают на вопросы, рассуждают над увиденными ситуациями)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай друзей». У воспитателя  в альбоме  есть картинки мультипликационных друзей.

Ребята, задавая вопросы воспитателю, должны догадаться о ком идет речь.

Изготовление группового коллажа с использованием фото, вырезанных машинок, игрушек, спортивных вещей, велосипедов «Подарок для друзей»

Участвуют в продуктивной деятельности

Воспитатель от лица кукол Белогора и Белогорочки организует обсуждение, что нового узнали дети о дружбе, о друзьях, какими качествами должны обладать друзья, что необходимо делать, если хочешь  с кем – то подружиться, почему  человек не может дружить со всеми, для чего человеку нужны друзья

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопрос.

В фотоальбом о детях группы «Вот какие малыши – полюбуйтесь от души» дети вместе с воспитателем раскладывают  и обсуждают фотографии, на которых совместно  запечатлены дети, дружащие между собой в группе.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

«Сели звери под плетень»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи:

-расширять представления детей о диких животных, учить отмечать характерные признаки их представителей; - развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

- расширять словарный запас детей, дать понятие об обобщенном понятии «дикие животные».

Цель работы детей: узнать, кто потерял ледяные бусы.

Материал и оборудование: кукла Белогорочка, игрушки – заяц в белой шубке, белочка, медведь, корзинка, капуста, морковь, шишки, конфеты, цветные бусы изо люда, деревянные  или пластиковые бусины разных цветов, картина с изображением зайца в серой шубке.

Ход:

В гости к детям прищла Белогорочка, которая приглашает детей отправиться в сказку:

«Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла,

Бусы дивные нашла».

Воспитатель показывает бусы изо льда и дает потрогать. Предлагает детям ответить на вопросы: Какие бусы? Почему они такие? Из чего сделаны эти бусы?

Дети исследуют бусы, отвечают на вопросы.

Воспитатель побуждает детей к высказыванию предположений, обсуждают, какого у него цвета шубка сейчас, зимой, каким цветом будет летом. Воспитатель предлагает потрогать игрушечного зайца, рассказать  какая по ощущениям у него шубка. Далее дети рассказывают, какие у зайчика ушки, хвостик.

Воспитатель предлагает детям выбрать угощение для зайчика из корзинки: капуста, морковь, шишки, конфеты. Дети предлагают варианты, угощают зайца.

Педагог предлагает детям узнать у зайчика, не он ли потерял бусы.

Белогорочка сообщает детям, что зайчик очень напуган и поэтому ничего не отвечает. Педагог предлагает детям подумать, кто мог напугать зайчика.

После высказывания детей, воспитатель выдвигает предположение, мог ли напугать зайца зверек в золотистой шубке. Показывает белку. Организуется описание белки.

Пальчиковая игра с белочкой

«Сидит белочка в тележке

Продает она орешки.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку».

(Дети поочередно загибают пальцы)

Выбирают из корзинки угощение для белочки, спрашивают, не она ли бусы потеряла.

«Идут» далее, «встечают» медведя, который собирается спать. Воспитатель организует обсуждение  внешнего вида медведя. Педагог сообщает детям, что мишка плачет, дети и Белогорочка спрашивают, почему медведь грустит. Медведь потерял ледяные бусы. Воспитатель предлагает отдать мишке бусы, которые они нашли. Дети обнаруживают, что бусы пропали. Воспитатель организует беседу: куда девались бусы, откуда появилась вода, почему на улице лед не тает. Предлагает сделать для медведя настоящие бусы.

Дети делают бусы, обыгрывают поделки, дарят медведю. Мишка благодарит детей и уходит спать в берологу.

Деревянные или пластиковые бусины разных цветов.

Воспитатель предлагает детям вернуться в группу. Подводит итог, каких зверей сегодня повстречали в лесу, уточняет у детей, какие еще звери водятся в белгородских лесах (косули, лисы, ежи, волки).

Дети отвечают на вопросы Белогорочки, высказывают впечатления о деятельности.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

«Животный мир родного края»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи: обобщить знания детей о животном мире родного края. Расширять представления о типичных представителях фауны конкретного района области. Развивать познавательную активность, любознательность.

Цель работы детей: узнать животных, обитающих в моем районе.

Материалы и оборудование: куклы Белогор и Белогорочка, карта области с изображением животных, игровое поле для викторины, бюла, фишки, мяч.

Ход:

Приходят куклы Белогор и Белогорочка, показывают карту Белгородской области с изображением животных, населяющих ее, и организуют беседу с детьми о них.

Рассматривают карту Белгородской области, участвуют в беседе.

Установить, какие представители животного мира обитают в нашем районе.

Воспитатель предлагает детям, ориентируясь на карту области с животными, рассказать Белогору и Белогорочке, что они знают о животных, обитающих в белгородских лесах. Для того, чтобы организовать очередность детей, может быть проведена игра или считалка

«Волшебный мяч»

Дети становятся в круг, в качестве «волшебного мяча» берется мяч небольшого размера. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу «волшебный мяч». Правила игры таковы: говорить может только тот ребенок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием  хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы.

Рассказ воспитателя о типичных представителях фауны района в соответствии с картой.  

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Рассказ воспитателя о типичных представителях фауны района в соответствии с картой.

Игра «Животные моего района»

Из предложенных картинок животных дети выбирают тех, которые обитают в районе.

Игра – викторина «Поле чудес»

На каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением животного, птицы, насекомого.

Водящий ребенок вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую – то картинку, он называет не только изображенное на ней животное, но и все семейство, а также жилище, в котором оно живет. Например, стрелка указывает на картинку с волком. Папа – волк, мама – волчица, ребенок – волчонок, жилище – логовоОценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После оклнчания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

Педагог подводит  итог занятия, обобщая информацию. Куклы благодарят детей, уходят.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

Инсценировка «Детские стихи и сказки поэтов и писателей Белогорья»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Белгородчина – край, где родились, жили и писали литераторы, чьи имена  и творчество известны всему читающему миру: Владимир Раевский, Николай Станкевич, Александр Никитенко, Николай Страхов, Надежда Кохановская (Соханская), Василий Ерошенко, Адриан Топоров, Арнольд Гессен, Филипп Наседкин. Писатели Белогорья гордятся тем, что в их рядах были такие известные масрера слова.

Белгородская областная организация Союза писателей продолжает наследие этих авторов. Она создана в декабре 1964 года, насчитывала в своих рядах пять человек. Сегодня в писательской организации более пятидесяти членов Союза писателей. Подрастающему поколению свое творчество посвятили : Евгений Дубравный , Вячеслав Колесник, Леонид Кузубов, Юрий Макаров, Борис Осыков, Валерий Черкесов, Игорь Чернухин, Владислав Шаповалов и другие. Многие годы возглавляет писательскую организацию поэт Владимир Молчанов.

За годы существования организации нашими писателями издано более 600 книг. Среди писателей – белгородцев есть лауреаты и дипломанты различных литературных премий и конкурсов.

Сегодня  писатели  плодотворно работают  и творят. Поэт Валерий Черкесов руководит Центром развития детского литературного творчества «Родная лира», прозаик Евгений Дубравный создал есенинское общество «Радуница». Поэт Владимир Молчанов руководит литературной студией «Слово». Прозаик Владислав Шаповалов стал первым в России частным книгоиздателем и основателем общественно – политического, литературно – художественного, научного журнала «Звонница». Одаренные люди – писатели делают многое, они выражают волю, помыслы  и чувствования  родного Белогорья.

Работа над преобразованием предметно – пространственной среды группы

С целью погружения детей в тему, развития познавательной  мотивации и стимулирования самостоятельной деятельности в группе размещаются  портреты  белгородских детских писателей и поэтов, оформляется выставка книг писателей – земляков, детям предлагается нарисовать героев  произведений, оформляются выставки детских работ по мотивам книг.

Инсценировка произведений Юрия Макарова

«Хорошо живет Трезор»

Хорошо живет Трезор:

Светлый дом, вокруг забор…

Есть и сад, и огород –

Всё там пахнет и цветет.

А случись к Трезору гость,

Есть и сахарная кость.

Любит старенький Трезор

Свой уютный тихий двор.

Здесь встечаться бы с друзьями,

Но тоскует в том дворе

Жадный, злой его хозяин

В трехэтажной конуре.

«Поросята у реки»

Поросята у реки отдыхали,

Всякой всячины вокруг набросали:

Кто обертки от конфет,

Кто разорванный пакет.

Засорили весь лужок-

Весь зеленый бережок.

Мама Хрюндя удивилась

И за голову схватилась:

- Как не стыдно, поросята,

Чем вам травка виновата?..

Вы везде канав нарыли,

Всё кругом позасорили…

На помойку стал похожим

Бережок реки.

Гадко вы себя ведете –

Прямо по – людски!.

Образовательная ситуация по парциальной программе познавательного развития  «Здравствуй, мир Белогорья!»

Лаборатория  «Сельскохозяйственный труд людей в Белгородской области»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Программные задачи: расширить знания детей об овощных культурах, о том, где и какие культуры растут; познакомить воспитанников  с профессиями в сельском хозяйстве; воспитать желание трудиться, приносить пользу.

Цель работы детей: посадить лук.

Материалы и оборудование: детский  садово – огородный инвентарь (лопата, лейка); земля в ящике; лук для посадки.

Ход:

Воспитатель демонстрирует детям садово –огородный инвентарь. Предлагает определить, чем они сегодня будут заниматься.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Дети, как называются профессии людей, которые занимаются выращиванием овощей?

(Ответы детей)

Воспитатель: Рассмотрите картинки с овощами, назовите, какие культуры вы знаете.

Игра «Вершки, корешки»

Воспитатель называет овощи, если в овощах съедобные подземные части  (корешки) – дети приседают; если – наземные  части (корешки) – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Педагог подводит итог игры, обобщает представления  детей о том, что все овощи растут на огородах, на грядках. Есть целые фермерские хозяйства, которые специализируются на таком производстве – выращивании овощей. А специалист, который занимается этим трудом, называется овощевод. Воспитатель организует беседу о труде овощевода и профессиях людей, задействованных на фермерских хозяйствах.

Воспитатель предлагает детям стать фермерами и организовать фермерское хозяйство по выращиванию лука.

Педагог знакомит детей с новыми словами: семена, удобрения. Организует обсуждение, опираясь на опыт детей.

Далее воспитатель демонстрирует детям лук для посадки, объясняет, почему именно такой лук будут сажать, рассказывает какой лук еще можно посадить. Организует обсуждение, какие овощи выращивают из семян (показывает семена укропа, петрушки, редиса), а какие из плодов (лук, картофель).

Дети отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.

Воспитатель предлагает детям разделиться на три группы:  первая готовит землю под посадку – рыхлит, делает углубления для лука; вторая  - готовит лук – замачивает  в миску со слабым раствором перманганата калия, защищает его. После посадки третья группа поливает лук. Воспитатель  предоставляет возможность детям распределить свои действия, помогает советом, примером, следит за тем, чтобы все дети приняли  участие в работе.

Педагог предлагает выбрать из числа детей агрономов, которые будут ежедневно следить  за тем, как растет лук и определить необходимость  полива, рыхления.

Воспитатель говорит детям, что сегодня Белогор и Белогорочка в гости не приходили, но им очень интересно узнать , чем сегодня дети занимались. Расскажите куклам , что нового узнали  о сельскохозяйственном труде? Какие новые слова услышали и запомнили? Какие новые профессии освоили?

Перспективно – тематическое планирование  по  парциальной программе

 художественно – эстетического развития «Цветной мир Белогорья» в разновозрастной группе 3-5 лет

Дата

Тематическое планирование

Вторая младшая группа

04.10.19

«Белгородская семья»

18.10.19

«Ловись, рыбка, в Белгородском озере»

29.11.19

«Рыжая кумушка из Белгородского леса»

20.12.19

«Зимние деревья в Белгородском лесу»

31.01.20

«Фокусы  из воздуха для Белогора»

21.02.20

«Едим, летим, плывем по родному Белогорью»

19.03.20

«Фартук для Белогорочки»

02.04.20

«Пирожки для Белогора и Белогорочки»

15.05.20

«Воздушные шары для Белогора»

Всего: 9

Средняя группа

04.10. 19

«Генеалогическое древо белгородцев»

18.10.19

«Свитер для друзей Белогора»

29.11.19

«Огород у Белогорочки»

20.12.19

«Снежинка из Белгорода»

31.01.20

«Сокровища  матушки – земли Белгородской»

21.03.20

«Расписные ложки Белогорья»

02.04.20

«Терем для Белогорочки»

22.05.20

«Садовые деревья Белгородчины»

Всего: 8

Перспективно – тематическое планирование  по  парциальной программе

 познавательного  развития «Здравствуй мир  Белогорья» в разновозрастной группе 3-5 лет

Дата

Тематическое планирование

Вторая младшая группа

19.09.19

«Здравствуйте, я пришел!»

26.09.19

«В группе весело живем: мы друг другу не мешаем, вместе дружно мы играем»

10.10.19

«Выходной, выходной – весь день родители со мной»

17.10.19

«Я живу в красивом доме…»

28.11.19

«Игра – экспериментирование «Вот он какой – наш белый мел»

12.12.19

«Сели звери под плетень»

23.01.20

«Кто живет на ферме»

06.02.20

«Буду как мама, буду как папа»

13.02.20

«Настоящие друзья – взрослые и дети»

23.04.20

Инсценировка «Детские стихи и сказки поэтов и писателей Белогорья»

07.05.20

«Наш трудолюбивый дворник»

Всего:11

Средняя группа

19.09.19

«Мы -  дружные ребята, скажите это всем»

26.09.19

«День рождения группы»

03.10.19

«Познакомьтесь, это я, это вся моя семья»

10.10.19

«Семейные традиции»

17.10.19

«Дом родной, навек любимый»

28.11.19

«Царь почв – чернозем- богатство Белгородской земли»

19.12.19

«Животный мир родного края»

26.03.20

«Борисовские глиняные игрушки.

23.04.20

«Ими гордится наш край»

Всего:9

Перспективно – тематическое планирование  по  парциальной программе

 речевого   развития «По речевым тропинкам Белогорья» в разновозрастной группе 3-5 лет

Дата

Тематическое планирование

Вторая младшая группа

16.10.19

«Домашние птицы  Белгородского края»

27.11.19

«Домашние животные Белгородского края»

18.12.19

«Семейный круг под Новый год»

15.01.20

«Емелина неделя. Зимние забавы»

19.02.20

«Потешаемся – забавляемся, прибаутками развлекаемся»

11.03.20

«Матушкины игры»

06.05.20

«Сварим кашу»

20.05.20

«Снова солнце, травы  и цветы»

Всего:8

Средняя группа

04.09.19

«Рябина – красавица, кормилица, защитница»

16.10.19

«Капусту прославляем, барыню величаем»

20.11.19

«Знакомство со свойствами дерева  и металла»

15.01.20

«Святочные колядки Белгородского края»

26.02.20

«Мой папа военный»

25.03.20

«Наша Родина – Россия»

13.05.20

«И поедим, и спляшем, только пашню спашем»

Всего:7

Образовательная ситуация по парциальной программе речевого  развития

  «По речевым тропинкам Белогорья»

  «Домашние птицы Белгородского края»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цели: развитие слухового внимания, накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний  и представлений о домашних птицах. Вызвать  у детей симпатию  к игрушкам –персонажам, желание играть и разговаривать с ними. Учить четкому произношению различных звукосочетаний. Способствовать усвоению детьми обобщающих понятий. Развивать умение ориентироваться на признаки объекта. Активизировать  в речи детей слова клевать, сыпать. Воспитывать умение слушать  и воспринимать обращенную речь, подражать действиям персонажей.

Ход:

Воспитатель обращает внимание детей на уже слышанную  ими мелодию. Предлагает высказывается, кто вспомнит – когда это слышали?

Появляются Белогор и Белогорочка, напевая мелодию  лейтмотива. В руках у них корзинка – лукошко  с игрушками (или картинками) – домашними птицами, накрытая салфеткой.

Увидев детей  - здороваются:

Здравствуйте!

Вы помните нас? Я – Белогор.

А я – Белогорочка.

Как вы поживаете? Что у вас нового?

А у нас дедушка с бабушкой на Покровскую ярмарку товары повезли и нам гостинца привезти обещали. У вас тоже ярмарки бывают? Знаете что это такое? И гостинца любите? Какие?

Возможна экспозиция иллюстраций «Ярмарка»

- А что у вас в корзинке?

- Как угадать?

- Можно угадать по голосу.

- Игра «Кто так кричит?»

Детям предлагается угадать: (га – га – га) – гогочет гусь, (кудах –тах тах)- кудахчет курица. (бал – бал – бал) – «разговаривает»  индюк, (ку – ка –ре –ку) – петух, (кря – кря –кря) – утка.

Угаданные игрушки достаются из корзинки – лукошка.

Это все наши домашние птицы. Они у бабушки с дедушкой во дворе живут.

Мы их кормим. А они нам яйца несут.

Белогор предлагает поиграть с домашними птицами.Все игрушки  остаются в поле зрения детей.Кто как «разговаривает»? Педагог (потом дети) спрашивают, обращаясь к Белогору: «Скажи, …, как кричит гусь?», ответ – «Кудах – тах –тах». Дети поправляют : «Ты ошибся. Кудахчут куры, а гусь гогочет – га –га –га» и т.п. На некоторые вопросы Белогор отвечает правильно, и дети хвалят его.

«Чтобы курочки и цыплятки прибежали клевать зернышки, - говорит  Белогорочка (воспитатель) – их надо позвать. А как это лучше сделать? Надо позвать : цып – цып – цып!

Дидактическая игра «Позовем утенка!»

«Слышите, ещё чей –то голосок: «Кря – кря –кря»? Кто это? (Утенок.)

Белогорочка – Если этого утенка ласково позвать : уу-тт-уу-тя, он непременно откликнется на зов». Предлагает детям по очереди позвать утенка -  к ним «подходит» утенок и «клюет» с ладони ребенка «крошки».

Белогор обращается к детям с предложением поиграть.

Проведение игры с выполнением движений по содержанию песни «Два веселых гуся»

Жили  у бабуси

Два веселых гуся,        

Один – серый, другой – белый,

Мыли гуси лапки

В луже у канавки,

Один – серый, другой – белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой , пропали гуси!

Один – серый, другой – белый,

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один – серый, другой – белый,

Кланялись бабусе.

Один – серый, другой – белый,

Кланялись бабусе!

Упражнение на восстановление дыхания «Гуси шипят»

Дети делают вдох, а на выдохе шипят.

«А как вы думаете, кто ухаживает за птицами?»

Обобщаются ответы: «Хозяйка ухаживает: кормит, наливает воды; следит, чтобы не ушли далеко, не потерялись. Куры, гуси, утки – домашние птицы. Они живут  у людей, люди  о них заботятся». Пора нам домой возвращаться.

Собирают  игрушки (картинки) птиц в корзинку – лукошко.

Пора всех наших птиц у бабушки кормить!

Рефлексивно – оценочный этап

- А у вас дома есть птицы?

- Как они «разговаривают?»

- Вы их умеете кормить?

- Что они едят?

- А с нашими вам понравилось играть?

- Кто больше понравился? Почему?

- Скоро  мы к вам ещё придем. Вот только с делами справимся.

- А на память  мы  вам вот такую картинку  с домашними птицами нашего двора оставим. Из корзинки – лукошка достается иллюстрация – таблица  «Домашние птицы Белгородского  края».

Постепенно  затихая, звучит лейтмотив  ухода Белогорчиков.

Дидактическая игра – описание «Расскажи о птицах и их птенцах?», «Опиши какие». «Петух красивый . У него разноцветные перья и красный гребешок на голове. Длинная шея. У петуха большой хвост». Взрослый помогает, подсказывает как начинать предложение.

Проведение подвижной игры

Текст стихотворения В.Берестова «Курица и цыплята». Игра организуется неоднократно по желанию детей в режимных моментах.

«Воспитатель – мама – курица, а вы – цыплята».Показывают, как изобразить цыпленка: руки  прижаты  к туловищу, но кисти свободны; мелкими шажочками  (можно и на пятках) передвигаться по комнате. Делая кистями рук движения вверх – вниз.

Курица просит цыплят не разбегаться, но они  не слушаются. Она сердится, квохчет:

Куд – куда? Куд – куда?

 Ну – ка, ну – ка  все сюда.

Ну – ка, к маме под крыло.

Куд – куда вас понесло!

Последнее обращение адресовано  двум цыплятам, которые  убежали из – под крылышка.

Игра повторяется 3-4 раза. Перед каждым повторением называются имена двух – четырех детей, которые  должны убегать из – под «крыла»

Далее роль курицы берут на себя  старшие дети  из тех, кто легко запоминает  стихи  и четко их декламирует.

Включение родителей

Толкование понятий «ярмарка», «товар», «гостинца».

Рассматривание домашних птиц. Включение детей в ситуации кормления (домашних) птиц. Проговаривание «Гусь гогочет : «Га – га –га – Приходите на луга!»

Образовательная ситуация по парциальной программе речевого  развития

  «По речевым тропинкам Белогорья»

  «Домашние животные Белгородского края»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цели: упражнять детей в четком произношении различных звукосочетаний; учить произношению звукоподражаний с разной силой голоса; закрепить  произношение звуков в отдельных словах м связной речи; способствовать  формированию интонационной выразительности речи; совершенствовать навыки диалогической речи.Обогащать  пассивный  и активный словарь. Способствовать  усвоению детьми обобщающих понятий.Развивать умение ориентироваться на признаки  объекта. Вызвать  у детей симпатию  к игрушкам  - персонажам, желание  играть  и разговаривать с ними.

Постепенно нарастая, звучит лейтмотив прихода Белогорчиков.

Воспитатель обращает  внимание детей на уже слышанную  ими мелодию. Педагог наблюдает  за реакцией детей на знакомую мелодию, кто обратит внимание, кто скажет, когда её уже слышали, и кто сейчас  придёт в гости? Предлагает подпевать.

Появляются Белогор и Белогорочка, напевая  мелодию лейтмотива. В руках у них корзинка – лукошко, накрытая  салфеткой.

Увидев детей – здороваются. Вы помните, как нас зовут? (Белогор и Белогорочка). Как живы – здоровы? Что нового приключилось?

А у нас на Настасью  овчарницу, стригальницу дедушка овей стережет. У вас тоже  овцы да бараны есть? Знаете, какие они?

- А какая у вас домашняя живность есть?

- Хотите с нами поиграть, да узнать, что мы сегодня  с собой принесли?

- Тогда  надо вспомнить, что это у нас в руках, как называется? Зачем  это нужно людям?

Игра «Угадай»

Детям предлагается  отгадать  загадки  и ответить, если кто – то знает – какие звуки издает

 это животное?

Если траву, жует, молчит…

А потом полдня мычит:

- Мне погладите бока-

Дам парного молока!

(Корова)

Говорит  она «му – му!»,

Ночью спит в своем хлеву,

Днем на пастбище идет.

Молочко нам всем дает

(Корова)

Корова (м-у-у-у), а с ней маленький  теленок (дети повторяют с другой интонацией м – у – у –у).

На ногах копытца, есть маленькие рожки на голове и короткий хвостик. Ест траву и сено, пьет воду.

Есть бородка, шерсть и ножки,

Ушки, хвост, а также рожки.

Хоть я блею, не пою –

Молоко тебе даю.

Я такая егоза!

И бодаюсь, я (коза)

Коза (ме – е  - е –е, а сней маленький козленок (ме – е – е –е).

По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

Не прядет, не ткет, а людей одевает.

Овца (бе – е – е –е), а с ней маленький ягненок (бе – е – е –е).

Короткие ножки, на ногах копыта, короткие уши, нос – пятачок и тонкий свернутый хвостик.

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Ноя пяточком!

Свинья (хрю – хрю), а с ней меленький поросенок (хрю – хрю)

Длинные ноги, на ногах копыта, есть грива на голове и длинный пушистый хвостик. Есть траву и сено.

Лошадь (и – го –го),  а с ней маленький жеребенок (и – го – го).

Угаданные игрушки  животных  с детенышами  достаются  из корзинки- лукошка.

Белогор: Это всё наши домашние животные .Они с людьми живут, в народе их ещё называют скотиной. Мы их кормим, а они нам молоко дают, в тяжелой  крестьянской  работе помогают. А у овец шерсть такая густая  да теплая, что они и с нами делятся. Из неё потом нитки прядут, шарфы, рукавицы да кофты вяжут.

Белогорочка предлагает поиграть с домашними животными.

Белогор показывает, как можно изобразить лошадок. Затем проводится  игра в лошадки: воспитатель  и часть детей подражают цоканью копыт, остальные скачут, как лошадки.Чтобы лошадка бежала быстрее ей надо сказать «Н – но-о! Н – но – о!». Затем дети меняются ролями. Лошадки наши устали – пусть отдохнут.

Белогорочка предлагает  узнать, кто ещё спрятался в корзинке. Для этого надо внимательно послушать.

«Гав – гав» - услышав лай, воспитатель пугается.

Белогор успокаивает  - так лает собака. Она помогает нам дом  сторожить и предупреждает, когда чужой к дому подойдет. А в корзинке её сынок – маленький щенок. Он ещё на всех  лает, но никого не обижает. Давайте  вместе  с ним попробуем  поговорить  на его языке (Гав – гав – гав), меняя интонацию – как мама – собака зовет, как щенок ей отвечает.

Ой, а в корзинке кто – то  ещё испугался  - «мяу- мяу - мяу». Кто же это? (Ответы детей)

Да это не взрослая кошка (достает из корзинки игрушку – котенка).Это же маленький котенок. Испугался бедненький. Не плачь, мы тебя погладим. Кто хочет погладить котенка и сказать ему успокаивающие слова – успокаивающие слова – успокоить?

Дети подходят поочередно к котенку на руках у воспитателя  и, гладя его, учатся говорить успокаивающие слова. При затруднениях  детей – педагог подсказывает, какие  можно сказать слова.

Вот  и успокоился наш котенок – замурлыкал – слышите? Как кошки мурлычут? Дети повторяют с нужной интонацией «муррр».

Белогорчики  рассказывают, что со щенком и котенком очень играть любят. Они очень забавно  играют с клубками. Хотите тоже поиграть. Кто будет веревочку держать, а кто превратится  в щенков  и котят  - будет клубочки догонять? Кто поймет – тот свой голос подает («Мяу» или «Гав»).

Белогор:

- Ох, и заигрались мы с вами. Пора нам домой возвращаться. Помогите нам пожалуйста, всех домашних животных собрать. Кто игрушку (картинку) возьмет, тот её и назовет, да и голосом её говорить начнет! Вот  тогда ее в корзинку и положит. Вам понравилось играть? Кто больше понравился? Почему? Можно  мы к вам ещё раз в гости придем.

А на память мы вам вот такую картинку с домашними достается иллюстрация – таблица «Домашние животные Белгородского края»

Постепенно затихая, звучит лейтмотив ухода Белогорчиков.

Образовательная ситуация по парциальной программе речевого  развития

  «По речевым тропинкам Белогорья»

  «Рябина – красавица, кормилица, защитница»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цели:

Связная речь. Развивать диалогическую речь. Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

Словарь и грамматика. Учить понимать смысл загадок; правильно называть  отдельные качества предметов (цвет, величину);

 Кисти, краснозобы, оберег, алеет, частушки, глубинушка, поверье, невзгоды.

Воспитывать навыки коммуникативной деятельности; побуждать детей вступать в разговор, спокойно и доброжелательно  отвечать на вопросы; приучать к употреблению простейших форм речевого этикета.

Вызывать у детей симпатию к персонажам, желание играть и разговаривать с ними.

Развивать умение ориентироваться на признаки объекта.

Познакомить детей с земледельческим календарным праздником «Рябинник», используя народные приметы, местные обычаи, с разными видами народного творчества: устно – поэтическим, музыкально – песенным, игровым.

Воспитывать интерес к народной культуре.

Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, загадок, частушек, песен, игр.

Совершенствовать связную речь.

Формировать уважительное отношение друг к другу, создать  ситуацию благодарности и внимания к близким людям.

Развивать мышление, творческое воображение, эмпативность в проблемных ситуациях, играх.

Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно – танцевальном творчестве русского народа.

Звучит  лейтмотив  прихода Белогорчиков.

Появляются Белогор и Белогорочка, в руках  у них корзинка – лукошко с гроздьями рябины.

Здороваются.

Белогорочка: Что нового у вас, интересного?

В нашем белгородском крае в это время на Петра и Павла рябинников принято срывать ягоды  рябины и кисти вешать под крышу.

Собирая ягоды рябины, на каждом дереве оставляли  часть ягод. Как вы думаете – почему? Для кого? (для птиц, чтобы в морозы они питались ягодами). Да угощение оставалось дроздам – рябинникам, снегирям – краснозобам и всякой другой птице.

Усложнение. Уточнение понятий «краснозобы»

Образовательная ситуация по парциальной программе речевого  развития

  «По речевым тропинкам Белогорья»

  «Капусту прославляем, барыню величаем!»

(средняя группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цели: познакомить  детей  с земледельческим календарным праздником «Капустник», используя народные приметы, местные обычаи, с разными видами народного творчества. Формировать  навыки коммуникативной деятельности; побуждать детей вступать в разговор, спокойно  и доброжелательно  отвечать  на вопросы, приучать к употреблению простейших  форм  речевого этикета. Развивать  умение ориентироваться  на признаки объекта. Активизировать  в речи детей запас народных пословиц, поговорок, загадок и т.п.

Связная речь. Развивать  диалогическую речь. Подвести детей к составлению небольшого  связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

Словарь и грамматика. Учить понимать смысл загадок; правильно  называть отдельные качества  предметов (цвет, величину).

Воспитывать  интерес к народной культуре, к историческому прошлому, любовь к родному краю. Вызвать у детей симпатию  к персонажам, желание играть и разговаривать с ними.

Ход:

Звучит лейтмотив прихода Белогорчиков.

Появляется Белогор и Белогорочка, в руках у них корзинка, накрытая салфеткой. Здороваются.

Белогорочка: Что нового у вас, интересного?

Пословицы народные гласят «Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой», «Октябрь – капустник, пропах капустой».

А какие пословицы вы об осени  еще знаете?

Белогор: В нашем  белгородском крае в это время капустных вечерок, посиделок. Когда  люди, убрав  с полей  и огородов урожай, делают заготовки  на долгую зиму, справляются  и самые щедрые, самые радостные осенние праздники. Начиная  с праздника Сергея – Капустника, хозяйки  приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму да пирогов  с капустою напечь. Отказаться от приглашения  считалось знаком неуважения  к хозяевам. Так и ходили  нарядные девушки  из дома в дом с песнями, шутками, с разными прибаутками, помогая  друг другу в заготовке капусты. Приходя в дом, девушки – капустницы, поздравляли хозяевов с капустой, как с праздником!

Белогорочка: А вы капусту любите? От других овощей её отличать умеете? А какие блюда из капусты любите?

Белогорочка: Как много вопросов задал Белогор, сначала попробуйте загадки отгадать.

Дети отгадывают  и называют  - «овощ» или «фрукт».

Синий мундир , желтая подкладка, а в середине  - сладко.(Слива)

Любопытный красный нос по  макушку  в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые пятки…(Морковка)

В сенокос – горька, а в мороз – сладка, что за ягодка? (Рябина)

Летом  в огороде – свежие, зеленые, а зимой  в бочонке – желтые, соленые. (Огурцы)

Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые  и маленькие детки. (Яблоко)

Щечки гладкие, щечки красные.

На кустах они растут, как ребятки, их зовут? (Помидоры)

Уселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста)

Белогор: А теперь попробуем о капусте рассказать. Кто первый начнет?

Составление  описательного рассказа «Капуста какая?»

А вы знаете, что капуста не только красива да хороша, она еще очень полезна, потому что богата витаминами? Она выручала людей во время голода, поэтому и сложил русский народ про нее поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят!»

Из  капусты делают салаты, супы  и голубцы…

А вы какие блюда из капусты любите?

                       А вы какие любите блюда из капусты?

А квашеную капусту любите? Тогда пора делом заняться – капусту посолить! А ножи  хорошо наточили?

Логоритмическая игра «Капуста»

Наточим ножи – вжик – вжик.(движения рука о руку)

Мы капусту рубим, рубим. (2 раза ладонями имитируют рубку)

Мы капусту мнем, мнем (2 раза сжимают и разжимают пальцы)

Мы капусту солим, солим. (2 раза имитируют соление)

Мы капусту придавили, (1 раз давят сверху вниз с усилением)

Придавили посильней. (1 раз надавить)

Мы капусту посолили, (1 раз погладить по животу)

Чтоб она была вкусней? (1 раз погладить по животу)

Вот такая! (1 раз показать большими пальцами вверх).

Белогорочка: Капусту солим с морковкой, и она вкусной да красной получилась, приятно на стол подать!

По традиции нашего края парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья, да  и невесту за работой легче выбирать.

Пока молодежь веселилась, хозяйки готовили угощение. Главным блюдом на праздничном столе были пироги с капустой.

Если пирог с капустой, он какой?

Дидактическая игра «Пирог с …» (капустой – капустный, с морковкой – морковный, с луком - …)

Образовательная ситуация по парциальной программе речевого  развития

  «По речевым тропинкам Белогорья»

  «Потешаемся – забавляемся, прибаутками развлекаемся»

(вторая младшая группа)

Подготовила: воспитатель Поваляева Е.Е.

Цель: знакомить  детей с образами  устного народного творчества – потешками, прибаутками, используя народные местные обычаи. Помочь  детям запомнить потешки, выразительно читать их наизусть. Развивать чувство ритма. Активизация употребления разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов. Развитие слухового восприятия, речевого слуха. Накопление, обогащение словаря детей с расширением знаний и представлением об окружающем. Развитие умения общаться посредством инициативной речи, формирования умения поддерживать диалог со взрослыми и детьми, знакомства с правилами элементарного культурного поведения. Воспитание звуковой  культуры речи  посредством формирования четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания , а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности в процессе воспроизведения детьми стихотворений, потешек.

Словарь

Введение понятий «прибаутка», «забава», «забавляться», «потеха», «потешаться», «кусковый», «вприкуску».

Закрепление понятий «самовар», «варенье», «мед», «лакомиться».

Формировать восприятие и память. Способствовать, развитию детской наблюдательности познанию окружающего мира, развивать внимание и воображение. Развивать творческое воображение, эмпативность в ситуациях, играх.

Звучит лейтмотив прихода Белогорчиков.

Воспитатель наблюдает за реакцией детей на приближение звуков мелодии.

Появляется Белогор и Белогорочка в зимней одежде.В руках у них корзинка, накрытая салфеткой.

Здороваются.

Белогорочка: Ох. И замерзли мы по дороге!А у вас тепло да уютно. Какие новости у вас, что интересно?

В нашем белгородском крае в феврале  месяце холодно да вьюжно на улице, долго не нагуляешься. Недаром в народе примечали «Январно – батюшке – морозы, февралю – метели, «У февраля два друга – метель и вьюга!Вот нам и приходится часто сидеть дома на печке греться. Потому – то издавна в это время 2спавляют» Ефрема – Сирина, запечника, прибаутника. Принято забавляться разными прибаутками, слушать которые очень любят дети.

Белогор: А вы любите забавляться? Что такое потеха знаете? Как это потешаться?

(потешать – это значит развлекать  и радовать)

Белогорочка: Прибаутка – это короткое смешное стихотворение или песенка, которое может рассмешить, позабавлять. Их придумывают взрослые специально для маленьких детей, а иногда и сами дети, когда подрастут. Мне про котиков очень нравится – хотите послушать?

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

 Выпал беленький снежок,

Ехал Ванечка – дружок.

Ехал Ваня, поспешал,

С своего коня упал.

Он упал да лежит,

Никто  к Ване не бежит.

Две подружки увидали,

Скоро к Ване подбежали.

Скоро к Ване подбежали,

На коня его сажали.

На коня Ваню сажали,

Путь – дорогу показали.

Ходит кот по лавочке,

Водит кошку за лапочки:

Топы, топы по лавочке!

Цапы, цапы за лапочки!

Белогор: А я про Федю люблю. Послушайте:

Федя – Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма  - а – мА!»

Понравилось? Хотите запомнить?

Трах – бах – тарабах,

Едие Ваня на волах,

Едет Ваня на волах,

Держит дудочку в руках.

Он на дудочке играет,

Ребятишек забавляет.

Трах- тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

-Подожди, колючий ёж,

Больше ехать невтерпеж,

Очень колешься ты, ёж!

Заучивание прибауток, потешек по выбору педагога и детей:

Белогорочка: А ещё можно поиграть

Дед хотел уху сварить, Дед пошел ершей ловить.

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь,

Надо старому помочь.

- Вам понравилась эта песенка?

- Какая она по характеру? (веселая, смешная, шуточная).

- Как вы думаете, легко ли петушку и коту тащить удочки? (нет).

- Было  бы легко, другое  бы слово , а не «слово «тащить» было бы в песенке.

 (дети побдирают слова).

- Как звали кота? (Лаврентий). А петушка? (Терентий).

- Вы хотите эту песенку выучить? (да).

Спросить  двух детей. Затем прочесть всем вместе, только без голоса.

Минидраматизация последних строк песенки.

Дети надевают маски петушка и кота и ведут диалог:

- Кот: «Деду одному невмочь».

- Петушок: «Надо старому помочь».

Детская игра Белгородской области «Шла купаться черепаха»

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Ничего я не боюсь!

Небылицы хороши, посмеялись от души. Теперь наша очередь небылицы придумывать. Давай придумаем то, чего на свете не бывает, вот у нас и получатся небылицы. Только, чур, чтобы смешно было! (Дети  придумывают, Белогорчики комментируют, удивляются, используют шуточные рифмы, развивая высказывания детей, делая их более смешными.)

Не скажу никому,

Но эта шутка про Фому.

Фома вредный,

Лоб у него медный.

Сам  с вершок,

Голова с горшок!

Любишь  шутку над Фомой –

Так посмейся над собой!

 Наш Ерема карапуз проглотил большой арбуз.

В лапти обулся, как пузырь, надулся!

Руки в бок, глаза в потолок,

Шагнул за порог – упал поперек!

Ерему поднимали – животы надорвали!

В нашем крае в долгие холодные вечера принято чай пить. Вы любите чай пить? А мы его пьем из самовара. Хотите попробовать?

Для этого надо воды принести, самовар поставить, стол накрыть, угощение приготовить. Поможете нам?

Игра – имитация «Готовим чай в самоваре»

Кто воды принесет? Вот вам ведро.

Кто самовар поставит? Воду в него нальем и кипятить станем.

Теперь надо  на стол накрыть. Что нам потребуется?

Педагог  приглашает то одного, то другого ребенка добавлять слова.

Скатерть, чашки, блюдца, сахар…

Белогорчки – а у нас сахар кусковой, мы им 2вприкуску» лакомимся. А еще  чаще варенье  или мед добавляем. Если горячо, мы чай из блюдца пьем.

Упражнение: «Подуем на чай» (развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи). Блины мы испекли, но чай очень горячий, на него надо подуть. «Подуем на чай» - сделаем вдох и подуем на «пар» (не поднимая плеч, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой). Вот так (показ). (Упражнение повторяется 2-3 раза).

Белогорочки – засиделись мы, пора домой возвращаться, а то самое интересное пропустим.

Сможете рассказать, новые смешные стишки? Какие запомнили? Почему? Вам понравилось чай в самоваре готовить? А мы вам картинки для игры в чаепитие оставим (достают из корзинки – лукошка). Прощание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

с. Алексеевка Яковлевского городского округа»

Реализация парциальных программ

в разновозрастной группе 3-5 лет

                                                    Воспитатели: Бредихина М.С., Поваляева Е.Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

парциальная программа "Цветные ладошки"

Парциальная программа "Цветные ладошки" от 2-7 лет...

Парциальная программа «Цветные - ладошки» 2 младшая группа

Модифицированная парциальная программа «Цветные - ладошки»(художественно-эстетическое развитие)Возраст детей  3-4 года...

Реализация парциальной программы «Цветные ладошки» И.А. Лыкова

laquo;Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»...

Парциальная программа "Цветные ладошки"

Программа развития воспитанников посредством нетрадиционных техник рисования...

План-конспект занятия по аппликации с элементами рисования по парциальной программе Цветные ладошки Лыкова Л.Л. Тема:«Праздничная ёлочка» в средней группе

План-конспект занятия по аппликации с элементами рисования  по парциальной программе Цветные ладошки Лыкова Л.Л. Тема:«Праздничная ёлочка» в средней группе...

Особенности реализации парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В.)

Парциальная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи пре...