Проект "Солнце круглое как..."
проект (младшая группа)

Проект "Солнце круглое как..." в младшей группе (неделя Масленицы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solntse_krugloe_kak.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 Петродворцового района Санкт - Петербурга

Проект

Тема: «Солнце круглое как...»

для детей младшей группы №1 «Пчёлки»

Выполнила:

воспитатель Олехова Виктория Викторовна

г. Санкт - Петербург, 2023 г.


Солнце круглое как блин,

Улыбаясь, светит.

Рады тёплой встрече с ним

Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Актуальность

Россия - государство богатое своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощёного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Даёт детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого весёлого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей и детей.

При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно - ориентированному подходу в общении с детьми.

Цель проекта: формировать у воспитанников дошкольного возраста представление о народных традициях, посредством погружения в атмосферу праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  1. Образовательные:
  • Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
  • Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
  1. Развивающие:
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору.
  • Воспитывать эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре - действии.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 20 февраля по 26 февраля 2023 года).

Участники проекта: дети младшей группы №1 «Пчёлки», воспитатели, родители.

План работы для воспитателя:

  1. Сбор информации об истории праздника.
  2. Подбор картинок по теме недели.
  3. Подготовить папку – передвижку «Масленица».
  4. Организовать для родителей выставку детских работ.

Формы организации:

  1. Беседа, общение.
  2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
  3. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
  4. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно - прикладного искусства.
  5. Интегрированная НОД.
  6. Совместные мероприятия педагогов и детей.
  7. Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

  1. Беседа «Почему Масленицу называют Масленицей?».
  2. Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом».
  3. Рисование «Вкусные блинчики».
  4. Заучивание заклички

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет

  1. Аппликация «Солнышко лучистое».
  2. Подвижные игры: «Карусели», «Гори, Солнце, ярче».
  3. Пальчиковые игры: «Солнышко - вёдрышко», «Снежки».
  4. Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

  • Привлечь родителей к изготовлению куклы «Масленица».
  • Консультация для родителей: «Широкая Масленица».
  • Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми дома.
  • Порекомендовать посетить гуляния «Широкая Масленица» на территории МО Стрельна 26 февраля 2023 года.

Ожидаемый результат:

  1. Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица.
  2. Получение представлений о народных играх, обрядах.
  3. Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы.
  4. Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

  1. Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы:
  1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
  2. Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
  3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
  4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
  5. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
  6. Привлечь родителей к участию в проекте.
  1. Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
  1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
  2. Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
  3. Разучивание хороводных игр.
  4. Подготовить папку – передвижку «Масленица».
  1.  Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
  1. Организовать для родителей выставку детских работ.
  2. Провести масленичную неделю в младшей группе №1 «Пчёлки», опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
  3. Организовать и провести музыкально - спортивный праздник «Широкая Масленица».

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Содержание

Понедельник

«Встреча»

Познакомить детей с народным праздником Масленица.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа.

  • Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?».
  • Изготовление куклы «Масленица».
  • Рассматривание картин «Масленичные гуляния».(Что это за праздник? Зачем провожают Зиму? Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

Вторник

«Заигрыш»

Расширять знания детей о видах устного народного творчества

  • Беседа «Как Масленицу праздновали на Руси».
  • Разучивание песен про блины.
  • Разучивание пальчиковой игры «Солнышко - вёдрышко».
  • Разучивание масленичной игры - забавы «Солнышко».

Среда «Лакомка»

Познаём секреты русской кухни. Обмен рецептами блинов.

  • Загадки о блинах.
  • Заучивание заклички.
  • Катание на санках, ватрушках.
  • Игра в снежки.
  • Оформление папки - передвижки для родителей.

Четверг

«Разгуляй»

Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.

Закрепить представление о «Масленице».

Знать, уметь играть в народные игры,воспитывать любовь к культуре.

  • Разучивание поговорок про Масленицу и блины.
  • Лепка «Блины».
  • Катание на санях, зимние забавы.
  • Подвижная игра «Петушки».

Пятница

«Посиделки»

Прощай, Масленица.

  • Разучивание стихотворения.
  • Подвижная игра «Карусели»

Результат:

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.

Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с педагогами и сверстниками через совместную проектную деятельность

Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.

Список используемой литературы

  1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно - воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса», 2003.
  3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши – М.: Просвещение, 1992.
  4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении - ООО «Гном - Пресс», 2000.
  6. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!». Программа оздоровления детей. - М.:Просвещение, 2006.
  7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба. Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2000.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Беседа «Почему Масленицу называют Масленицей?»

Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами.

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица». По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов.

Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замёрзшую землю.

Вот и стряпали блины - этакие солнечные малыши - кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название - «Масленица». По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядрёной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым весёлым праздником.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Беседа «Как Масленицу праздновали на Руси»

Цель: познакомить детей с народными традициями.

К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу - Масленицу, да наряжали её в кафтан и шапку.

На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

На третий день тёщи приглашали своих зятьёв к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.

Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, творить кулачные бои.

На пятый день зятья угощали блинами своих тёщ, иногда и всю всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тёщу.

В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Обычаи седьмого дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различным и обрядами. Соломенную куклу - «Масленицу» - торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Песня Блины

(русская народная песня)

  1. Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

  1. В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

  1. Моя старшая сестрица

Печь блины - то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

  1. Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

  1. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

  1. «Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Пальчиковая игра «Солнышко - вёдрышко»».

(Дети встают и повторяют за воспитателем)

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).

Взойди поскорей,

Освети, обогрей (Руки развести перед собой).

Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).

Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Игра «Солнышко»

Нужно встать в круг и взяться за руки, воспитатель в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче -

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается),

А весна милее (круг расширяется).

Потом воспитатель неожиданно кричит «Горю!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А воспитатель их ловит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Загадки

  1. Зиму с ней мы провожаем,

И Весну - Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут? (Масленица)

  1. Чучелом её сжигаем,

Едим масло и блины,

И весну мы ожидаем,

Это - праздник старины. (Масленица)/\ъэжб

  1. С сыром, маслом и сметаной,

Дырчаты и румяны,

Ароматны и вкусны,

Аппетитные...(Блины).

  1. Горячий, румяный,

Сытный, желанный,

Бабушка с утра печёт,

Угощается народ. (Блины)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Закличка

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы.

Мажьтесь масленее - будет повкуснее».

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Пословицы, поговорки:

  1. «Как на масляной неделе в потолок блины летели».
  2. «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны».
  3. «Солнышко-вёдрышко, нарядись! Солнышко-вёдрышко, покажись!».

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Игра «Петушки»

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встаёт на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает её за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Стихотворение

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

Подвижная игра «Карусели»

Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать

создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры. Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. (Дети идут по кругу)

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом. (Дети бегут)

Тише, тише, не спешите, карусель остановите! (Дети идут по кругу)

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра. (С окончанием слов останавливаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круглый стол"

Ростим детей здоровыми, бодрыми, веселыми....

Круглый стол с родителями дошкольников по экологии

Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры...

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Круглый стол на тему:«Родительский диспут за круглым столом по проблематике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.»

Родительский диспут за круглым столом предназначен для выяснения проблем по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...