Полифункциональное пособие "Музыкальный фартук"
методическая разработка

Музыкальный фартук - это уникальное методическое пособие, используемое  для организации музыкальной деятельности с детьми от 1,5 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polifunktsionalnoe_posobie_muz.fartuk.docx27.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Полифункиональное пособие

 «Музыкальный фартук».

Музыкальный фартук - это уникальное методическое пособие, полифункциональная игра. Музыкальная деятельность в стенах детского сада – это всегда яркие, интересные и содержательные задания и игры. И, казалось бы, что еще можно придумать, но, как известно, фантазии нет предела.

Музыкальный фартук – это пособие, которое может быть использовано для организации музыкальной деятельности с детьми от 1,5 до 7 лет.

Целевое назначение развивающей игрушки можно обозначить как:

1. Организация музыкальных кукольных театров.

2. Организация и проведение музыкально-дидактических игр.

3. Знакомство с длинными и короткими звуками.

4. Расширение словарного запаса и использование музыкальных терминов.

5. Развитие коммуникативных навыков.

В зависимости от целей и задач у педагога есть возможность подбирать различные дидактические игры.

Пособие сшито по выкройки кухонного фартука, но имеет большую длину. Для пособия используется плотная ткань двух цветов: голубой и зеленый. В верхней части пособия расположен (пришит) дом и от него «идет» дорога. Для проведения игр и спектаклей изготавливаются: плоскостные животные и птицы: курица и цыплята, ежики, зайчики, медведи, фрукты, овощи, деревья разных размеров, солнце и тучки.

Игры и спектакли составляются с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Материал для музыкальной деятельности постоянно меняется и дополняется, что дает ощущение новизны. Соответственно пособие всегда интересно детям, а главное несет в себе развивающую функцию.

Рассмотрим фрагмент русской народной сказки для детей раннего возраста «Курочка Ряба». Педагог берет фартук, атрибуты (яйцо золотое и белое), куклы деда, бабки, мышки и курицы. Можно включить фоновую русскую народную музыку. Все действия сказки педагог разыгрывает на фартуке, на фоне дома.

Музыкальный руководитель: У деда, у бабы курочка жила, однажды курочка Ряба яичко им снесла.

Курочка ряба: Снесла не простое, ко – ко, ко – ко – ко,

Снесла золотое, ко – ко, ко – ко – ко.

Педагог показывает яйцо и предлагает зрителям погладить его, потрогать, повторить, что оно золотое, посмотреть какое оно красивое.

Музыкальный руководитель: Радуется дедка, радуется баба.

Дед и Баба: Ах, какая курочка! Ах, какая Ряба! На радости такой, споем мы песенку про нашу курочку.

Пение: «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать».

Во время пения педагог играет курочкой и выполняет все действия по тексту.

Музыкальный руководитель: Дед бил, бил – не разбил, баба била, била -  не разбила!

Педагог предлагает детям попробовать разбить яйцо.

Мышка: Мышка бежала хвостиком махнула и яичко подтолкнула. И яичко покатилось, покатилось, покатилось, покатилось и разбилось – ой!

Музыкальный руководитель: Дед плачет, баба плачет…

Дед и Баба: Без яичка будем, значит…

Музыкальный руководитель: Оба плачут, горько плачут, ну, а курочка кудахчет:

Курочка Ряба: Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу яичко вам простое, ведь оно нужней, чем золотое!

Музыкальный руководитель: Радуется дедка, радуется баба.

Дед и Баба: Ах, какая курочка! Ах, какая Ряба!

Музыкальный руководитель: Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!

Такая форма кукольного представления помогает вовлечь детей в процесс театрализации уже начиная с 1,5 годовалого возраста. Привычная для нас ширма может быть не так интересна детям раннего возраста, как интерактивная форма проведения кукольного представления.

Еще одно направление, где может быть использован музыкальный фартук – это музыкально-дидактические игры. Например, игра на различение высоких и низких звуков – «Музыкальная тропинка».

Педагог раскладывает на дороге друг за другом любых животных (например, медведей). Пение сопровождается жестами, показывая направление верх или вниз.

Мишки отправились на прогулку, и чтобы им было веселее гулять, они решили песню спеть.

До - ре-ми, ми – ре - до. Шаги пропеваются со словами: «Вверх иду» - это мы с вами ушли от низкого звука, к высокому звуку. А теперь от высокого звука, пойдем к низкому - «Вниз иду».

2. До – ре – ми - фа, фа – ми – ре - до. Шаги пропеваются со словами:

«Верх я иду», «Вниз я иду».

3. До – ре – ми – фа - соль, соль – фа – ми – ре - до. Шаги пропеваются со словами: «Вот иду я вверх», «Вот иду я вниз».

С помощью музыкального фартука мы смогли уйти от привычной формы игры «Музыкальная лесенка», разнообразить музыкальную деятельность и сформировать интерес детей к музыкально-дидактическим играм, закрепить понятие «Высокие и низкие звуки».

Варианты дидактических упражнений и дидактических игр

1. «Где мои детки?»

Возраст: 3-4 года.

Задачи: развивать звукоподражание, навык манипуляции предметами, внимание, представления об окружающем мире.

Игровой материал: 3 большие фигуры (заяц, ежик, мишка) и несколько маленьких (их детеныши) – по числу играющих.

Ход игры. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «Жили были мама-зайчиха, с зайчатами и курочка, с цыплятами. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь и все спрятались. Мамы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей мама-зайчиха (показывает фигурку): «Где мои зайчата, милые ребята? Прыг - прыг!» (поет на ре первой октавы).

Зайчата отвечают: «Прыг - прыг! Мы здесь!» (Поют на звуке ля второй октавы). Можно использовать карточки с изображением зверей и птиц, раздать их. Дети, у которых на карточках изображены зайчата, поднимают их и отвечают: «Прыг, прыг! Мы здесь».

 Обрадовалась мама-зайчиха, что нашла своих зайчат. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко -ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока звери и птицы не найдут своих детей.

2. «Мамы и дети».

 Возраст: 3-4 года.

Задачи: развивать звуковысотное восприятие музыки, внимание, память, навык манипуляции с игрушками.

Игровой материал: лесенка из трех ступенек, ведущая к домику на фартуке, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат детенышей, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших животных на нижнюю ступеньку.

3. «Наше путешествие».

Возраст: 5-6 лет.

Задачи: закреплять приёмы игры на детских музыкальных инструментах, развивать связную речь, фантазию, навык импровизации.

Игровой материал: металлофон, бубен, треугольник, ложки, барабан, музыкальный молоточек.

Ход игры. Педагог предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте.

«Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит музыкальный руководитель. - Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне и показывает действия на фартуке). Увидела подружку, которая очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Далее, дети придумывают свой рассказ, показывают действия на фартуке.

4. «Колобок».

Возраст: 6-7 лет.

Задачи: развивать звуковысотное восприятие музыки, сольное исполнительство, умение управлять настольными игрушками, формировать навыки правильного построения предложений, словесную импровизацию.

Игровой материал: колобок, елочки разной высоты.

Ход игры. В игре участвует небольшая подгруппа детей. При этом ребенок – ведущий выступает в роли артиста. Он придумывает сюжет, перемещает героя по фартуку и пропевает песенку колобка в зависимости от того, как высоко сидит колобок. Это может быть движение по ступенькам.

Продолжает игру тот, кому он передает колобка.

5. Ритмические загадки

Возраст 4-7 лет.

Задачи: развивать чувство ритма, закреплять приёмы игры на детских музыкальных инструментах, учить работать в команде.

Игровой материал: плоскостные игрушки, детские музыкальные инструменты.

На пособии выкладывается ритмический ряд из животных (большой мишка – «Та», маленький мишка – «Ти»). Задача оркестра (дети) - сыграть на детских музыкальных инструментах ритмический ряд.

Ритмический ряд можно пропеть со словами. Например, выложить два маленьких зайца и два больших -  это два коротких звука и два длинных звука, Спеть со словами по ритмической партитуре : « Прыг, прыг! Мы здесь!»

Таким образом, использование музыкального фартука в работе музыкального руководителя – это уникальное средство для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а также памяти, внимания, мышления, воображения, обогащения словарного запаса и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - презентация " Полифункциональные материалы для детей раннего возраста "

Данные пособия разработаны нами для работы с детьми раннего возраста .С использованием палочек КЮИЗЕНЕРА ....

Проблемно-игровая технология: технология организации деятельности со специальным полифункциональными материалами

Технология  организации деятельности со специальными полифункциональными материалами (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)...

Полифункциональный материал - палочки Кюизенера в сказках.

На основе полифункциональго материала - палочки Кюизенера я разработала методический материал по сказкам . Каждому герою сказки соответствует своя палочка или несколько . В игре дети изучают сказки и ...

Статья:использование полифункционального материала в группах раннего возраста.

Логические блоки Дьенеша         Возраст от 2 до 3 лет называют “годом большого скачка”.         И действительно ,между ...

Учебно-методическое пособие-полифункциональные материалы для детей раннего возраста

                                      Цветные палочки Кюизенера .     Ме...

Авторское полифункциональное дидактическое пособие «Буратино-альпинист»

В процессе работы с детьми по коррекции звукопроизношения, встречается много трудностей, связанных с:* однотипностью предлагаемого материала по автоматизации звуков;* многоразовым проговариванием одно...

Методическое пособие "Театр на фартуке","Умный фартук"

Представляю вашему вниманию Свое методическое пособие " Театр на фартуке" и "Умный фартук". Материал расчитан на детей младшего и среднего возраста. Данное пособие я использую не т...