Проект " Волшебный песок"
опыты и эксперименты (младшая группа)

Квасова Зиля Халиловна

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский

 

Цель проекта: развитие познавательных и исследовательских способностей, речевой активности детей.

 

Задачи проекта по образовательным областям:

 

Познавательное развитие

-сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить кругозор;

-развивать познавательную активность, мышление, воображение, внимание;

-поддерживать и развивать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

 

 Речевое развитие:

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними и  чтения художественной литературы (стихи, потешки, песенки).

 

Социально- коммуникативное развитие:

-развивать игровую деятельность с песком;

-отражать в игре действия с предметами;

-воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

-соблюдать правила безопасности во время игр.

 

Художественно эстетическое развитие:

-использовать музыкальные произведения в качестве эмоционального настроя;

-развивать детское творчество в играх с песком.

 

Физическое развитие:

-развивать двигательную активность;

-развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид проекта: познавательно- исследовательский

Характер контактов: внутригрупповой

Время реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети раннего возраста, родители, воспитатели

 

Постановка и обоснование проблемы: дети раннего возраста не имеют представления о свойствах песка,  играх с песком. Максимально обогатить представления детей о свойствах песке.

Объект: песок.

Предмет: формирование у детей представлений о свойствах песка через познавательно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей появятся представления о свойствах песка, будет развиваться познавательный опыт, уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.

                                         

                                         Актуальность

 

Аннотация к проекту: Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное» самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка». На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

В ходе реализации данного проекта путем исследования дети познакомятся со свойствами песка.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Реализация данного проекта направлена на развитие исследовательской активности детей.

Продукт проектной деятельности:

-получение детьми элементарных знаний о свойствах песка;

-появление интереса к познавательно-исследовательской деятельности;

-воспитание трудолюбия;

-безопасное обращение с песком;

-повышение речевой активности детей.

-положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители).

-улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада);

-создание условий для реализации задач по проекту.

 

Этапы проекта

 

1 этап. Подготовительный:

-Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, предметных картинок на тему «Игры с песком», дидактических, пальчиковых, подвижных игр для реализации проекта.

-Привлечение родителей к созданию условий, способствующих развитию познавательного интереса у детей (сбор мелких игрушек, контейнеров от киндер-сюрпризов, природного материала, обработка песка).

 

2 этап. Содержательный:

Познавательное развитие

Беседа «Удивительный песок»

Опыты с сухим и влажным песком

Социально-коммуникативное развитие:

Беседа о безопасности во время игры с песком.

Рассматривание картины «Дети играют с песком»

Наблюдение за играми с песком старших детей на прогулке.

Игры с песком: «Печем куличи»,  «Кто спрятался в песке?», «Найди Зайчика»

Речевое развитие:

Беседа по сюжетной картине «Дети играют в песочнице»

Знакомство со стихотворением Н.Хилтона «Я полил песок водой»;

Художественно эстетическое развитие:

Чтение потешек;

Пение песенки «Я пеку…»

Рисование на песке: «Узоры на песке», «Необыкновенные следы»,

Физическое развитие:

Выполнение упражнений с контейнерами, заполненными песком (ходьба, постукивание, встряхивание, поднимание вверх, опускание вниз);

Подвижная игра «Песчинки»

Пальчиковая гимнастика «Песок», «Игрушки в песке», «Шофер», «Новые кроссовки»

Работа с родителями

- Оказание родителями помощи в создании среды (сбор мелких игрушек, природного материала, обработка песка)

- Консультации на тему «Какая польза для детей от игры с песком», «Играем с песком вместе с ребенком»

- Оформление фотовыставки «Мы играем с песком»

 

3этап. Заключительный:  

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет, прозрачная,  бывает теплой, холодной и горячей.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

 

Ресурсы проекта:

материально-технические –  песок, формочки, совочки, ведерки, лейки, бросовый и природный материал.

информационные – методическая, художественная литература; картина «Дети играют с песком», ресурсы интернета.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Низкая заинтересованность родителей - распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

 

Вывод:

участие детей в данном проекте позволило сформировать у них знания о свойствах песка;

повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности; активизировать словарный запас; научить безопасно обращаться с песком;

приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта убедило их в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

 

Список литературы:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы» М.:Мозаика-Синтез 2010

2.Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой (занятия, наблюдения, досуг и развлечения)» М.: Педагогическое общество России 2006

3.Юрченко Е. М. «Я иду играть…» Развивающие игры и упражнения для детей двух лет. Сибирское университетское издательство Новосибирск 2007

4. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная / /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52.                                                                     5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду детей 2-3 лет»М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015г.

6.Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

7.Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.-С.35-38     

Приложения к проекту

 

 

                    Перспективный план игр с песком

 

 Цель: создать условия для психоэмоционального развития детей раннего возраста в процессе игр с песком.

Задачи:

- знакомить детей со свойствами песка, способам обследования;

- формировать умение экспериментировать с песком;

- учить действовать с предметами-орудиями;

- побуждать к речевому общению;

- развивать крупную и мелкую моторику;

- формировать у детей познавательный интерес;

- накапливать эмоциональный опыт;

- создавать атмосферу радости и удовольствия;

- расширять кругозор детей; формировать у детей позитивный образ своего «Я»

 

                               Картотека «Волшебный песок»

 

Тема

Цель

Игровые действия

«Песочные человечки. Рисуем ручками на песке»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

 

Дети оставляют большие и маленькие отпечатки пальчиков на песке (Человечки шагают – «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке»).

«Игрушки - потеряшки. Ищем игрушки в песке»

Развивать умение определять игрушку на ощупь.

Дети ищут игрушки в песке и называют их.

«Лепим колобок», «Делаем фигурки из песка»

 

Накопление представлений о песке и его свойствах (мокрый – сухой; рассыпается .

 

Предложить слепить колобок из сухого песка. Почему не получается? Какой песок? Предложите смочить песок водой из лейки. Получиться колобок теперь? Почему? Далее дети лепят самостоятельно, сами выбирая себе песок для работы.

«Разные горки»

 

Учить самостоятельно строить разные горки (высокие – низкие, широкие – узкие).

Предложить построить разные горки для медведя, зайца, лисички и т.д., в соответствии с размерами игрушки.

 

«Угостим пирожками»

Познакомить детей с формой предметов.

Предложить сделать для Мишки пирожки круглой, квадратной, треугольной формы.

«Пирожки для слона и для мышки»

Манипулирование с песком, определение объёма путём пересыпания.

Сделать пирожки для гостей: слона и мышки. Для кого надо большой пирожок? Для кого маленький? Для какого пирожка понадобится больше песка? Сколько ложек

песка поместилось в каждую формочку?

 

 

«Куличики для гостей»

 

Закрепить знания геометрических фигур и геометрических форм.

В гости пришла семья медведей. Михайло Иваныч любит пирожки круглой формы; Настасья Ивановна – квадратной, а Мишутка – треугольной. Каких пирожков мы испечём больше? Дети сравнивают количество пирожков, выясняют, каких больше.

«Игры с решетом»

 

Развитие тактильных ощущений.

Знакомство со свойствами песка.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки.

«Пересыпание песка через воронку»

 

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Дети пробуют пересыпать сухой и влажный песок через воронку, делают выводы. 

«Следы на песке»

Учить узнавать отпечатки на песке (находить, где, чей контур) с последующим обыгрыванием.

Воспитатель предлагает детям: «Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к влажному песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось?».

«Нарисуй лучики солнышку»

Учить детей дорисовывать лучи солнца на песочке пальцем. Развивать тактильные ощущения.

Предложить детям дорисовать солнышку лучики пальчиком или палочкой.

«Построим мышке норку»

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Выкапывать углубления в песке, прятать туда мышку.

«Цветные заборчики»

Развитие мышления, моторики.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

«Мельница»

Дать представление о том, что песок может приво­дить в движение другие предметы.

Дети играют с мельницей. Отметить, что, если маленькой струйкой сыпать песок, мельница работает медленно, а если сыпать большой струей, то мельница работает быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Конспект занятие на тему: «Рисования песком»

 

Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.

Задачи: стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники; речевых нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.

Образовательные задачи: формирование навыка экспериментирования с песком; обогащение тактильного опыта у воспитанников.

Развивающие задачи: развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: стол с песком; салфетки; подносы с песком по количеству детей; магнитная доска; палочки для рисования на песке; магнитофон, диск с записью звуков природы; цветной песок; мелкие предметы (макароны, бусины, фасоль); вода и салфетки для мытья рук.

                                                   Ход занятия:

  1. Вводная часть  

Педагог: Проходите, ребята, я очень рада вас видеть! Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щёчку тебе поласкало, (Погладить ладонями щёчки)

Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди).

Ребята, я знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает всё вокруг своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, с которым можно играть, строить замки.

Хотите туда отправиться? (Ответы детей).

Давайте  произнесем волшебные слова:

Полетим, полетим,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвратимся, сделав круг.

Лишь коснёмся мы земли,

Быть по- нашему вели!

2. Основная часть     

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.

Педагог: Посмотрите ребята, что это? (Песок). Правильно, это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним. Но прежде чем мы начнём играть, давайте вспомним правила игры с песком:

Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!

При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.

 Нельзя бросать песок в лицо — можешь повредить глаза!

Нельзя вдыхать песок — будет трудно дышать!

После игры с песком помой руки!

Педагог: Молодцы! Все правила запомнили! Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберём пальчиками. Какой он на ощупь? (Тёплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный). Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем, как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по тёплому песочку от края стола к центру и затем обратно.

Пошли пальчики гулять,

Долго, долго шли пешком,

А затем бегом, бегом,

Немного поскакали

И в конце пути упали.

Игра «Необыкновенные следы»

Педагог: Посмотрите, какие получились интересные следы. А теперь я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите, ребята, у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей). Молодцы!

Упражнение «Геометрические фигуры»

Педагог: Посмотрите на доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? (Круг, квадрат, треугольник). А теперь давайте возьмём в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.

Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнёмся им. Устали? А теперь немножко отдохнём.

                                 Упражнение «Релаксация»

 Впереди у нас волшебный сон,

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

 Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши ручки отдыхают,

Наши ножки отдыхают,

Губы чуть приоткрываются,

 Все чудесно расслабляются.

Педагог: Но мы забыли выполнить последнее правило: после игры с песком помой руки! Проходите к лейке. А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад.

  1. Итоговая часть    

Рефлексия: В какой стране мы с вами сегодня побывали? Чем вам запомнилась эта страна? Чем мы занимались в этой стране? Давайте вспомним, какой песок на ощупь? Ребята, вам понравились игры с песком?

                                  

Стихи, потешки, песенки

 

 

Я полил песок водой

И сложил его горой.

Костя взял мою лопатку,

Разровнял на горке грядку.

Вышел сказочный дворец,

Ай да Костя, молодец!

Н.Хилтон

 

«Строители»

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся

Строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Это домик из песка!

 Б. Заходер.

 

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку я прянички.

Кушай, кушай, мамочка,

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову,

Пирожками угощу.

 

Он, желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И с ребятами играть. (Песок)

 

Нам привезли песок на сад,

Я этому безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличик, загорать!

Песочных куличей не ем,

Да, что ж я, маленький совсем?!

А. Полетаева

 

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

 

Здравствуй, здравствуй песок

Здравствуй, здравствуй дружок!

Будем мы с тобой играть,

И не будем обижать!

 

Как на Машин день рожденья

Испекли мы пирожки

Из песочка и водички -

Наши детки – молодцы!     

 

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

 

 

 

Подвижная игра «Песчинки»

Цель: учить действовать по сигналу

Воспитатель: Приглашаю вас на игру.

Вокруг себя повернись

и в песчинку превратись.

Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху. И закружились, полетели.

Воспитатель: Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.

Дети садятся на корточки.

 

Пальчиковая гимнастика в песке

 

«Песок»

В ведро насыпали песок

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили. (Сжимать и разжимать пальцы рук в песке)

 

«Игрушки в песке»

В ведре не сахар и не соль,

А знакомый нам песок.      (Сжимать и разжимать пальцы рук в песке)

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей. (Пропускать песок сквозь пальцы, как через сито)

 

«Шофер»

Целый день шофер трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)

Он возил песок на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)

Свой огромный самосвал.

 

Взяли в руки мы совок,

Сыпем, сыпем мы песок. (пальчиками сыпем песок)

Сделаем мы колобок,  (лепим колобок)

Чтобы убежать не смог. (пальчики бегут по поверхности)

«Новые кроссовки»

(Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,  («Шагать» указательным и средним пальчиками по песку)

Новые кроссовки.

                               

 

 

 

 Консультация для родителей

                  «Какая польза для детей от игры с песком»

Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются на велосипедах, самокатах, бегают по траве. Но самое любимое место у малышей – это песочница. Они из песка делают фигурки, замки, закапывают игрушки, чтоб найти их. Кроме того, от такого занятия они получают огромную пользу. Задача взрослых состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее интересным для детей. Придумывайте игры и занятия – все они, даже самые незамысловатые, будут развивать кроху.

Сегодня игру с песком используют в своей работе многие детские специалисты: психологи, логопеды, педагоги, психотерапевты, неврологи.

• Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны улучшить его эмоциональное самочувствие, настроить на добродушный лад. Игра с песком успокаивают гиперактивных детей, и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных.

• Играя с песком, ребенок избавляется от комплексов и выплескивает наружу накопившиеся эмоции. Таким образом, он не только решает сам свои проблемы психологического характера, но и избавляется от страхов.

• Полезны игры с песком для физического здоровья. В медицине существует целый раздел, который называется псаммотерапия — прогревание песком. Дети с удовольствием закапывают в горячий песок руки, ноги, а особенно друг друга. А порой, от них не отстают и взрослые. Кроме восторга и удовольствия, дети и взрослые получают от этого большую пользу.

• Игры с песком очень полезны и для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Это все напрямую связано с развитием речи, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

Очень полезно для развития речи:

- насыпать песок в ведерко лопаткой;

- рисовать пальчиками на песке;

- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного ведерка в другое;

- искать в песке зарытые игрушки;

- рыть ямки, погружать руки в песок;

- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., еще очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками.

• Игры с песком влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: куличики, домики, гаражи, дворцы, города и так далее. Сложность песочных построек возрастает с мастерством ребенка.

• Играя с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Он учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые возникают. Вырабатывается навык, уступать, договариваться, делиться или отстаивать свои права.

• Еще полезно ходить по песку босиком. На стопе человека как мы знаем, расположены массажные точки, каждая из которых соответствует какому-либо органу нашего тела. Кроме массажа, хождение босиком помогает нам еще и в лечении плоскостопия, опорно-двигательного аппарата, а также простуды.

Вот сколько полезных свойств у песка! Важность и пользу игр с ним для детей трудно переоценить, поэтому чаще играйте с детьми в песочнице, а для дома можно купить кинетический песок, недаром он стал такой популярный в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

«Играем с песком вместе с ребенком»

 

Несмотря на то, что мир современных игрушек просто поражает, игры в песочнице не устарели. Песочница также как и раньше – излюбленное  место малышей.  Трогая ручками песчинки, кроха развивает мелкую моторику, а выясняя путем, какое количество песка требуется положить в формочки, развивает глазомер. Развиваются творческие способности ребенка, его воображение. Когда малыш строит песочные замки, он развивает воображение, выдумывает, фантазирует, создает свой собственный мир.

Прежде чем разрешить малышу поиграть в ней, проверьте ее края и содержимое. Часто можно заметить торчащие из рамы гвозди, булыжники вместо песка, да и вообще много чего интересного.

            Следите, чтобы дети не сыпали друг другу песок в глаза, не ели «сваренную в ведерках еду», не били друг друга лопатками.

В городе найти песочницу с чистым песком проблематично. Самой безопасной песочницей можно назвать ту, которая находится у вас на даче, за состоянием которой вы можете проследить. Чтобы песок не попадал в глаза и не пылил, чтобы не рассыпался при строительстве  замков и выпечке пирожков, смачивайте его. Если ночью по вашей песочнице могут пройти животные – накрывайте песочницу целлофаном. 

Ребенок в возрасте от одного года до трех лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в него палочки, веточки, листики, камушки. А еще малыш любит песок топтать и разбрасывать. Хорошие куличики у 1-2- летнего ребенка пока не получаются. Это будете делать вы - мама, папа, бабушка или дедушка, а малыш будет смотреть и однажды попытается повторить. Но пока самое интересное для малыша - это ломать сделанные вами куличики. Не сердитесь на него за это. Ведь это действительно интересно: сначала ничего не было, потом появилось, а потом опять исчезло...

Покажите ребенку, какой песок сухой, а какой мокрый. Объясните ему, что из мокрого песка кулич "выпекается", а из сухого - рассыпается. Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной емкости в другую. Покажите, как надо копать ямы и насыпать кучи.

Можно лепить руками из мокрого песка заборчики и башенки. Это даже проще, чем лепить куличики. Ручки сдвинул, убрал, получилась горка. Когда ребенок станет чуть постарше, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. К ней можно пристроить башенки - куличики, сделанные из ведерок. На большую башню можно сверху выложить куличик из маленькой формочки, и у башенки получится красивый верх. Покажите малышу, как при помощи дощечек и палочек можно сделать мосты.

На песке можно рисовать. Только вместо карандаша ребенку понадобится палочка, нет палочки - можно рисовать просто пальчиком. Малыш с удовольствием двигается, чертит как по сухому, так и по мокрому песку, а взрослый отгадывает, что это он изобразил.

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. И мы взрослые, можем помочь им в этом – используя игры.

 

 

Игры для детей от года до трех лет

«Топчем дорожки»

Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

 

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 

«Я пеку, пеку»

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 

 

«Угадай на ощупь»

Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

Образовательные:

- Знакомить детей со свойствами песка (сухой- влажный, сыпется-лепится).

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

- Знакомить с правилами игры в песочницы

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к экспериментам;

- Воспитывать аккуратности в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.

Развивающие:

- Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности;

-Развивать внимание, наблюдательность, словарный запас детей, моторику рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnyy_pesok.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Проект на тему:

                                         

                                           «Волшебный песок»

                                                                   Подготовила:

                      воспитатель

                                            Квасова Зиля Халиловна

    Квалификационная категория: высшая

   

                                                Туймазы 2022

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К.Д. Ушинский

Цель проекта: развитие познавательных и исследовательских способностей, речевой активности детей.

Задачи проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие

-сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить кругозор;

-развивать познавательную активность, мышление, воображение, внимание;

-поддерживать и развивать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

 Речевое развитие:

-обогащать и активизировать словарь детей за счет слов - названий предметов, объектов, действий с ними и  чтения художественной литературы (стихи, потешки, песенки).

Социально- коммуникативное развитие:

-развивать игровую деятельность с песком;

-отражать в игре действия с предметами;

-воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

-соблюдать правила безопасности во время игр.

Художественно эстетическое развитие:

-использовать музыкальные произведения в качестве эмоционального настроя;

-развивать детское творчество в играх с песком.

Физическое развитие:

-развивать двигательную активность;

-развивать мелкую моторику рук.

Вид проекта: познавательно- исследовательский

Характер контактов: внутригрупповой

Время реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети раннего возраста, родители, воспитатели

Постановка и обоснование проблемы: дети раннего возраста не имеют представления о свойствах песка,  играх с песком. Максимально обогатить представления детей о свойствах песке.

Объект: песок.

Предмет: формирование у детей представлений о свойствах песка через познавательно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей появятся представления о свойствах песка, будет развиваться познавательный опыт, уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.

                                         

                                         Актуальность

Аннотация к проекту: Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное» самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка». На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

В ходе реализации данного проекта путем исследования дети познакомятся со свойствами песка.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Реализация данного проекта направлена на развитие исследовательской активности детей.

Продукт проектной деятельности:

-получение детьми элементарных знаний о свойствах песка;

-появление интереса к познавательно-исследовательской деятельности;

-воспитание трудолюбия;

-безопасное обращение с песком;

-повышение речевой активности детей.

-положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, воспитатели, родители).

-улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада);

-создание условий для реализации задач по проекту.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный:

-Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, предметных картинок на тему «Игры с песком», дидактических, пальчиковых, подвижных игр для реализации проекта.

-Привлечение родителей к созданию условий, способствующих развитию познавательного интереса у детей (сбор мелких игрушек, контейнеров от киндер-сюрпризов, природного материала, обработка песка).

2 этап. Содержательный:

Познавательное развитие

Беседа «Удивительный песок»

Опыты с сухим и влажным песком

Социально-коммуникативное развитие:

Беседа о безопасности во время игры с песком.

Рассматривание картины «Дети играют с песком»

Наблюдение за играми с песком старших детей на прогулке.

Игры с песком: «Печем куличи»,  «Кто спрятался в песке?», «Найди Зайчика»

Речевое развитие:

Беседа по сюжетной картине «Дети играют в песочнице»

Знакомство со стихотворением Н.Хилтона «Я полил песок водой»;

Художественно эстетическое развитие:

Чтение потешек;

Пение песенки «Я пеку…»

Рисование на песке: «Узоры на песке», «Необыкновенные следы»,

Физическое развитие:

Выполнение упражнений с контейнерами, заполненными песком (ходьба, постукивание, встряхивание, поднимание вверх, опускание вниз);

Подвижная игра «Песчинки»

Пальчиковая гимнастика «Песок», «Игрушки в песке», «Шофер», «Новые кроссовки»

Работа с родителями

- Оказание родителями помощи в создании среды (сбор мелких игрушек, природного материала, обработка песка)

- Консультации на тему «Какая польза для детей от игры с песком», «Играем с песком вместе с ребенком»

- Оформление фотовыставки «Мы играем с песком»

3этап. Заключительный:  

Предполагаемый результат:

К концу проектной деятельности дети должны знать, что:

  • Вода – жидкость, она льется и капает, может менять цвет, прозрачная,  бывает теплой, холодной и горячей.
  • Песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный.
  • Сформировать умения наблюдать, проговаривать, называть, сравнивать, делать простейшие выводы.

Ресурсы проекта:

материально-технические –  песок, формочки, совочки, ведерки, лейки, бросовый и природный материал.

информационные – методическая, художественная литература; картина «Дети играют с песком», ресурсы интернета.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:

Низкая заинтересованность родителей - распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Вывод:

участие детей в данном проекте позволило сформировать у них знания о свойствах песка;

повысить интерес к познавательно-исследовательской деятельности; активизировать словарный запас; научить безопасно обращаться с песком;

приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта убедило их в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.

Список литературы:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы» М.:Мозаика-Синтез 2010

2.Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой (занятия, наблюдения, досуг и развлечения)» М.: Педагогическое общество России 2006

3.Юрченко Е. М. «Я иду играть…» Развивающие игры и упражнения для детей двух лет. Сибирское университетское издательство Новосибирск 2007

4. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная / /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52.                                                                     5.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду детей 2-3 лет»М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015г.

6.Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.

7.Мартынова Е.В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7. – Волгоград: Учитель, 2012.-С.35-38     

Приложения к проекту

                    Перспективный план игр с песком

 Цель: создать условия для психоэмоционального развития детей раннего возраста в процессе игр с песком.

Задачи: 

- знакомить детей со свойствами песка, способам обследования;

- формировать умение экспериментировать с песком;

- учить действовать с предметами-орудиями;

- побуждать к речевому общению;

- развивать крупную и мелкую моторику;

- формировать у детей познавательный интерес;

- накапливать эмоциональный опыт;

- создавать атмосферу радости и удовольствия;

- расширять кругозор детей; формировать у детей позитивный образ своего «Я»

                               Картотека «Волшебный песок»

Тема

Цель

Игровые действия

«Песочные человечки. Рисуем ручками на песке»

Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.

Дети оставляют большие и маленькие отпечатки пальчиков на песке (Человечки шагают – «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке»).

«Игрушки - потеряшки. Ищем игрушки в песке»

Развивать умение определять игрушку на ощупь.

Дети ищут игрушки в песке и называют их.

«Лепим колобок», «Делаем фигурки из песка»

Накопление представлений о песке и его свойствах (мокрый – сухой; рассыпается .

Предложить слепить колобок из сухого песка. Почему не получается? Какой песок? Предложите смочить песок водой из лейки. Получиться колобок теперь? Почему? Далее дети лепят самостоятельно, сами выбирая себе песок для работы.

«Разные горки»

Учить самостоятельно строить разные горки (высокие – низкие, широкие – узкие).

Предложить построить разные горки для медведя, зайца, лисички и т.д., в соответствии с размерами игрушки.

«Угостим пирожками»

Познакомить детей с формой предметов.

Предложить сделать для Мишки пирожки круглой, квадратной, треугольной формы.

«Пирожки для слона и для мышки»

Манипулирование с песком, определение объёма путём пересыпания.

Сделать пирожки для гостей: слона и мышки. Для кого надо большой пирожок? Для кого маленький? Для какого пирожка понадобится больше песка? Сколько ложек

песка поместилось в каждую формочку?

«Куличики для гостей»

Закрепить знания геометрических фигур и геометрических форм.

В гости пришла семья медведей. Михайло Иваныч любит пирожки круглой формы; Настасья Ивановна – квадратной, а Мишутка – треугольной. Каких пирожков мы испечём больше? Дети сравнивают количество пирожков, выясняют, каких больше.

«Игры с решетом»

Развитие тактильных ощущений.

Знакомство со свойствами песка.

Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки.

«Пересыпание песка через воронку»

Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.

Дети пробуют пересыпать сухой и влажный песок через воронку, делают выводы.  

«Следы на песке»

Учить узнавать отпечатки на песке (находить, где, чей контур) с последующим обыгрыванием.

Воспитатель предлагает детям: «Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к влажному песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось?».

«Нарисуй лучики солнышку»

Учить детей дорисовывать лучи солнца на песочке пальцем. Развивать тактильные ощущения.

Предложить детям дорисовать солнышку лучики пальчиком или палочкой.

«Построим мышке норку»

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Выкапывать углубления в песке, прятать туда мышку.

«Цветные заборчики»

Развитие мышления, моторики.

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

«Мельница»

Дать представление о том, что песок может приводить в движение другие предметы.

Дети играют с мельницей. Отметить, что, если маленькой струйкой сыпать песок, мельница работает медленно, а если сыпать большой струей, то мельница работает быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Волшебный песок

Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...

Проект "Волшебный песок"

Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....

Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...

проект "Волшебный песок"

Проект разработан для детей 2 младшей группы. Материал содержит паспорт проекта,  игры-эксперименты, опыты, художественное слово....

Проект "Волшебный песок"

Для детей младшего возраста...

Фотографии детских построек из песка в рамках проекта "Волшебный песок"

В рамках проекта "Волшебный песок" воспитанники Солнцестроительного колледжа обучались профессиям архитектора и строителя-каменщика. В течение июня ими были разработаны и созданы различные постройки и...

Экологический проект "Волшебный песок" (первая младшая группа)

Этот материал пригодится воспитателям детского сада....