" Кейс-метод, как современная педагогическая технология"
консультация (подготовительная группа)

Малинина Наталия Станиславовна

Материал знакомит с использованием кейс -метода в работе с детьми,дошкольного возраста. дает рекомендации педагогам по разработке и составлению кейса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Малинина,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»

«Кейс – метод , как современная педагогическая технология проблемного обучения по правилам дорожного движния»

        Один из новых методов работы с детьми, который позволяет педагогу самостоятельно проектировать образовательный процесс – это кейс-метод.

         

 Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения. Кейс­технология (от латинского casus – запутанный, необычный случай; от англ. case – портфель, чемоданчик) зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале XХ века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. в России.

        

В отличие от вопросов, тестов и задач кейс-метод позволяет оценить не объем информации, которую усвоил ребенок, а его готовность к практической деятельности через актуализацию полученных знаний. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.

        

Чтобы подготовить любую кейс-ситуацию, необходимо придерживаться определенного алгоритма:

1-й шаг – определить цель кейса: компетенции, умения или способности, которые вы хотите выявить или сформировать у детей.

2-й шаг – описание кейса: сюжет, содержащий проблемный фактор, завязку. Это необязательно конфликт. Кейс может содержать обстоятельства, которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события, парадокс явлений окружающего мира.

3-й шаг – обозначение кульминацию кейс-ситуации: это еще не вопрос, но из сюжета дети должны почувствовать дилемму. Этот этап является отправной точкой для поиска решения.

4-й шаг – определить момент проблемного включения: это вопрос или задание, которые будут предлагаться детям.

        Ситуация, которая предлагается, должна не просто дать детям информацию, а погрузить их в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже суперфантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.

        

Кейс-метод – вариативный инструмент в общении с детьми и предполагает использование различных средств:

  • социальные и естественно-научные проблемные ситуации;
  • словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием;
  • фантазийные ситуации и нелепицы;
  • фото- и видеоролики;
  • объекты и явления окружающей действительности.

        

Любой кейс можно использовать на разных этапах занятия. Например, в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме, настроить на совместную работу, в конце – плавно перейти к самостоятельной деятельности. Кейсы, которые используются для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные, а реальные жизненные ситуации. При этом материалы кейса должны не просто описывать эти ситуации, а представлять собой единый информационный комплекс, который позволит детям понять ситуацию и найти один или несколько вариантов, как ее решить.

        Кейс по ПДД может содержать комплект из картинок, фотографий, карточек, носителей аудио- или видеоинформации, которые обозначат в доступной для детей форме дорожную проблему. Также можно использовать книжки-малышки, раскраски (например, с дорожными знаками), пазлы, настольно-печатные игры, тематические конструкторы. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами, куда воспитанники будут складывать или наклеивать свои достижения. Например, за правильные ответы на загадки, ребусы, кроссворды назначьте приз – наклейку в виде светофора. Такие поощрения будут дополнительно стимулировать детей решить кейс.

Девять признаков правильно составленного кейса по ПДД.

  1. Соответствует поставленной дидактической цели.
  2. Содержит информацию в доступной для понимания дошкольников форме.
  3. Содержит четко сформулированное задание.
  4. Имеет соответствующий возрасту дошкольников уровень трудности.
  5. Имеет одно или несколько решений.
  6. Отображает реальные ситуации на дороге.
  7. Побуждает к дискуссии.
  8. Способствует развитию аналитического мышления.
  9. Не устаревает в течение короткого времени.

        

В процессе обсуждения кейса педагогу рекомендуется не подсказывать детям решения, воздерживаться от ответов на вопросы. Задача детей – самостоятельно найти решение или решения кейса, применить знания правил дорожного движения. Дошкольникам дается возможность  анализировать, делать выводы, строить предположения. Чтобы помочь воспитанникам, задаются наводящие вопросы, например: «Что в кейсе?», «О чем пойдет речь?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что вы могли бы сделать?». При правильном применении кейс-технологии дети усваивают правила дорожного движения, учатся в безопасных условиях находить выход из проблемных дорожных ситуаций. Работа с кейсами также будет развивать логическое мышление детей, умение анализировать, формулировать высказывание, взаимодействовать в команде; получать необходимую информацию в общении со сверстником, со взрослым; соотносить свои устремления с интересами других; доказывать свою точку зрения. Дети научатся аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; воспринимать ситуацию целостно, критически, объективно, применять к себе обстоятельства; работать в команде; адекватно вести себя в конфликтных и проблемных ситуациях; применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания.

Восемь этапов работы с кейсом по ПДД.

  1. Разработать проблемную дорожную ситуацию.
  2. Оформить кейс – подобрать иллюстрации, фотографии, макеты и другие материалы.
  3. Показать кейс дошкольникам, дать им время ознакомиться с ним.
  4. Обсудить с детьми проблемную ситуацию, совместно озвучить задание.
  5. Предоставить дошкольникам время на самостоятельный поиск решения кейса.
  6. Поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения  ситуации, которые предлагают дети.
  7. Выслушать/посмотреть/проверить решения детей.
  8. Подвести итоги.

        

Таким образом, кейс-технологии по ПДД  педагоги могут использовать как составную часть образовательной ситуации познавательного или речевого цикла, как форму работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности, как часть проекта о формированию безопасного поведения детей разной степени продолжительности.

Список источников:

1. Качалова, Т., Невмывака С. Как с помощью кейсов обучить детей ПДД [Текст] / Т. Качалова, С. Невмывака // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2018.-№ 9 с. 55-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»

Мастер- класс.  Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретно...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

Консультация для педагогов ДОУ "Кейс- метод как современная педагогическая технология дошкольного образования"

Данная консультация  раскрывает суть метода кейса как современного метода педагогических технологий. Современный подход педагогов к образовательной деятельности позволяет моделировать ситуации, в...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...