КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВЯЗЕМСКИЙ ПРЯНИК».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Л. В. Михайлова

Приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми Вяземскими пряниками, с историей их появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_ood_gr.8_vyazemskiy_pryanik.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: печатными медовыми Вяземскими пряниками, с историей их появления.

     Задачи:

     Образовательные:

     1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси.

     2. Формировать реалистическое представление об окружающей нас действительности.

     3. Формировать умение детей лепить прянички с помощью оттиска (формочки).

     Развивающие:

     1. Развивать эмоциональную среду детского воображения.

     2. Развивать эстетический вкус, интеллектуальные и художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.

     Воспитательные:

     1. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром.

     2. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе.

     3. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца.

     4. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.

     

     Интеграция: образовательные области 

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

     Индивидуальная работа:

     1. Следить за речью детей.

     2. Оказывать помощь при ответах на вопросы.

     3. Оказывать помощь при изготовлении пряников.

     Работа по активизации словаря: печатные, Вязимек, знаменщики, пряничные доски, пряности, ароматный, корица, имбирь, ваниль, мёд.

     Демонстрационный материал: костюмы Хозяюшек, клубочек с нитками, слайды, баночки с пряностями (корица, ванилин, имбирь), мёд, пряники разной формы, Вяземские пряники.

     Раздаточный материал: солёное тесто, дощечки, детские скалки, стеки, оттиски с буквами «ВЯЗ», тарелочки, кисточки, влажные салфетки, напечатанные «пряники» с пожеланиями.

ХОД

организованной образовательной деятельности:                                                                

     - Здравствуйте, гости дорогие! (Хозяюшки Прасковьюшка и Пелагеюшка выходят из-за шторы и обращаются к гостям в зале).

Дети заходят в зал друг за другом и становятся полукругом.

     1 Хозяюшка: - Проходите, ребятушки. Здравствуйте! Мы хозяюшки и гостям всегда рады. (1 слайд)

     - Очень хотим с Вами познакомиться и услышать ваши имена, а в этом нам поможет наш волшебный клубочек: «Клубочек другому передаю и ласково имя своё назову … (Игра «Клубочек ласковых имен»).

     - Какие красивые у всех имена. Вот мы и познакомились.

Дети стоят на месте полукругом.

     2 Хозяюшка: - Ребятки, у нас есть для вас загадка:

     Очень ароматные,

     Сладкие, медовые.

     Сверху мы в глазурном глянце,

     Словно в радостном румянце. (Ответы детей).      

     1 Хозяюшка: - Вот и угощение для вас мы уже припасли (показывает блюдо с пряниками).

     - А вы пряники любите? Часто у вас дома на столе бывают пряники? (Ответы детей).

     2 Хозяюшка: - Но так было не всегда. Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни, по праздникам. Хотите узнать, как люди научились изготавливать пряники? Тогда рассаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно. (2 слайд)

Дети садятся на стульчики полукругом, лицом к экрану.

     - Первые пряники стали изготавливать в глубокой древности. В пряничное тесто клали мёд и разные пахучие травы. Отсюда и название – пряник (пряный, ароматный).

Хозяюшки предлагают детям рассмотреть специи (корица, имбирь, ваниль, мёд).

     1 Хозяюшка: - Начинка у пряников была из пастилы, цукатов, мармелада, добавляли также и орехи. Но главное отличие всех этих пряников, это то, что на них были нанесены картинки или надписи. Такие пряники называли – печатными. (3 слайд) 

     2 Хозяюшка: - Для того, чтобы напечатать на прянике картинки или надписи, использовали специальные пряничные доски. (4 слайд)

     - Людей, которые изготавливали такие доски, в старину называли «знаменщики». Они вырезали доски из липы, берёзы разного размера, а также и для самых маленьких пряников. (5 слайд)

     - Брали деревянную дощечку не очень толстую, но и не тонкую. На такой доске мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, букв и многое другое. Затем делал на доске выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тесто.

     - Помните, как вы формочкой из мокрого песка «куличики» лепите.                      (6 слайд)

     - Кладете в формочку песок, утрамбовываете его лопаткой, затем переворачиваете формочку вверх дном и «куличик» с картинкой готов.

     - Но, как же получался вкусный печатный пряник?

     - Сперва замешивали тесто, добавляли мёд и разные пряности. Потом раскатывали его деревянной скалкой, а затем в углубление пряничной доски клали тесто. Получив с помощью такой доски отпечаток на тесте, пряник пекли, а затем разрезали ножом, по специальным углублениям на равные прямоугольные прянички. (7 слайд) 

     1 Хозяюшка: - В нашем городе Вязьма тоже выпекали пряники. В народе даже поговаривали: «Вязьма в пряниках увязла». Жители ласково называли пряник «Вязимек». Основным продуктом выпечки считался мёд, но готовили знаменитое угощение и на сахаре.

     - Несмотря на маленький размер — около 4 см, прямоугольной формы, вяземские пряники делали печатными, где помещались только три буквы — «Вяз». (8 слайд)

     - Это стало фирменным, т. е. главным знаком пряника. По этим буквам всем сразу было понятно, что это Вяземский пряник, а никакой другой.

     - Встречались и крупные вяземские пряники — обычно подарочные, фигурные, на них делали памятные надписи, пожелания и двусторонний рисунок. (9 слайд)

     - Старинная доска с буквами «ВЯЗ» сохранилась, и находится в Вяземском историко-краеведческом музее, который расположен в Богородицкой церкви на Советской площади. (10 слайд)

     - 200 лет назад, слава Вяземского пряника гремела по всей России. Даже сам великий писатель, Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Москва славится невестами, как Вязьма пряниками». (11 слайд)

     - Известно, что нашими Вяземскими пряниками любила лакомиться Великая Российская императрица Екатерина II. (12 слайд)

     - И поговаривали, что пряники также поставляли ко двору английской королевы.

     2 Хозяюшка: - 150 лет назад, в нашем городе действовали (работали) 8 пряничных фабрик. Лучшими пряниками, заслужившими мировую славу в Вязьме, считались выпекавшиеся на фабрике Сабельниковых. (13 слайд)

     - Сохранилась вот такая старинная упаковка для пряников (показывает на слайд).

     - Позднее фабрики стали закрываться, а значит перестали и выпекать пряники. Рецепт теста был позабыт.

 

     1 Хозяюшка: - Но 50 лет назад, в сундуке у жительницы Вязьмы были обнаружены рецепты четырех видов пряников. Как оказалось, женщина была потомком (родственницей) повара Прохора, который работал на фабрике Сабельниковых. Благодаря этим рецептам, вкусные медовые печатные пряники начали выпекать на нашем Вяземском хлебокомбинате.

(14, 15 слайды)

     - Хотя считается, что исконный, т. е. настоящий рецепт знаменитого печатного Вяземского пряника увы, навсегда утрачен.

     2 Хозяюшка: - Но не будем грустить, а лучше давайте исполним песню про пряники. Выходите ребятки. Гости дорогие, а Вы подпевайте.    

Дети встают и становятся полукругом лицом к гостям. Исполняют песню «Пряники», гости подпевают. После песни стоят на месте.

     1 Хозяюшка: - Ребята, а вы хотите обучиться пряничному мастерству, а Вы гости дорогие? (Да). Тогда проходите в нашу мастерскую, присаживайтесь, а тесто мы уже для Вас замесили.

Идут к столам, садятся на стульчики лицом в зал.

     2 Хозяюшка: - Берём кусочек теста, немножечко разминаем его в руках. Затем раскатываем скалкой, кладём в «пряничную доску», утрамбовываем пальчиками, чтобы хорошо пропечатался рисунок на прянике. Стекой аккуратно вынимаем (достаём) наш пряничек и кладём на пластмассовую дощечку. Смазываем маслицем. И наш пряничек почти готов. (Хозяюшка показывает, как приготовить прянички).

     - Ребята, давайте ещё раз вспомним и повторим, что сперва мы должны сделать? (повторение этапов приготовления пряника).

     1 Хозяюшка: - Ребята, перед работой полагается размять пальчики. Гости дорогие, присоединяйтесь к нам!

     Пальчиковая гимнастика

     Тесто мнём, мнём, мнём! 

     (Сжимают одну руку другой рукой)

     Тесто жмём, жмём, жмём! (Одновременно сжимают кулачки)

     После скалку мы возьмём. (Берём «скалку» правой рукой)

     Тесто тонко раскатаем (Раскатывают тесто)

     Пряник выпекать поставим (Ставим «противень» в печь) 

     Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики)

     Не пора ли вынимать. (Машем руками на себя).

     2 Хозяюшка: - Приглашаем Вас за столы. Надевайте фартуки и можете начинать готовить свои вкусные, медовые Вяземские печатные прянички.

Дети и гости разворачиваются к столам, надевают фартуки и лепят пряники.

     1 Хозяюшка: - Ай да молодцы все! На славу потрудились, прянички ваши мы в печи испечём. Снимайте фартучки, задвигайте стульчики и пойдёмте все вместе поставим прянички в печь.

Дети идут за хозяюшками ставить пряники в печь.

     - А пока они пекутся вспомним о чём мы сегодня говорили и что делали.

     2 Хозяюшка: - О чём мы говорили? Как ласково жители называли пряник? Как называли человека, который делал пряничные доски? Где находится старинная Вяземская пряничная доска? Что вы делали? Как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями? Понравилось вам наше путешествие в прошлое Вяземского пряника? Что больше всего понравилось? (Возле печи дети с хозяюшками подводят итоги).

     1 Хозяюшка: - А вот и ваши прянички поспели (вынимают пряники из печи). А подавать Вяземские пряники нужно непременно к чаю! (16 слайд) 

     - А где же наш самовар?

                   

Дети встают и становятся на танец «Самовар». Из-за шторы выходит «Самовар». После танца дети становятся полукругом, лицом в зал.

 

     Ребёнок: 

     Если хочешь сладко жить

     И остаться статным,

     Надо чай зеленый пить

     С пряником печатным.

     С давних лет на Руси

     Пряники любили.

     Их наши дедушки, любя,

     Бабушкам дарили. (17 слайд)       

     Хозяюшки (вместе): - Дорогие гости, мы тоже хотим подарить Вам подарочки - прянички с пожеланиями. (Дарят напечатанные пряники с пожеланиями).

- Молодцы ребята, спасибо гости дорогие. Приходите к нам ещё, будем непременно ждать!

Дети уходят друг за другом, уносят с собой угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: "Корабль пустыни"

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. (И.В. Гете)Опыт показывает, что дети 6-7 лет без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знани...

Конспект НОД ОО "Познание" по нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе на тему"Учимся быть дружными".

- Раскрыть сущность понятия «дружба»;- Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;- Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстник...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект организованной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по теме: «Они сражались за Родину».

Занятие посвящено подвигу молодых курсантов Урюпинског училища, которые обороняли город Кропоткин и мосты через реку Кубань в годы Великой отечественной войны....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной к школе группе на тему: «Традиции наших бабушек»

Цель: приобщать детей к основам русской национальной культуры традициям и обычаям народа.Задачи: развивать у детей устойчивый и углубленный  интерес к народным традициям русского народа. Познаком...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группы на тему: «Наша Победа»

Патриотическое воспитание ребёнка – основа формирования будущего гражданина. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Не радуе...