Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель:
- Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 г.Киренск»







Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе
на тему
«В гостях у бабушки Варварушки»


Цель:
- Приобщение дошкольников к нравственно – патриотическому воспитанию на основе формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
- Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Программное содержание:
обучающие:
- познакомить детей с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- расширять словарный запас: рушник, сундук, лампа, самовар, ухват, чугун;
развивающие:
- развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;
- развивать связную речь и коммуникативные умения, закрепить умение рисовать узоры красками;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к традициям; воспитывать патриотизм, трудолюбие.
Оборудование: мешочек, картинка – самовар, старинные предметы, пазлы, платок, краски, кисти, шаблоны русских народных костюмов.

Ход НОД

(Детей встречает воспитатель в русском народном костюме)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Я очень рада видеть вас у себя в гостях. А зовут меня - бабушка Варварушка. Я очень люблю наш край. Нравится мне по краю путешествовать и любоваться его просторами, его удивительной красотой, да у старых людей про наше прошлое выспрашивать. Народ –то у нас душевный, гостеприимный. Прослышала я, что вы тоже любите интересоваться прошлым. Решила заехать к вам. Посмотреть да послушать, что знают дети про жизнь наших бабушек и дедушек? Как и положено гостье я приехала не с пустыми руками. Привезла я вам чудесный мешочек. Он хранит в себе много интересного о нашем с вами прошлом. Всё что вы из него достанете имеет своё задание.
Воспитатель: А теперь давайте достанем из мешочка первую вещицу и посмотрим какую загадку она в себе таит.
(Воспитатель вызывает одного из детей. Тот достает картинку с самоваром. Дети видят на столе самовар, и подходят к нему. На столе лежат картинки с изображением старинных предметов)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами предметы, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Вы должны ответить, как назывался предмет и для чего он был нужен.
Чугунок (в нем варили еду)
Рушник (полотенце, вышитое хозяйкой)
Ухват (им доставали чугунок из печи)
Коромысло (носили воду)
Сундук
(хранили дорогие вещи)
Веретено (ткали нить)
Лампа (освещала помещение)
Перо (им писали)
Воспитатель: Молодцы, ребята с первым заданием вы справились! Теперь давайте вернемся к мешочку и посмотрим, какое следующее задание он приготовил.
(Один ребёнок вынимает сверток, внутри разрезанная на части картинка. Дети подходят к столу и собирают картинку получается печка).
Воспитатель: Печь в избе - самое главное. Раньше без неё в избе жить невозможно. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды и разные травы, обогревала жилище.
Воспитатель: Правильно, ребята! Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света, а ещё на печи спали. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. А сделана печь из кирпичей. С печью связан весь быт, вся жизнь. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?
Ответы детей: Гуси-лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок.
Воспитатель: В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали, а отдыхать им помогала веселая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
- Я предлагаю вам поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!
За дровами мы пойдем!
И пилу с собой возьмем!
Вместе пилим мы бревно!
Очень толстое оно!
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что еще нам мешочек приготовил.
(Все подходят к мешочку и достают клубок, в нем находятся вопросы. Воспитатель читает, а дети отвечают.)
• Одежда на Руси у женщин (сарафан)
• Одежда на Руси у мужчин (рубаха, штаны)
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим русскую народную одежду мужчины и женщины.

Посмотрите, во что одеты куклы?

Дети: Сарафан, рубаха, кокошник.

Воспитатель: Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов на широких лямках. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка (показ динамической таблицы). 

 Давайте посмотрим презентацию про русский сарафан. (Дети садятся на стулья).

   

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет сарафана что-  то означал:

Красный – цвет огня, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.

Белый цвет сарафана  – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: В старину люди украшали свои изделия разнообразными узорами, Он называется орнамент – это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Крестик – огонь

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

Волнистая линия - вода

Цветок - радость

Круг - солнце

Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.
И вас ребята ждет волшебный сундучок.

(Дети проходят к сундуку.)

Воспитатель:

Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

(Воспитатель достает силуэты  русских костюмов.)

Воспитатель: Наверно, давно лежат сарафаны и рубахи в сундуке, все цвета выцвели. Давайте поможем нарядам вернуть красивые цвета! Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

(Включается русская народная музыка. Дети приступают к раскрашиванию силуэтов сарафанов и рубах.)

Воспитатель: ( После выполнения детьми задания) 

                     Наряды к празднику готовы,

                     Посмотрите на обновы –

А теперь ребята, вместе со своими нарядами встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а теперь кто считает, что справился с сегодняшним заданием, и понравилось наше занятие  - похлопайте в ладоши, кто считает, что ему не хватило времени или что-то не получилось, пусть скажет себе: «не буду огорчаться, в следующий раз обязательно успею».

                                                                                                Г.Киренск 2024 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»

Предлагаю вниманию конспект занятия с детьми первой младшей группы....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе. Тема: «Чудо песочек. Необыкновенные свойства песка».

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе . Тема: " Чудо песочек"....

Конспект Интегрированного занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»

Уточнять и закреплять знания геометрических форм, знать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Вызвать  интерес к нетрадиционным приемам рисования....

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Послушание»

Развивать духовно–нравственные качества: послушание, сопереживание, стремление оказать помощь, умение радоваться  доброму делу....

Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию в смешанной дошкольной к школе группе. Тема "В гостях у бабушки Варвары"

Приобщене дошкольников к  нравственно патриотическому  воспитанию на оснве формирования интереса к русской культуре и любви к традициям русского народа....

Конспект открытой образовательной деятельности по физическому развитию (подготовительная к школе группа) Тема: «В гостях у Лесовичка».

Цель: укреплять и сохранять здоровье детей через физкультурное занятие.Задачи:-Совершенствовать различные виды ходьбы и бег с согласованными движениями рук и ног, продолжать  упражнять в пр...