СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАС.
статья

Иванова Наталья Геннадьевна

Создание условий для работы с детьми раннего возраста с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАС

Организация образовательного процесса

Организация коррекционно- развивающей среды

Материально – технические условия

    На основе психолого-педагогического подхода к содержанию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей реализуется личностно-ориентированное отношение к ребенку как к индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду.

Взаимодействие ребенка и взрослого рассматривается как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности психического каждого ребенка.

    Взрослый организует условия для проявления активности ребенка в предметно-пространственной развивающей образовательной среде, проявляет инициативу и налаживает его общение   с другими детьми, выстраивает систему отношений к окружающему миру, к другим людям и к самому себе.

Программы помощи в раннем возрасте должны быть строго индивидуальными, но, вместе с тем, в случае группы риска по РАС индивидуализация происходит постепенно, по мере созревания аутистической симптоматики. ФГОС ДО выделяет пять образовательных областей, что на этапе помощи в раннем возрасте не представляется оправданным, так как успешная работа в соответствии с этими областями возможна только при условии смягчения (в идеале преодоления) трудностей, связанных с аутизмом.

На этапе помощи в раннем возрасте детям с РАС выделяют приоритетные направления коррекционно-развивающей работы, что в какой-то степени условно, так как на практике их полностью разделить невозможно (что ведёт к некоторому количеству неизбежных повторов), но из методических соображений, с опорой на ведущее направление сопровождения всё же целесообразно.

 

Таких направлений девять:

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие сенсорно-перцептивной сферы;

- формирование предпосылок интеллектуальной деятельности;

- формирование и развитие коммуникации;

- речевое развитие;

- профилактика и коррекция проблем поведения;

- развитие двигательной сферы;

- формирование навыков самостоятельности;

- обучение элементам навыков самообслуживания и бытовых навыков

В целях обеспечения коррекции отклонений развития детей необходимо создать специальные условия, обеспечивающие реализацию как общих, так и специфических образовательных задач:

  • организация личностно-ориентированного общения ребенка со взрослым с учетом возрастных этапов: от первоначально совместных, через совместно-разделенные действия к самостоятельной деятельности самого ребенка;
  • реализация развивающего принципа обучения, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка;
  • организация активной деятельности ребенка, соответствующей его возрасту: от манипулятивных действий к предметным, к игровой и продуктивным видам деятельности, а далее самостоятельно -  к досуговой;
  • поэтапное формирование возрастных психологических достижений у каждого ребенка как этапа детского развития,
  • учет индивидуальных возможностей ребенка в усвоении и закреплении   содержания программного материала;
  • тесное профессиональное взаимодействие всего коллектива группы (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, медицинского персонала, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, администрации ДОО);
  • сочетание невербальных и вербальных средств общения в работе педагогов с детьми, при использовании разнообразного дидактического материала и технических средств.

Реализуемая Программа не предусматривает жёсткого регламентирования режима дня и распорядка для детей с РАС. Гибкий подход к режиму дня дает возможность специалистам Организации самостоятельно определять виды организованной образовательной деятельности (ООД), в которых будут решаться образовательные задачи, их дозировку и последовательность, исходя из особенностей АООП ДО детей с РАС, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов и других сотрудников Организации.

Однако неизменными остаются интервалы между приемами пищи, время приема пищи; обеспечение необходимой длительности суточного сна, время отхода ко сну; проведение ежедневной прогулки.

   Коррекционно-развивающая предметно-практическая среда должна учитывать интересы и потребности ребенка с РАС, особенности его развития и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

      Коррекционно-развивающая предметно-практическая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Они основываются на системном подходе к коррекционно-развивающему обучению детей с РАС и опираются на современное представление о предметном характере деятельности, её роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего возраста.

      Важнейшим механизмом развития личности, начиная с раннего детства, являются различные виды деятельности ребенка (общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование, лепка и др.). Для обеспечения возможно более успешного развития ребёнка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Предметная среда должна быть системной, т. е. отвечать вполне определенному коррекционно-развивающему содержанию деятельности детей, основным принципам национальной культуры и ориентироваться на возрастные нормы.  

        Непременным условием построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Цель взрослого – коррекция аутистических расстройств, содействие становлению ребёнка с аутизмом как личности; взрослый должен обеспечить чувство психологической защищенности ребенка, его доверия к миру, развитие индивидуальности ребёнка. Выделяются следующие принципы построения развивающей среды в дошкольной образовательной организации:

принцип оптимальной пространственно-эмоциональной дистанции при взаимодействии: установление контакта между ребенком и взрослым, предпочтительно сопровождающееся контактом «глаза в глаза»;

принцип стимулирования и поддержания активности ребёнка, направленной на общение, игровую и познавательную деятельность, развитие эмоций, воли. Этому должно способствовать наличие соответствующих игрушек и пособий в доступной среде, их размещение, стимулирующее самостоятельную активность ребёнка;  

принцип стабильности-динамичности: в цветовом и объемно-пространственном построении интерьера при сохранении общей смысловой целостности должны выделяться многофункциональные формы, легко трансформируемые формы (мягкий строительный материал, сборно-разборные игровые модули и т. д);

принцип комплексирования и гибкого зонирования: жизненное пространство  в Организации должно быть построено таким образом, чтобы оно создавало возможность как для групповых занятий (спортивный и музыкальные залы, изостудия и др.), так и индивидуальных занятий;

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия достигается путем использования в детской группе определенных семейных традиций (альбомы с фотографиями близких родственников; стенды с фотографиями детей, и т. д.).

принцип открытости и соблюдения личных границ

среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я (фотографии, уголки «уединения» и т. д.);

 

Наполнение развивающей среды зависит от целей и задач реализуемой программы. И может включать в себя:

сказочные (сюжетные)  игрушки-персонажи (мишки, зайки, ежики и пр.),  куклы и сборно-разборные конструкции,  которые используются для совершения предметно-игровых действий (кормить, укладывать спать, катать на машине, соединять из двух и более частей).

Средства реализации образовательной программы определяются содержанием образовательных областей.

Для цели социально-коммуникативного развития используются:

Игрушки (типа погремушек, персонажей сказок и др.), сборно-разборные игрушки и конструкции, книги, иллюстрации и фотографии, оборудование для сюжетных игр и драматизаций, ширмы, детская мебель.

Для цели познавательного развития:

Предметы (типа ленточки, коробочки, кубики, мячики и пр.), матрешки, игрушки сюжетные, пластмассовые предметы-игрушки (шары, кегли, бруски); крупные и мелкие игрушки, емкости, вкладыши, трубки, палочки, мешочки, подносики и пр.).

Для цели речевого развития:

Наборы сюжетных и дидактических игрушек, книжки с иллюстрациями; настольные театры, ширмы (настольные, напольные), костюмы сказочных персонажей; декоративные украшения к сказкам; настольно-печатные игры; картинки и иллюстрации с предметным изображением, с сюжетным изображением; зеркало.

Для цели художественно-эстетического развития:

Музыкальные инструменты, аудио проигрыватель, звуковые книжки и игрушки; настольные дидактические игры с музыкальным содержанием; декорации к музыкальным произведениям и театрализованным композициям; костюмы театрализации и драматизации; аксессуары театрализации; зеркало; ширмы; штоковые игрушки, пальчиковые куклы, куклы «Би-ба-бо». Музыкальные, прозаические произведения (песни, потешки, рассказы, сказки, считалки, стихи и др.).

Материалы для лепки, для изобразительной деятельности; для конструирования (конструкторы – деревянные, пластмассовые, модули и строительные наборы; мелкие сюжетные игрушки; фигурки зверей, людей; мелкие игрушки (мебель, посуда, транспорт и др.).

В дошкольном учреждении  групповые ячейки для детей до 3-х лет располагаются на 1-м этаже.

Имеют к основному выходу ещё и отдельный оборудованный выход на улицу. Находящийся на минимально возможном расстоянии от прогулочной площадки.

Групповые ячейки включают в себя:

Раздевальную комнату оборудованную в соответствии с возрастом детей. Отдельно групповое помещение и спальню, соеденённые между собой проходом с дверью.

Вся мебель в группе соответствует возрасту детей и соответствует ростовым показателям. И имеют свои обозначения

Рост до до 850мм стол 340мм стул 180 мм -00;

Рост от 850 мм до 1000 мм   стол 400мм  стул 220мм-0:

Рост от 1000мм до 1150 мм стол 460мм  стул 260мм   -1.  

В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.

Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.

Дошкольная  организация имеет право самостоятельного подбора необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.

Предусматривается необходимость в специальном оснащении и оборудовании для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

 Предусмотривается также использование Организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Все специалисты, непосредственно работающие с аутичными детьми, должны быть компетентны в вопросах РАС и их коррекции дифференцированно, в соответствии со своими должностными обязанностями, которые, в свою очередь, зависят от этапа дошкольного образования.

использовать в коррекционно-образовательном и диагностическом процессе современные технологии, возможность достижения воспитанниками с РАС целевых ориентиров освоения Программы, для чего в сравнении с материально-техническими условиями обеспечения реализации ООП ДО необходимо обеспечить:

 возможность подготовки большого (на одного ребёнка с РАС не менее, чем в 3-4 раза большего, чем на одного ребёнка с типичным развитием) количества учебных пособий, дидактического материала и т.п., для чего необходим доступ к сети Интернет, достаточное количество офисной техники (принтеры, сканеры, ламинаторы и др.), что обусловлено высокой степенью индивидуализации коррекционно-образовательного процесса;

наличие фото- и видеоаппаратуры для фоторегистрации, видеозаписи и просмотра фотографий, фрагментов занятий, консультаций и других видов коррекционно-образовательной деятельности с целью их возможно более полного анализа и повышения качества работы, объективизации динамики коррекционно-образовательного процесса;

Обязательное выполнение Организацией требований:

 санитарно-эпидемических правил и нормативов так же и в том же объёме, как в случае реализации ООП ДО;

 пожарной безопасности и электробезопасности;

 охране здоровья воспитанников и охране труда сотрудников организации;

Предусматривается возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ОВЗ к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

 учебно-методический комплект Программы (в т.ч. комплект различных развивающих игр, использовать которые следует соответственно индивидуальным особенностям детей);

 помещения для занятий и проектов, обеспечивающие условия для коррекционной работы, общения, познавательно-исследовательской деятельности и других форм активности ребёнка с участием взрослых и других детей;

 оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с особенностями развития при РАС и индивидуальными особенностями аутичных детей дошкольного возраста,

мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста

Эффективность использования малых форм фольклора как создание условий социализации детей младшего дошкольного возраста...

Создание условий для работы над произносительной стороной речи

Задачи воспитателя по формированию правильной речи...

презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...

Проект «Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования ...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ....