Консультация для родителей «Развитие наблюдательности у детей»
статья

Рачёва Ирина

Наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

 

Наблюдательность может развиваться уже в дошкольном возрасте, но для этого ее нужно тренировать, используя соответствующие способы взаимодействия с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudatelnost.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие наблюдательности у детей»

Наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

Наблюдательность может развиваться уже в дошкольном возрасте, но для этого ее нужно тренировать, используя соответствующие способы взаимодействия с детьми.

                         Как развить наблюдательность у ребенка?

                               

Это можно делать повсюду - на улице: в песочнице, парке, магазине, и дома. Лучше всего, конечно преподносить «уроки наблюдательности» в виде свободной игры. Запаситесь непринужденностью, весельем, легкостью полета мысли, и конечно - терпением. Забудьте – о строгости, давлении, торопливости - они убьют у ребенка любое желание играть в эту игру.

                                    Игры и идеи для наблюдения с детьми

Гуляя вместе с ребенком - просите его запоминать, а потом описывать словами любые интересные ему предметы и объекты. Если у Вас мальчик: наверняка ему интересны будут автомобили. Предложите ему внимательно посмотреть на проезжающий мимо Вас автомобиль - а через несколько секунд спросите сына - какой был у машины цвет, размер, форма? Если же у Вас девочка: то возможно, для нее будут более интересны красочные витрины, яркие цветочные клумбы. Так, отходя, например, от витрины - можно поиграть в игру "Давай вспомним все до мелочей": цвет предметов, форму, расположение, забавные детали.

Вы скажете - "но, это же обычная тренировка памяти...". Отчасти - да, но прежде чем запомнить - ребенку надо увидеть и заметить важные детали, а потом суметь воспроизвести их устно. Тут работает не только зрительная память, но и логическое мышление, способность думать и анализировать.

                Развитие наблюдательности у детей на лоне Природы

Для игры в "Наблюдай-ку" на лоне природы - Вы можете позволить себе дать всю волю фантазии!

Для развития наблюдательности - можно использовать все - что попадется на глаза: веточки, шишки, камушки, листочки, травинки, кусочки древесной коры.

Пусть ребенок внимательно рассмотрит каждый из найденных предметов, определит их величину, цвет, форму, а Вы в свою очередь, опишите ему их особенности: зубчики и прожилки на листьях, насыщенность цвета, причудливость формы, ощущения при прикосновении... К месту придутся вопросы: "На кого похожа эта шишечка? Чем отличаются эти два листика?".

Объясните ему, обобщите - что все это богатство - природный материал, "...его подарила нам природа". Предложите собрать его и унести домой - для всевозможных поделок. Листья - для гербария, шишечки, веточки, кусочки мха и прочее - в коробочку. Будет чем заняться ненастными вечерами.

Для развития любознательности - приобретите атлас животных и растений, присущих Вашему району (полосе). В первую очередь - для себя Для того, чтобы: если на прогулке в парке или лесу, малыш задаст очередное "что это?" и "почему" - Вы не стушевались, а со знанием дела определили как минимум название объекта интереса крохи.

Например: нужно суметь не перепутать вяз с дубом, сороку с вороной, знать названия трав, деревьев, птиц, обитающих в Ваших местах. Помните: Ваше частое "не знаю" - отобьет у малыша весь интерес спрашивать, интересоваться окружающим миром.

Кстати, придя домой - полезно будет заняться с малышом рисованием - пусть он нарисует все, что сумел запомнить - это тоже отличное упражнение для развития наблюдательности - умения подмечать малейшие детали.

                Развитие наблюдательности у детей - Мир Звуков

Попробуйте выработать у ребенка привычку прислушиваться к звукам окружающего мира - благодаря этому, вы разовьете у него тонкое чутье. И тогда, в будущем - даже по малейшим изменениям в тембре голоса - он сможет улавливать, какие эмоции на самом деле ощущают люди, независимо от того, что они говорят. Он сможет не только слУшать, но и слЫшать.

                Примерные упражнения на тренировку "Умения слышать"

Шум ветра. Научите ребенка прислушиваться к ветру: и отличать - как шумит ветер в городе (за окном) - и как в парке, в листве деревьев. Пусть он научится чувствовать разницу. Таким же образом можно предложить прислушаться: к шуму крыльев - голубя и воробья; к гулу больших и маленьких машин, проезжающих по магистрали - и по обычной городской улице; дробь дождя по асфальту и оконному стеклу...

                    Звуки, воспроизводимые животными.

Чем они отличаются? Объясните, что такое высокий и низкий "голосок". Предложите ребенку повторить их - имитируя различные звуки, ребенок сможет лучше для себя определить их различие.

Скачайте бесплатно сборник музыки для детей - со звуками природы.

Большинство из собранных там композиций содержит звуки, издаваемые домашними животными и птицами (частично лесными). А также звуки неживой природы: дождя, ветра, журчание ручья, волн реки. Этот аудиоматериал может превратиться в увлекательную игру: пусть ребенок попробует угадать - какое животное или птица "говорит"/поет в данный момент?

                                      Найди на ощупь

Положите в полотняный мешочек - разные предметы и игрушки: например чайную металлическую ложку, клубочек шерстяных ниток, шишку из леса, маленькую куколку и пр.. Постройте свою игру с ребенком: но смысл ее пусть будет таким - Вы называете предмет, а кроха (не подглядывая!) на ощупь ищет его в мешочке и достает.

                                           Найди в песке

Во время игры в песочнице, втайне от ребенка закопайте его формочки. Когда он обнаружит - что игрушки пропали - предложите ему поиграть в следопыта, чтобы найти "пропажу".

Для этого надо вспомнить, как они выглядели, какой были формы, цвета и размера, где лежали и что их окружало. "Подумайте" вместе - что с ними могло случиться: затерялись ли они в песке, или их нечаянно унесли другие дети? Рассуждая, ребенок научится сопоставлять, мыслить и наблюдать.

И напоследок: не останавливайтесь на достигнутом - ищите новые способы развития наблюдательности у своего малыша! Ведь научившись наблюдать, он сможет лучше концентрироваться, анализировать, мыслить, тоньше чувствовать, видеть внутреннюю красоту, любить и осознавать, как устроен окружающий его мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие музыкального слуха у детей"

Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помо...

консультация для родителей: Развитие мелкой моторики у детей с проблемой в развитии

Развитие основ мелкой моторики у детей дошкольного возраста на основе пальчиковой гимнастики и дидактических игр....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...

консультация для родителей "Развитие художественно-творческого развития детей"

предложенный материал раскрывает проблему развития изобразительной деятельности детей в семье...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Практические рекомендации для родителей»...

Консультация для родителей " Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" Материал предназначен для родителей

laquo;Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению....