Мастер - класс
учебно-методический материал (старшая группа)

Бородина Наталья Николаевна

Мастер - класс для педагогов ДОО "использование техники "ДРУДЛ" в развитии воображения, мышления и творческих способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО "Использование техники «друдл» в развитии воображения, мышления и творческих способностей дошкольников"

Воспитатель: Бородина Н.Н.

Ход проведения мастер-класса 

Вступительное слово ведущего. Уважаемые коллеги, мы собрались сегодня, чтобы поделится опытом  нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста я предлагаю познакомиться с таким приемом развития воображения, мышления и творческих способностей детей, как «друдлы».

1. Как возникла идея создания друдла и что это такое? 

«Друдл» - это задача, незаконченная картинка в которой требуется домыслить, додумать, расшифровать что изображено на рисунке или дорисовать.

Они "включают" в работу лобные доли - те области мозга, которые отвечают за программирование, регуляцию и контроль произвольной деятельности. У них нет единственно верного решения - количество ответов ограничено лишь пределами нашего воображения. Очень важным для этого будет назвать как можно больше вариантов ответов для одной картинки. Для ребенка достаточно 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

Но на самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

«Друдлы» рисуют черным карандашом или черным фломастером на белой Картинка друдлов является чем-то вроде каракулей.

Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджер Прайс в 1953 году издал книгу Droodles с собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, а потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы.

Хотя именно Роджер Прайс сделал друдлы популярными по всему миру, он не был их изобретателем. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но, например, вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона». Он был придуман за 10 лет до пика популярности друдлов. Подскажите, из какой книги этот друдл? Иллюстрация к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. (картинка 1)

Эта картинка тоже друдл. Малыш ведет козу на рынок (видна только веревка).

Друдлы могут стать не только развлечением для взрослых и детей, но и хорошим способом визуализировать, запоминать сложную информацию. Например, в Эстонии придумали друдлы, в которых зашифрованы фольклорные сюжеты. В такой форме дети могут легко запомнить название книги, главных героев сказки или даже математическое понятие. Напоминает прием мнемотехники, правда коллеги?

2. Развивая воображение, какого результата мы ожидаем? 

  • Воображение расширит границы познания и растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворится с помощью воображения. Оно как бы снимет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение объединится с мышлением, и поможет ребенку при решении познавательных задач.
  • Воображение разовьет умение создавать замысел и планировать его достижение. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно (сознательно регулируя поведение) создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
  • Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

Ответ на вопрос почему же необходимо развивать воображение детям в том, что возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

 3. Рассмотрим пример друдла  Что это? (картинка 2)

Возможно, это:

  1. Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.
  2. Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.
  3. Соединение бревен "ласточкин хвост".
  4. Геометрическая задача.
  5. Флюгер на крыше дома (или какой-либо рисунок на крыше).
  6. Песочные часы, стоящие на столе.
  7. Два громкоговорителя на столбе.
  8. Шкаф с ручками.
  9. Два клювика птиц.
  10. Подарочная коробочка.
  11. Ручки двери с двух сторон.
  12. Закрытое окно.
  13. Стрекоза над дорогой.

Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций. Единственно правильного ответа нет. И необязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке. Но вы заметили, как заработал ваш мозг?

Самые простые детские варианты: это придумывание и превращения во что-либо геометрических фигур. И, опять же, нужно придумать как можно больше вариантов.    Когда получается хорошо расшифровывать эти головоломки, то можно начать придумывать свои: вы придумываете для ребёнка, а он для вас. Получается очень интересная и развивающая игра.

Вспомним, что основные геометрические фигуры на плоскости - это точка и линия. Точки превращаются в линии, а линия превращается в плоские геометрические фигуры.

3. Проведение имитационной игры

«Дорисуй» 

1. Возьмите карточки со стола и маркеры, мы предлагаем вам нарисовать на листе бумаги что - то. То, что вы захотите, все, что приходит вам в голову. (рисуете линии, кляксы). Засекаем время 1 минута.

2. Когда игроки закончат рисунки, по моей команде «Руки» два игрока поднимают руку, один игрок с одной команды, а второй игрок с другой команды). Они меняются рисунками. Команда «Руки» звучит до тех пор, пока все игроки не обменяются картинками.

Задание: на рисунке партнера по игре дорисуйте абстрактные закорючки до цельных картинок.

3. Теперь снова предложите напарнику поменяться рисунками. В ваших фигурах и линиях он увидел что-то свое и дорисовал.

Предлагаем напарникам встать и обсудить картинки: спросите название своего рисунка, обговорите линии, фигуры, задайте вопросы: «Что за линии?», «На что похоже?», «А что вы здесь дорисовали?».

Игра между командами 

Мы предлагаем вам один общий для двух команд друдл, в течение 3 минут команды придумывают как можно больше вариантов описания картинки. По истечении времени команды по очереди предлагают свои варианты, та команда, которая не сможет дать описание проигрывает.

Игра на вылет 

Приглашаем вас в один общий круг, оставим листочки и принадлежности для записи.

Любым образом выберите первого игрока. Он тянет из стопки карточек один друдл, кладёт его на стол картинкой без подписи вверх и даёт своё объяснение нарисованному. Затем все игроки по часовой стрелке тоже высказывают свои версии (описания недолжны повторяться). Повторяться нельзя, на раздумье даётся 5-7 секунд. По требованию соперников игрок должен обосновать свою версию, а если он не сможет этого сделать, попытка не засчитывается. Игрок, который не сумел ничего придумать, выбывает из раунда. Версии выдвигаются, пока в игре не останется только один участник: он выигрывает этот раунд и в знак победы забирает себе карточку.

В следующем раунде звание первого игрока передаётся по часовой стрелке.

В партии должно быть столько раундов, чтобы каждый участник побывал первым игроком равное число раз. Например, игра на четверых может продлиться четыре, восемь, двенадцать раундов.

Победителем становится тот, кто выиграл больше всего раундов, иными словами - собрал больше всего карточек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...