Проблема изучения внимания в современной психологии
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Из этой статьи вы узнаете о проблеме изучения внимания у разных ученых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_izucheniya_vnimaniya_v_sovremennoy_psihologii.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема изучения внимания  в современной психологии

Изучение внимания  как психического процесса началось на этапе становления научной психологии. Опыты и наблюдения зарубежных и отечественных ученых подготовили и вызвали широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности В.Вундта, который справедливо считается основателем психологии внимания.

Благодаря работам Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др. исследование внимания длительное время занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.

Существует множество определений внимания, ставших более или  менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах «внимание»  определяется как: направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание... представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от остального» .

Из такого определения следует, что внимание представляет собой не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических  процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.). Внимание сливается с другими психическими процессами, составляя их характеристику, но не имея самостоятельного содержания. Также Н.Ф. Добрынин вводит в учение о внимании понятие значимости. «Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточение ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» . Такого же понимания внимания придерживается и ряд других психологов, которые, как и Н.Ф. Добрынин, отвергали отрицание внимания как самостоятельной формы психической деятельности. Сведение внимания к направленности и сосредоточенности всякой психической деятельности на каком-либо объекте встретило и критические замечания ряда авторов. В известной мере возражал против такого подхода С.Л. Рубинштейн. Соглашаясь с тем, что внимание лишено самостоятельного содержания, он вместе с тем отмечает, что характеристика внимания как избирательной направленности на определенный объект является его феноменологической характеристикой. При такой феноменологически правильной характеристике природа, а также источники внимания остаются, по мнению С.Л. Рубинштейна, не раскрытыми .

Исходя из этого, многие отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский , П.Я. Гальперин , М.Ч. Матюхина и др. пытались восстановить или, верней, установить внимание в качестве самостоятельного психического процесса, но безуспешно. Неудивительно поэтому, что в  психологии и на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и  произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Произвольное внимание – одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка по мнению Н.Н. Ланге .  По мнению Н.Ф. Тaлызиной, «в начальной характеристике произвольного внимания всегда подчеркивается необходимость сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечается ее пульсирующий характер и другие доступные самонаблюдению черты» .

Переход к характеристике психологической природы произвольного внимания начинается с попытки понять его мотивацию. Т. Рибо, выдвинувший эту идею, полагал, что источником тех «добавочных сил», которые поддерживают соответствующие усилия, являются «естественные двигатели, которые отклоняются от прямой цели и употребляются для достижения другой цели» .

Отсюда вытекает понимание генезиса произвольного внимания как изменение системы его мотивации. «Процесс, с помощью которого составляется произвольное внимание, сводится к следующей единственной формуле: искусственно сделать привлекательным то, что по природе  непривлекательно, придать искусственный интерес вещам, которые сами по себе неинтересны», считает Т. Рибо .

В своем развитии внимание проходит ряд этапов:

I этап в этой функции выступают первичные чувства: боль, тревога;

II – вторичные: эгоцентризм, соперничество;

III – внимание становится привычкой.

Н.Н. Ланге отмечал такое важное внутреннее отличие произвольного внимания как - то, что цель процесса заранее известна субъекту. «Иными словами, у него имеется, хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания» .

Существует несколько различных мнений о природе возникновения произвольного внимания. По мнению ряда ведущих отечественных психологов (Н.Ф. Добрынин , С.Л. Рубинштeйн  и др.), вниманиe (в том числе и произвольное) можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Сознание и произвольное внимание напрямую связаны друг с другом, поэтому если сознание – социально, значит и произвольное внимание так же имеет социальные корни.

Проблеме воспитания произвольного внимания уделено большое место в работах: Л.И. Айдарoва , Н.Ф. Дoбрынина , Л.С, Волковой . Эти авторы выдвигают точку зрения о необходимости целостного развития личности ребенка, это с их точки зрения повлечет  повышение и развития уровня произвольного внимания.

Можно сказать, что почти во всех работах по воспитанию произвольного внимания рекомендации сводятся, прежде всего, к советам по общему воспитанию личности школьника (чувства ответственности, общей направленности личности, интересов, дисциплинированности и т. п.), а внимание должно возникнуть само собой как результат воспитания личности,  поскольку оно, внимание, не имеет самостоятельного содержания. С точки зрения Н.С. Жуковой, «рекомендуются также общие пути организации деятельности учащихся, такие, как порядок и дисциплина на уроках, использование разнообразных и рациональных приемов ведения урока, создание благоприятной внешней обстановки и т. п..  В основном рекомендуются не способы воспитания, формирования внимания, а организация тех условий, без которых никакая учебная деятельность вообще не может протекать успешно.

Многие исследователи, такие как: Н.С. Жукова , А.В. Запорожец , Н.М, Сафонова , С.Г. Якобсон   и др., особое место в воспитании психических процессов, в том числе и внимания, отводят формированию у дошкольника произвольности. Существует несколько подходов к пониманию произвольности.  Первый из них разграничивает произвольные и волевые действия. Волевые действия, по мнению исследователей, «происходят в ситуации перестройки стереотипов, при наличии трудностей» .

С другой точки зрения одним из путей формирования произвольного внимания является воздействие на волевую сферу. Воля – один из способов сознательной регуляции деятельности, поведения, приобретенная человеком способность сознательно ставить перед собой цели, принимать решения и подчинять им свои действия и поступки, считает А.Н. Леонтьев .

Авторы другого подхода (Л.И. Божович , А.В. Запoрожец , С.Л. Рубинштейн ) отождествляют волевые и произвольные действия. Так А.В. Запорожец пишет о том, что «Человек способен сознательно контролировать свои действия посредством воли, при этом, сознательно  регулируемые действия называются произвольными или волевыми» . Л.И. Божович утверждала, что «проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности» . Особое внимание уделяется изучению механизма становления и развития произвольного поведения.

Третья точка зрения на механизм возникновения произвольного поведения принадлежит А.Р. Лурия и А.В. Запорожцу . Исследователи считают, что свое поведение дошкольники подчиняют не слову, а ситуативным обстоятельствам. Т.е. для того, чтобы ребенок в своих действиях руководствовался словесной инструкцией, необходимо создать специальные условия. Произвольное внимание формируется в тот момент, когда ребенок учится ставить цель, а затем ее достигать, считает Р.С. Немов . Иными словами, у ребенка есть намерения что-то сделать, он с помощью силы воли, посредством различных инструментов или предметов осуществляет задуманное.

Таким образом, не смотря на то, что произвольное внимание изучается довольно давно, до сих пор не выработано единого мнения и подхода к данному понятию.

Кроме таких характеристик как цель и волевое усилие, различают пять свойств внимания, которые могут проявляться в произвольном внимании: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Показателем сосредоточенности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенку подарили новую книгу со сказками. Он углубился в чтение, он не отвлекается, и не прерывает чтение, ему безразлично, что происходит сейчас рядом с ним. В данном случае мы наблюдаем пример высокой концентрации внимания.

По мнению Н.Ф. Добрынина, в произвольном внимании ведущую роль  играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было уже однажды завоевано, что было предметом сосредоточения. Устойчивость позволяет не бессмысленно разглядывать объект, а производить целенаправленную работу: обобщать детали, сопоставлять данные объекта с уже имеющийся информацией, описывает В. Вунд .

Другой характеристикой произвольного внимания является его объем. Объем внимания - это важнейший показатель, так как он предопределяют эффективность обучения ребенка, поскольку в ходе обучения ребенку необходимо будет одновременно удерживать в памяти до объектов. В зависимости от возраста объем внимания у детей составляет от одного до пяти объектных единиц.

Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Внимание может одновременно распределяться между несколькими деятельностями.

Например, ребенок может одновременно играть в игрушки и смотреть мультфильм. Домохозяйка может одновременно: осуществлять приготовление пищи, слушать музыку и помогать детям в выполнении школьных домашних заданий. Распределение внимание у всех людей различно: кто-то может выполнять только одно дело, кто-то пять различных дел одновременно.

Переключение внимания представляет собой сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. «Сознательное переключение человек контролирует самостоятельно, в случае же высокой отвлекаемости, человек не может сосредоточиться на предмете» .

Скорость переключения зависит от вида деятельности на которую необходимо переключиться. Например, человеку проще переключиться, если будущая деятельность вызывает у него интерес, положительные эмоции.

Итак, произвольное внимание формируется лишь тогда, когда перед человеком ставится определенная цель, и для достижения этой цели необходимо приложить волевые усилия. Основными свойствами, характеризующими произвольное внимание, являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Развитие этих свойств индивидуально для каждого человека и зависит от его личных и возрастных особенностей.

Проанализировав взгляды на проблему изучения внимания в отечественных и зарубежных исследованиях, сформулируем рабочее определение внимания, которого будем придерживаться в данной работе. Внимание  - это   направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Швецова А.Д., Пак Сун Хи Кинетическая сказка в коррекционной работе с детской тревожностью //Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции

Стаья посвящена описанию одного из возможных вариантов коррекционной работы со старшими дошкольниками с повышенной тревожностью посредством сказкотерапии, построенной в системе занятий на основе приме...

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ.

В соответствии с пониманием термина «словообразование» его определяют по разному: как путь пополнения словарного состава языка, как основно...

Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически  грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...

Выступление на педагогическом совете Д/С «Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».

laquo;Проблемы изучения и коррекции  задержки психического развития у детей  дошкольного возраста»....

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразования имен прилагательных у дошкольников с ОНР

Научно-теоретическая основа проблемы изучения словообразованияимен прилагательных у дошкольников с ОНР 1. Лингвистический аспект изучения  словообразования имен прилагательных2. Формирование...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Современное состояние проблемы изучения активного словаря у детей с общим недоразвитием речи

Каждому уровню речевого развития соответствует своя градация, однако есть существенные признаки сформированности словаря, которые проявляются в бедности его проявления. Дошкольники с ОНР понимают знач...