Консультация для воспитателей "Загадка - ума зарядка!"
консультация

Скобелкина Антонина Сергеевна

Тема консультации: "Загадка - ума зарядка"

Цель консультации: передача коллегам личного профессионального опыта и авторских разработок в сфере педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley._zagadka_-_uma_zaryadka.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Загадка – ума зарядка!

На пороге зима. Все чаще дети вместо прогулки будут оставаться в группе. Как тут не вспомнить народную мудрость: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Известно, как привлекают детей загадки. Обычно знакомство с ними начинается с фольклорных загадок. Они не только развивают ребенка, но и приобщают его к живой, выразительной речи. Загадки – полезное упражнение детского ума.

Учить детей отгадывать загадки надо с раннего детства, но подбирать загадки нужно в соответствии с возрастом. Так в младшем возрасте рекомендуется выставить на стол несколько игрушек, рассмотреть их, а потом предложить послушать загадку про них.

 «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, ножками постукивает».

«На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на голове шпоры».

Ребята быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится перед глазами. Дети младшей группы любят загадки, в которых указываются самые типичные признаки. Так в загадках о животных, наиболее типичным признаком является голос животного:

«На заборе сидит – Ку-ка-ре-ку кричит!»

Решению логической задачи помогает и рифмующая отгадка:

«Встает на заре,

  Поет во дворе,

  На голове гребешок…

  Кто же это? (Петушок)»

Если с малышами мы подбираем загадки, соответствующие их возрасту, то со старшими детьми об этом как-то забываем и начинаем им задавать различные загадки, не задумываясь, понятна ли она детям. Ведь часто, загадав детям, мы торопим их с ответом, порой сами говорим за них ответ. Но ведь дело не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ, как результат правильного процесса мышления.

Обучать детей умению отгадывать загадки нужно не их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в красках, звуках.

Так на прогулках, наблюдая за деревьями, птицами или сезонными явлениями, можно и предложить детям соответствующую загадку:

«Бел, да не сахар, ног нет, а идет» и др.

Чтоб углубить и уточнить знание детей об окружающем мире можно поиграть с детьми в такие игры: «Я загадаю, а ты угадай. Подскажи словечка» и др.

Большой интерес ребята проявляют к литературным загадкам. Эти загадки сочиняли великие поэты (Жуковский, Чуковский, Маршак и др.). Такие загадки обычно представляют собой подробные рассказы о предметах:

Всем нам пригодится

Белая водица.

Из водицы белой

Всё, что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок,

Кушай Ванечка – дружок.

Ешь, да пей, гостям налей

И коту не пожалей! (Молоко)

В этой загадке названы признаки, хорошо известные ребенку из личного опыта.

Если в загадке есть образные сравнения, то это помогает ребенку быстро отгадать загадку:

Стоит в роще молода,

Кудрява и стройна.

Как снег бела,

Как луг зелена.

Летом прохлаждает,

Зимой согревает,

А настанет весна – потечет слеза. (Береза)

Определение и сравнение в загадках так точны, наглядны и живописны, что мы сразу узнаем березу.

Подбирая такую загадку, нужно вместе с детьми разбирать все признаки дерева. Из загадки мы узнаем, что береза молода и стройна, с белым стволом и зеленой кудрявой кроной. Летом ее тень спасет от жарких лучей солнца, зимой березовые дрова согревают избу, весной дерево поит людей душистым соком.

Всего один раз, разобрав так подробно загадку, дети получают такой запас знаний, который им пригодится многие годы.

Детям нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию. Наблюдая как птицы строят гнезда, муравьи сооружают муравейники, паук плетет паутину – дети делают выводы, что птицы, насекомые строят своё жилище без рук, без инструментов, такой вывод является основой для отгадывания.

Разбирая загадки, нужно чаще обращать внимания на сравнения, образные выражения (небо – ковер, ночь – черная лебедь). Это поможет детям составлять свои интересные и образные загадки. Если ребенку предложить набор вот таких книжек с загадками, где можно найти и отгадку, дети с удовольствием, будут отгадывать загадки.

И в заключении хочется сказать, чаще загадывайте детям загадки, устраивайте различные вечера и пусть к вам всегда приходит Бабушка – Загадушка, или веселый домовенок Кузя и приносят в своих корзинках все новые и новые загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "На зарядку становись!"

«На зарядку становись!»  Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?    Во-первых, не следует путать эти два понятия – утрен...

Консультация для родителей "На зарядку всей семьёй!"

консультация для родителей о необходимости проведения утренней гимнастики в целях  воспитания у детей произвольности и самостоятельности...

Консультация для родителей "Занимаемся зарядкой вместе с детьми".

Консультация для родителей "Занимаемся зарядкой вместе с детьми". Девиз: Зарядку делаем будем сильными, здоровыми и смелыми.Перед выполнением упражнений не забудьте разогреться. Предложите ребёнку пох...

Консультация для родителей "Занимаемся зарядкой вместе с детьми".

Девиз: Зарядку делаем будем сильными, здоровыми и смелыми.Перед выполнением упражнений не забудьте разогреться. Предложите ребёнку походить, попрыгать, если позволяет место то и побегать не более...