Формирование социально – коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста
проект

Баздрева Римма Валентиновна

Формирование социально – коммуникативной деятельности у  детей дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Формирование социально – коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста.

Слайд 2. Я хочу начать свою презентацию словами Василий Александрович Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям». «Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.»

Слайд 3. Постановка проблемы. Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте и важной проблемой в педагогике.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – в переводе общественный. Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Дошкольный возраст (3- 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками (В. С. Мухина). Фундаментальные качества личности формируются именно в первые годы жизни. Этим определяется значимость наряду с семейным воспитанием, дошкольного образования, которое может получить ребенок в различных образовательных организациях.

Слайд 4. Актуальность. 

В связи с тем, что дети приходят в образовательные организации из разных социальных сред, увеличивается количество «домашних» детей, которые воспитываются значительную часть времени бабушками, гувернантками; многие дошкольники имеют узкий круг детских контактов. Поэтому испытывают трудности общения, связанные неуверенностью в себе, нерешительностью, отсутствием самостоятельности, либо, наоборот, приобретают эгоцентрические черты, опыт конфликтного поведения, у них слабо развиты умения, необходимые для игровой совместной деятельности. Вместе с тем ограничения в общении дошкольников обуславливают проблемы их культурного поведения в общественных местах (магазине, парикмахерской, на детской площадке, на детском празднике), безопасного поведения на дорогах, у детей не всегда привиты гигиенические навыки.

 Слайд 5. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Цель социально – коммуникативного развития: позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Слайд 6.  Задачи социально-коммуникативное развития вы видите на экране.

 Социально – коммуникативное развитие детей, исходя из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на:

* на становление деятельности: общения, продуктивной, игровой, трудовой, познавательной;

* на становление сознания: развитие речи, познавательное развитие;

* на становление морального сознания и системы ценностей;

* на формирование личности: отношение к окружающему миру, к произведениям искусства, отношение к другим людям, отношение к себе.

Слайд 7.  Для решения поставленных задач создаются условия – это использование в практике работы ДОУ здоровьезберегающих образовательных технологий, реализация общеобразовательной программы и развивающей среды. Организация развивающей среды в нашем ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Воспитатели, создавая предметно-развивающую среду в своей возрастной группе, учитывают психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда, оздоровительные функции среды, в частности, сохранения и укрепление психологического здоровья. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - это признак душевного здоровья и показатель личностного роста. 

Слайд 8. Важнейшим условием, обеспечивающим успешное социально – коммуникативное развитие дошкольников, является обогащение предметно – пространственной среды, в которую включены обучающиеся. Она должна быть построена так, чтобы ее можно было изменять и дополнять. Дети быстро растут, поэтому завтра она уже перестанет стимулировать их развитие, и после завтра станет тормозить его.

Практикой проверено, что после двух месяцев функционирования вновь созданной среды, ее необходимо реорганизовывать и насыщать новыми элементами. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, оно должно быть внешне ярким и привлекательным. Предметная среда группы должна способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования действий. В группе должны быть несколько зон или центров, где дети без помех будут заниматься той или иной деятельностью.  Уголок уединения или уголок психологической разгрузки, призван решать благородную задачу - создания ниши покоя. И он занимает важное место в игровой комнате.

Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Слайд 9. Формы работы с детьми по социально – коммуникативному развитию вы сейчас видите на экране. Это:

1.  НОД
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов, мультфильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
10. Экскурсии.
11. Музейная педагогика и краеведение.

Слайд 10. Социально-коммуникативное развитие рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:

*развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,

*формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,

*патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,

*трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

 Остановимся на каждом из этих направлений

Слайд 11. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Ведь именно через коммуникацию происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. А умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Сергей Леонидович Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение. В ней ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.  Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Слайд 12. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Она способствует его развитию произвольного поведения, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых для успешного перехода к учебной деятельности.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры - наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Игры бывают разные. Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр: творческие, игры с правилами, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, пальчиковые и т. д. В групповых комнатах оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных и сюжетно – ролевых игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности.

 Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях, таким образом, дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливают себя для того чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения детьми социальных отношений.

Слайд 13.  Одним из центральных направлений работы с дошкольниками по социально - коммуникативному развитию становится патриотическое воспитание.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения принадлежности к своему народу, сознания собственной востребованности в родной стране. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм».

   Слайд 14. Его реализация отражена в учебном плане ДОУ, осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, экскурсиях, на прогулках, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

      Педагоги нашего сада создают все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников. В группах оформлены уголки на патриотическую тему. Дети узнают на фотографиях президента нашей страны, флаг нашей Родины, знакомятся с поселком, некоторые знают названия улиц, на которых живут.

Слайд 15. Дошкольников знакомят с традициями нашей страны и нашего народа, народными промыслами, народными сказками, героями. Воспитывают в детях уважительное отношение к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 

Слайд 16. В нашем саду ведется работа по воспитанию любви к родной природе, природе России. Рассказывают детям о единстве природы и людей, о бережном ответственном отношении к природе.

Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором 

будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Слайд 17. Следующим направлением реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Слайд 18. Основным содержанием образовательной деятельности нашего ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота»«мое здоровье»«безопасность в помещении»«безопасность и природа»«общение с незнакомыми людьми» и т. д.

Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

«Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»).»

Слайд 19. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. 

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, а также познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

Слайд 20. При реализации данных задач нужно обращать свое внимание на некоторые направления воспитательной работы:

– показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

– воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;

– предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

– собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

– связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Слайд 21. Виды труда вы видите на экране.

Слайд 22. Труд по самообслуживанию. Этот труд помогает малышам быть более самостоятельным, не зависимым от взрослого. Дети учатся одеваться, раздеваться, проводить гигиенические манипуляции.  

Слайд 23. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Слайд 24. Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Слайд 25. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Слайд 26. Ознакомление с трудом взрослых. С детьми проводят всевозможные экскурсии: в столовую, в медкабинет, прачечную. Ведутся наблюдения за работой младшего воспитателя, дворника. В беседах детям рассказывается о разных профессиях, о том какую пользу они приносят людям, читают художественную литературу: Джанни Родарри «Чем пахнут ремесла?», С. Михалков «А что у вас?» и т. д.  

Слайд 25. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-участие в различных конкурсах;

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Планируя свою работу с родителями, ДОУ отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. В ДОУ стало традицией выпекать родителями сладости к проводам русской зимы на «Масленицу», проводить совместные праздники такие как «День семьи», «Зимние забавы».

Слайд 26.  Заключение. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Таким образом, подводя итоги можно выделить что, проблема приобщения ребенка к социальному миру, формирования умения адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества, на современном этапе развития общества остается одной из ведущих.

Слайд 27. Список, используемой литературы:

1. Гаврилушкина, О. «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада» [Текст] / О. Гаврилушкина // «Ребенок в детском саду.» – 2003. — №2. – С. 12-16.

2. Галигузова, В. Н. «Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста» [Текст] / В. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова // «Психологическое образование и наука» – 2010. № 3. – С. 89-96.

3. Дубинина, Л. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений» [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

4. Под общ. ред. Антопольской Т. А., Журавлевой С. С. «Социально – коммуникативное развитие дошкольников: теоретическое и практическое обеспечение» – Курск: ООО «Планета» - 2015 г.

Слайд 28.  Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Следуя ФГОС ДО, одним из основных  условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...