Опыт работы «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»
материал (старшая группа)

Матвеева Наталья Николаевна

Опыт работы по теме  «Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_tem1.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР Д/С№2»

Опыт работы по теме

«Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»

воспитатель: Матвеева Н.Н.

г. Сатка

Актуальность

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта, проблема познавательного развития дошкольников становится особенно актуальной.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

В ходе экспериментально - исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования экспериментирования как средства познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Провести диагностику на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

3.Составить комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы.

4.Провести итоговую диагностику на выявление уровня сформированности познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития  детей дошкольного возраста.

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова..

Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В.Н.Вересов, С.Н.Николаева, Н. А. Рыжова и др.).

Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.

Проблему познавательного дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г, Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сенситивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов Л. М. Маневцовой, О. Л. Князевой, А. И. Савенкова, С. Н. Николаевой, А. К. Матвеевой и др. Они предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.

Сущность познавательного интереса у дошкольников

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:

Эксперимент – это «1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».

«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения». Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». 

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;
  • по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.;
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
  • по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
  • по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
  • по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы. 

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

          В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

- действие показывает педагог;

- действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. 

Детское экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъяков претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

        

Диагностика уровня познавательного развития у старших дошкольников

На основе анализа психолого – педагогической и экологической литературы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МБДОУ «ЦРР д/с №2»

    В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 18 человек. Каждому ребенку присвоен индивидуальный код.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

       На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной развития детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

2 этап - формирующий.

         На этом этапе проводились занятия, направленные повышение уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – контрольный.

Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром.

 Показатели и диагностические методики

Показатели

Диагностические методики

Срок проведения

Примечание

Отношение детей к экспериментальной деятельности

Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности.

Декабрь - Май

Таблица 2

Таблица 3

Уровни сформированности экспериментальной деятельностью

Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).

Март - Апрель

Таблица 4

Уровень развития любознательности, познавательной активности

Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы».

Декабрь

Приложение 2

Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

Результаты методики «Маленький исследователь»

Код ребёнка

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

1

АА

3

Чтение книг

2

ТБ

2

Изодеятельность

3

НВ

3

Чтение книг

4

НГ

2

Изодеятельность

5

ИГ

4

Экспериментирование

6

АГ

1

Игровой

7

СК

3

Чтение книг

8

ВК

2

Изодеятельность

9

МЛ

4

Экспериментирование

10

ЛД

1

Игровой

11

СМ

1

Игровой

12

ИП

1

Игровой

13

МС

1

Игровой

14

МТ

4

Экспериментирование

15

БХ

1

Игровой

16

МШ

2

Изодеятельность

17

ДШ

3

Чтение книг

18

ВЯ

2

Изодеятельность

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок

2 место – уголок изодеятельности

3 место – чтение книг

4 место - экспериментирование

Т.е. экспериментирование заняло последнее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование экспериментальной деятельности в целях познавательного развития дошкольников»

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разно...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...

Опыт работы «Использование планшетов «Логико-Малыш» в познавательном развитии дошкольников»

В соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада ста...

Конспект родительского собрания в средней группе Тема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»

Конспект родительского собрания в средней группеТема: « Опытно- экспериментальная деятельность, как средство познавательного развития дошкольников»...

План работы «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Блоки Дьенеша»

Проблема:По результатам мониторинга логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы, я решила использовать блоки Дьенеша.Методическая тема:«Использо...