проект мои первые книжки
проект (младшая группа)

Андреева Е. В.

В настоящее время возникла проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст — время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. В связи с этим мы приняли решение совместно с родителями создать в группе библиотеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Мои первые книжки»

Воспитатель: Андреева Елена Викторовна

МБДОУ "Детский сад  23 «Колокольчик» пос. Нового"

Актуальность: 

В настоящее время возникла проблема: у детей падает интерес к книге. Ее место занимает телевидение, другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к чтению является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст — время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста. В связи с этим мы приняли решение совместно с родителями создать в группе библиотеку.

Цель проекта: Формирования интереса и потребности в слушании и восприятии художественного текста.

Задачи:

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.

Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок

Продолжать формировать интерес к книгам.

Пополнить развивающую среду библиотеки.

Для решения задач используем разнообразные методы: беседы, наблюдения, анкетирование.

Создана предметно-развивающая среда в группе по художественно-речевому развитию. Создавая, предметно — развивающую среду  постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей. Подобрана методическая литература, для продуктивного творчества в совместной, самостоятельной деятельности, в режимных моментах и в работе с родителями.

Этап сбора информации:

КнигиРусские народные сказки, потешки, песенки, поговорки, загадки

Сказки авторовВ.Зотов ; В. Бианки; М. Пришвин ; Б.С. Житков К.Д.Ушинский; Л. Толстой; Е.А. Благина; К.Д. Бальмонт; В.Е.Чарушин; С.В. Михалков; К.И. Чуковский; С.Я. Маршак; Н Носов; А Барто; Д.Н. Мамин-Сибиряк; А.С. Пушкин и др.

Энциклопедии -« От А до Я», «Энциклопедия для маленьких», «Правила для маленьких детей», «Все обо всем».

Вопросы для обсуждения.

Что такое библиотека?

Где можно взять книгу?

Где хранятся книги?

Зачем нам нужны книги?

О чем рассказывают книги?

Как вести себя в библиотеке?

Как нужно обращаться с книгой?

Чем мы можем помочь книгам?

Что случится, если не будет книг?

Чтение художественной литературы

Потешки: «Сорока, сорока», «Кисонька-мурысенька», «Идет лисичка по мосту…», «Петушок, петушок», «Как у нашего кота», «Огуречик, огуречик» и т. д.

Проза: К. Ушинский « Петушок с семьей», « Васька», « Лиса Патрикеевна», «Уточки»; Д. Биссет « Лягушка в зеркале»; Е. Бехлерова «Капустный лист», В. Бианки «Ребятам о зверятах», «Мишка-башка», «Купание медвежат», « Лис и мышонок», «Лесная газета», «Чей нос лучше»; М. Пришвин «Журка», «Луговка», Л. Толстой «Пришла весна»; Й. Чапек (перевод с чешского) « В лесу», Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».

Поэзия: А.С. А. Кольцов «Дуют ветры»;О. Емельянова «Что растет на огороде»; Плещеев «Весна», «Сельская песня»; С. Маршак «Детки в клетке»; В. Берестов «Жаворонок».

загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки.

Сказки: русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка», «Снегурушка и лиса» (обр. М.Булатова), « Лиса и заяц» (обр. В. Даля), « Кот,петух и лиса» (обр. М. Боголюбской ), «У страха глаза велики…» (обр. М. Серовой), «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы), «Волк и козлята (обр. А. Н. Толстого).

Белорусская сказка «Пых»; эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; украинская сказка «Коза дереза» (обр. Е. Благининой) и др.

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребёнок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников –

И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Васнецова, А Елисеева, Т Маврина, Е. Рачева и многих других.

Подвижные игры — «Медвежонок потянулся». «У медведя во бору», «Волки во рву», «Лиса и куры», «Лиса и зайцы», «Воробушки и кот». «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Мышеловка», «Снежки», «Снегопад», «Зайка серенький»

Организация дидактических игр: «Чей силуэт», «Расскажи сказку», «Герой из какой сказки» и др.

Организация театрализации: «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок»,

Ожидаемые результаты:

Проект позволит:

Детям:

расширить словарный запас (активный и пассивный);

развить связную логическую речь.

проявить желание бережного отношения к книге;

повысить познавательный интерес;

Формировать интерес к слушанию литературных произведений, просматриванию картин, иллюстраций.

Педагогам:

Освоить практический принцип обучения, через проведение консультаций, открытых мероприятий, повысить уровень педагогической компетентности в области художественно-речевого развития.

Обогатить предметно-развивающую среду необходимым оборудованием, пополнить учебно-методическую базу в данном направлении.

Родителям:

повысится уровень знаний в области художественно-речевого развития. Начнут применять полученные знания и умения в семье, организовывать досуг с детьми по работе с книгой.

Работа выстроена по трем этапам.

Подготовительный этап.

Анкетирование;

Индивидуальные беседы;

Консультации.

наблюдение

Данная диагностика проведена, с целью выявления есть ли у детей домашняя библиотека, читают ли им дома книги и отношения к книге в семье.

Из анкетирования и наблюдения мы выявили:

Отсутствие в семье детских библиотек,

книги читают редко,

не знают, какие произведения подобрать по возрасту детей,

как правильно выбрать книгу для ребенка.

Основной этап:

На этом этапе большую роль сыграла развивающая среда и личный пример взрослых. Важно было создать такую обстановку, чтобы у детей появилось желание посмотреть книгу, иллюстрации, сюжетные картинки, обыграть любимого героя.

Проектная деятельность: Изготовление книжек-малышек «Здравствуй сказка», «Расскажи сказку», «Любимый сказочный герой» с – целью, повысить компетентность родителей по работе с детскими произведениями.

Изготовление закладок для книг;

Организация «Книжкиной больницы»;

Создание развивающей среды в библиотеки в группе — цель воспитывать интерес к окружающему миру, художественному слову;

Консультации «Роль книги в семье», «Как создать детскую библиотеку дома», «Как выбрать книгу для ребенка», — цель повысить интерес к чтению детской художественной литературе.

Практическая мастерская «Семья и книга» — цель способствовать творческому потенциалу через выразительное чтение детской литературы.

Родители становились активными участниками проекта, читателями групповой библиотеки, планировали и организовывали общие мероприятия, обменивались информацией о развитии ребёнка в областях художественно-речевого развития. Задавали интересующие вопросы, консультировались по проблемным вопросам.

Заключительный:

Данная диагностика проводилась с целью выявления изменений в речевом развитии ребенка в семье, повышение компетентности родителей.

Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье», консультации «Чему учит книга» — цель повысить компетентность родителей в области художественно — речевого развития.

Совместное планирование мероприятий по речевому развитию.

Большой интерес детей и родителей вызвали литературные гостиные, театрализованные представления по мотивам прочитанных книг.

Мероприятия оказались полезными, как для детей, так и для сплоченности родительского коллектива.

Анкета для родителей.

1. Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:

Читаете ли вы ребёнку книги? Какие?

2. Как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время?

3. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе?

4. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

5. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

6. Книги, каких жанров имеются в Вашей детской библиотеке?

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений.

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех произведениях, которые прочитали в детском саду? (перечислите).

9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

10. Какие последние произведения вы прочитали?

11. Читаете ли вы сами литературу? Какую?

Спасибо.

По итогам проекта было проведенно интегрированное НОД по ОО развитию речи во второй младшей группе.

Тема: «Игра – инсценировка по сказке «Теремок».

Образовательная область: «Социально – коммуникативная»

Форма проведения: игра – инсценировка по сказке «Теремок».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально - коммуникативное развитие»

Цель: обогащение речевого потенциала у детей через речевое развитие. 
Задачи:

  • Формировать у детей умение ориентироваться на поверхности листа бумаги;
  • Закрепить знание геометрических фигур и цветов;
  • Развивать умение при сравнении предметов выделять параметр высоты;
  • Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость.
  • Продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц;
  • Умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования; интонационно выразительно, воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа;
  • Продолжать развивать умение детей отгадывать загадки;
  • Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька, лисичка-сестричка);
  • Развивать мыслительные операции, воображение, внимание, память, творческие способности.
  • Воспитывать отзывчивость у детей, умение сопереживать и понимать героев сказки;
  • Обучать детей закрашивать поверхность листа последовательно проводить линии.
  • Закреплять умение правильно пользоваться кистью, салфеткой, промывать кисть.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие.
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Чтение русской народной сказки «Теремок» и рассматривание иллюстраций;
  • Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью театра на фланелеграфе и настольного театра; Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?»; «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным)?»; «Что бывает зеленым?» (красным, желтым и т.п.).

Материалы и оборудование: Заяц – бибабо; белый лист размером А3, квадрат, треугольник, 6 разноцветных полосок различных по величине для образца воспитателя; красивая коробочка; маски животных к сказке «Теремок», листы бумаги (½ альбомного листа) и нарисованного на нём свечой силуэт теремка, гуашевые разноцветные краски (разведенные в специальных баночках), кисточки № 3, салфетки.

Ход НОД:

Дети приветствуют гостей и становятся полукругом на ковре. 
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать ее, и тогда вы узнаете, кто к нам придёт в гости: 
Летом сер, зимою бел, 
Прыгает ловко, 
Любит морковку. 

Дети: Зайчик.
Воспитатель:
 К нам в гости придёт не простой зайчик, а сказочный. Скажите, пожалуйста, в каких сказках есть герой Зайчик? («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) 
Зайчик: Здравствуйте, ребятки. (Плачет) 
Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось? 
Зайчик: Злая ведьма заколдовала моих друзей из сказки «Теремок», превратила их в разноцветные полоски. 
Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь?

Зайчик: Надо выложить по порядку полоски кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку. 
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?
Дети пересаживаются за стол, на котором приготовлены атрибуты для воспитателя. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у вас на столе лежит лист, на котором мы будем собирать по порядку сказочных героев. 
Воспитатель: Но сначала, давайте построим домик из геометрических фигур. А рядом с домиком будем выставлять героев сказки. Скажите стены нашего домика на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Квадрат.

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожа крыша?

Дети: Треугольник.
Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? Как вы думаете, в какую полоску превратилась мышка? (Какая это фигура?) Какого цвета эта полоска? Почему полоска серая? 

Дети: Мышка, прямоугольник, серая, потому – что мышка серая.
Прикладываем полоску (прямоугольник) рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои. 
Воспитатель: Кто пришел после мышки? Как вы думаете, в какую полоску превратилась лягушка? Какого цвета эта полоска? Почему она зеленая? 
Прикладываем полоску рядом с мышкой. 

Дети: Лягушка, прямоугольник, зелёная, потому – что лягушка зелёного цвета.
Данная работа проводится по каждому герою.

Воспитатель: Одинаковые или разные полоски по высоте? Какая самая низкая полоска? А какая самая высокая? Есть ли полоски одинакового цвета? Какого цвета одинаковые полоски? Какие герои превратились в эти полоски?

Дети: Разные, серая, коричневая, да, серого, мышка, лягушка, зайчик, лисичка, мишка.

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте мы с вами поиграем, вы тоже превратитесь на время в маленьких зайчиков. 
Проводится игра «Зайка беленький сидит…». (под музыкальное сопровождение)
Звучит музыкальный инструмент. 
Воспитатель: Ой, что это такое? Что за звуки? 
Воспитатель выносит красивую коробку, открывает и достает маски сказочных героев.

Воспитатель: У нас есть и мышка – норушка, и лягушка – квакушка, и зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, мишка косолапый.

Воспитатель: Дети, давайте все вместе расскажем сказку «Теремок».

Дети: Давайте!

Воспитатель: Давайте наденем маски и превратимся в героев сказки «Теремок».

Воспитатель: Стоит в лесу Теремок. Прибежала к Теремку мышка – норушка. (Ребёнок подходит к теремку)

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет «Пи – пи, пи – пи»? Никто не живет.

Воспитатель: И стала в нём жить мышка.

Прискакала к теремку лягушка – квакушка.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет ква-ква? Пустите меня в дом! – Иди! – отвечает мышка.

Воспитатель: Прискакал зайчик – побегайчик.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» - «Иди!»

Воспитатель: Прибежала к Теремку лисичка – сестричка.

Дети: Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок!» - «Иди!»

Воспитатель: Последним притопал косолапый медведь и зарычал:

Дети: «Э-э-э-й! Пустите меня в теремок!» - «Иди!».

Воспитатель: Лез, лез медведь, никак не залезет. Говорит:

Дети: «Я лучше на крыше жить буду!»

Воспитатель: Полез он на крышу! – и развалил теремок!

Все звери разбежались: Никого не осталось.

(Дети садятся стол).

Воспитатель: Дети, давайте мы с вами нарисуем теремки для наших зверят, а зайчик отнесёт их героям сказки, у вас на столах лежат волшебные листочки. Их можно раскрасить разноцветными красками. (Дети подходят к листочкам, на которых свечой нарисован теремок, и кисточкой наносят гуашь на лист.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой замечательный теремок у нас получился! Теперь героям сказки «Теремок» есть, где жить! Молодцы, ребята!

Рефлексия:

Воспитатель: Дети скажите из каких геометрических фигур мы строили домик? Какие герои хотели жить в «Теремке»? Кто развалил «Теремок»? Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Наши первые книжки-малышки"

Привлекать интерес к творчеству детей и родителей...

Проект "Мои первые книжки"

Проект расчитан на 1 неделю, для детей 1 мл. группы. Нацелен на привитие любви к чтению, художественной литературе....

Проект по чтению "Мои первые книжки" в средней группе

Проект по чтению "Мои первые книжки" в средней группе «Через сказку, фантазию, игру – через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребенка»...

проект "Моя первая книжка"

проект "МОЯ ПЕРВАЯ КНИЖКА"...

Проект в 1 младшей группе на тему «Первые книжки - малышки»

Участие детей в проекте «Книжки - малышки» позволит максимально обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опир...

Проект «Моя первая книжка-малышка»

   Проблема сохранения интереса к книге, к чтению сегодня актуальна как никогда. Техника: аудио-. видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом во...