Консультация музыкального руководителя. Детский оркестр в ДОУ
материал

Ждановских Вера Григорьевна

Консультация музыкального руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_orkestr_v_dou.docx505.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя

C:\Users\user\Desktop\phppqjhi4_Konsultaciya-dlya-vospitatelej_html_e9fc3694b705c4d9.png 

«Детский оркестр»

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ОРКЕСТР?

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию музыкальных способностей, помогает совершенствовать эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,

повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных

инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается

качество музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Вспомним, какие виды оркестров  можно организовать в детском саду.

Первый и самый простой – это шумовой оркестр.  В его состав входят ударные инструменты: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы,  трещотки и т.п. Основную партию исполняет музыкальный руководитель на фортепиано. Этот оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов, т.е. дети будут играть по очереди. Основная задача – научить детей чувствовать метр музыки (попадать "в долю"). Ритмическое многоголосие пока ещё недоступная задача для этого возраста. Походящий музыкальный материал: пьесы с чётким и простым ритмом. Это может быть как самостоятельное произведение, так и фрагменты инструментовки в песнях: проигрыш, вступление.

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • активное приобщение детей к музыке  в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре;
  • воспитание интереса и любви к музицированию;
  • создание предпосылок для развития творческого мышления;
  • знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Второй вид оркестра  ударный.  Именно этот вид оркестра чаще всего используют на занятиях и утренниках  в старших возрастных группах. Можно  добавить ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок.

Третий вид оркестра - смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы)  или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т.п.). С детьми, которым вы сможете доверить новые инструменты, придётся позаниматься отдельно. Затраченные усилия дадут радующий сердце результат: ваш оркестр "засияет" новыми тембрами! 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

С чего же начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Конечно, со знакомства с инструментами. Показать инструмент, назвать его, дайте послушать, как он звучит, объяснить, как правильно на нем играть, чтобы получился красивый звук. Обязательно показать, что происходит со звуком, если инструмент держишь неправильно.  Далее рассказать, сколько людей трудилось, создавая его, чтобы сделать таким красивым: конструктор, художник, лесоруб, сталевар и еще

много других специалистов. Кроме того, это не просто красивая вещь, а

музыкальный инструмент: у него есть свой голос и язык, и детям предстоит

научиться понимать его и «беседовать» с ним на его языке – играть на нем, поэтому относиться к нему (и к другим инструментам) нужно бережно. Можно привлечь воспитателя и с его помощью экспромтом исполнить элементарную пьесу под аккомпанемент фортепиано. Если знакомство с инструментами заняло немного времени, то можно  попробовать сыграть эту же пьесу с детьми. Игровая форма занятий, быстрый темп поможет педагогу поддерживать неослабевающий интерес к игре на детских музыкальных инструментах в течение всего учебного года.

Начинать знакомство нужно с более  простых инструментов: маракасов, бубнов. Любой инструмент, для того, чтобы он "зазвучал", необходимо научиться правильно и свободно держать, и для этого нужно выработать некий навык. Не стоит с первого занятия требовать ритмичного музицирования или свободного звукоизвлечения, пусть для начала дети почувствуют прелесть собственного исполнения и у них появится желание играть. Только после этого можно переходить к следующему этапу: работа над ритмом (метром), динамическими оттенками и звукоизвлечением.

Разучивание партии каждого инструмента легче начать с прохлопывания ритма. Во-первых, прохлопывать детям проще, чем играть (ведь собственные ладошки - давно знакомый и привычный инструмент). Во-вторых, внимание детей сконцентрировано на правильном (ритмичном) исполнении своей партии, не отвлекает инструмент в руках. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Еще один проверенный и результативный способ работы над сложным ритмом: на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения), и  во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.

Работе над метром так же поможет проговаривание слов  - «тик-так», «дин-дон». Постоянное проговаривание ритма и метра поможет сконцентрировать внимание детей  и упростит исполнение музыкальных партий. Для достижения лучшего результата можно упражняться на прохлопывании ритма считалок, или песен.

Разучивание оркестровых партий подразумевает работу по подгруппам.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Эти инструменты лучше доверить наиболее музыкальным детям, так как здесь исполнительские задачи усложняются. К правильному звукоизвлечению и ритмичности  добавляется понятие звуковысотности. Эти партии лучше разучивать на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Есть металлофоны, на которых написаны названия нот и это упрощает разучивание партии, т.к. в старших группах дети имеют навыки чтения. После определенной тренировки они достаточно просто ориентируются с местоположением звуков на инструменте. На некоторых инструментах пластины окрашены в разные цвета, и дети ориентируются по цветам. При разучивании партии вполне уместны такие подсказки, как: «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

ЧТО ДАЮТ ЗАНЯТИЯ В ОРКЕСТРЕ?

  • Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, тембральный слух.
  • Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки.
  • Занятие в детском оркестре развивают у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.
  • Хорошо подобранный репертуар открывает ребёнку лучшие музыкальные жемчужины, расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.
  • Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей.
  • Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.
  • Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями. Игра на детских музыкальных инструментах – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация музыкального руководителя, на тему: "Музыка в детском саду"

Консультация для родителей разных групп в детском саду, в которой частично раскрывается вопрос роли музыки на занятиях....

Консультация музыкального руководителя детского сада для родителей.

«Правила поведения родителей на детском празднике»«Форма одежды на музыкальных занятиях и праздниках»Форма одежды для детей«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»«Дети в мир...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Консультация музыкального руководителя "Игра на детских музыкальных инструментах"

Игра на детских музыкальных инструментах - один из любимых видов деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ....

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"...