Педагогам- дошкольникам о технологии проблемного обучения по Джону Дьюи.
рабочая программа ( группа) на тему

Целью современного поликультурного образования является формирование личности, которая творчески осваивает социальный опыт, обладает свободой инициативы и ответственностью за совершаемые поступки, стремится к совершенствованию условий жизни в поликультурной среде. Эта цель тесно перекликается с целями воспитания и образования, выдвинутыми в свое время Джоном Дьюи.                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhon_dyui_statya_i_kartoteka_problemnyh_situatsiy.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогам-  дошкольникам о технологии проблемного обучения по Джону Дьюи.

Сегодня перед образованием ставится задача подготовки молодого поколения к существованию в условиях поликультурной среды. Для выполнения этой задачи педагоги серьезно анализируют соответствующие идеи, концепции классической педагогики и философии.

В этой связи особо значимы взгляды Джона Дьюи, известного американского педагога, психолога, философа, профессора философии и педагогики нескольких американских вузов.     Дьюи Джон (1859-1952) .       Его беспокоила неспособность общества справиться с усложняющимися проблемами. Выход из этой ситуации, по его мнению, состоял в распространении тех интеллектуальных методов, которые обусловили успехи науки и техники. Отсюда и интерес Дьюи к проблемам логического метода обучения.  Д. Дьюи основал в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план заменил игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития.    Он предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе.                                                                                                                                          Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта:

  1. Социальный;
  2. Конструирования;
  3. Художественного выражения;
  4. Исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность  - труд.                                  

Целью современного поликультурного образования является формирование личности, которая творчески осваивает социальный опыт, обладает свободой инициативы и ответственностью за совершаемые поступки, стремится к совершенствованию условий жизни в поликультурной среде. Эта цель тесно перекликается с целями воспитания и образования, выдвинутыми в свое время Джоном Дьюи.                                                                                                         Советский  психолог и философ Серге́й Леони́дович Рубинште́йн (1889—1960гг)  также говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

 Дьюи утверждал, что личность должна владеть развитым логическим мышлением и творческими способностями. Познание рассматривалось им как определенный вид делания или действия, направленного на преобразование материала опыта, становясь «умением решать проблемы» Опыт, по Дьюи, это не плавный поток событий, а серия непредвиденных ситуаций, требующих быстрой реакции и моментального принятия решений.

Именно интеллект должен помочь нам справиться с возникшей трудностью, или преобразовать неопределенную или сомнительную, ситуацию в ситуацию определенную, решенную. Такую ситуацию Дьюи называет проблемной. Для этой ситуации характерно ощущение затруднения перед возникшей проблемой. 

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний и  жизненного опыта.

Процесс решения проблемной ситуации, по Дьюи, состоит из 5 этапов:

  1. Неприятное и тревожное ощущение затруднения. На данном этапе необходимо выявить причины этого затруднения и для самого себя осознать проблему, ответив на главный вопрос: в чем именно она состоит.                                                                                                                                              
  2. Когда проблема сформулирована, неопределенная ситуация становится проблемной. Этот этап включает осознание трудности и понимание цели, к которой мы стремимся. В случае, если проблема установлена с самого начала, первый и второй этапы сливаются воедино.
  3. Здесь выдвигается гипотеза. Она должна устранить трудности, достигнуть определенности и окончательно решить проблему. Данный этап требует работы понятийного мышления, а также определения идей, содержащих предвидимые последствия умственных операций, или поступков, направленных на решение проблемы.  
  4. Этот этап включает критическое рассмотрение выдвинутой гипотезы, теоретическое прослеживание ее последствий и их оценку.                                                                                                          
  5. Пятый этап состоит в чисто экспериментальной проверке гипотезы и ее фактической результативности, а также в оценке того, что с ее помощью может быть достигнуто.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.  

Особенности содержания:                                                                              Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы или обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемных ситуаций:  

  • Решение  научных проблем  (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие детям нового правила, закона, доказательства;  в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических образовательных проблем;
  • Решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических образовательных проблем;
  • Создание  художественных решений  (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  • воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает детям рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, педагога и т.п.);
  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты - побуждающий диалог;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания, например, исследовательские;
  • формулирует проблемные задачи : например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.

Логическая структура НОД проблемного типа имеет более сложный характер- спиралеобразный. Логика образовательного процесса такова: если проблема поставлена в начале  НОД, а последующий ход деятельности будет направлен на ее разрешение, то воспитателю и детям  периодически придется возвращаться к началу занятия, к тому, как она была поставлена, сформулирована.

Вывод: 

Итак, применение в учебном процессе методов и приемов проблемного обучения поможет  воспитателям выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования, - формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

-        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»

Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»

Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...