Дидактические системы. Дидактика Иоганна Гербарта. Дидактическая система Джона Дьюи. Новая дидактика – «обучение через совершение открытий» Джерома Брунера.
презентация

Клименко Наталья Александровна

Презентация содержит основную информацию по названным дидактическим системам и их основателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_sistemy_prezentatsiya.pptx1.54 МБ
Файл didakticheskie_sistemy.pptx1003.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель Клименко Н. А Дидактические системы. Дидактика Иоганна Гербарта. Дидактическая система Джона Дьюи. Новая дидактика – «обучение через совершение открытий» Джерома Брунера.

Слайд 2

Система – это множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность. Дидактическая система – это совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов (преподавания, учения, обучения), методов, средств, форм обучения, ее принципов. Дидактическая система

Слайд 3

Цель Учащийся (объект) Преподаватель (субъект) Содержание обучения Инструмен-тарий Резуль-тат Оцени- вание Н.В. Кузьмина Модель дидактической системы Н.В. Кузьминой (р. 23.09.1923 г.) – российский педагог, психолог. Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога.

Слайд 4

Традиционная классификация (И. П. Подласый) Три группы дидактических систем: Традиционная Педоцентристская Современная система дидактики Основа разделения – соотношение преподавания и учения Авторские дидактические системы : система Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, Ф.А. Дистервега, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова .

Слайд 5

Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт (1776, Ольденбург, Священная Римская империя, — 1841, Гёттинген , королевство Ганновер ) — немецкий философ, психолог, педагог. Задачи нравственного воспитания : 1 . Удерживать воспитанника; 2 . Определять воспитанника; 3 . Устанавливать чёткие правила поведения; 4 . Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5 . Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Ввёл в педагогику понятие « воспитывающее обучение ».

Слайд 6

Этика Указывает цель воспитания Психо- логия Указывает пути достижения этой цели И.Ф. Гербарт считал: Моральные идеи, которые определяют идеал личности . идея совершенства , совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию» идея доброжелательности , согласование и подчи-нение воли одного человека воле других. идея права , предупреждает нарас-тание конфликтов из-за столкновения устрем-лений людей . идея внутренней свободы, согласование воли человека с его жела-ниями и убеждениями идея справедливости компенсация обид, причиненных другим людям .

Слайд 7

Традиционная система обучения (Основатель - И. Ф. Гербарт ) Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет преподавание, деятельность учителя. -Формирование интеллектуаль-ных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. -Формировать морально сильную личность Ступень ясности : выделение материала и углублённое его рассмотрение. Ступень ассоциации : связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы : формулирование выводов, понятий, законов. Ступень метода : понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. Организация и систематизация деятельности учителя в условиях массового классно-урочного обучения. Воспитание основывано на дисциплинарных мерах; книжность обучения; Передача «готовых» знаний; «пассивные» методы, направленные на запоминание; нет учета интересов и потребностей учеников; формализм в организации урока. Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы «Минусы» системы

Слайд 8

Три вида обучения (по Гербарту) Описательное – выявляет опыт ребёнка и дополняет его на основе предоставления и заучивания соответствующего учебного материала. Аналитическое – разложение всех представлений об окружающем на отдельные элементы в зависимости от их специфики. Синтетическое – учитывающее необходимость обобщения и синтеза всей освоенной детьми информации. Реализация системы через «воспитывающее обучение» Управление. Дисциплинирование, упорядочение поступков и желаний детей методами: угрозы, наказания, приказания, запрещения. Авторитет и любовь – вспомогательные средства. Обучение Он говорил, что нет воспитания без обучения, и не признает обучения, которое не воспитывает. Обучение должно основываться на познании: -окружающей действительности - общественной жизни.

Слайд 9

(1859, Берлингтон, штат Вермонт— 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Цель воспитания , по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи - идея создания «инструментальной» педагогики , ( на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка). Обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности, каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания соответствует природе ребёнка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Джон Дью́и

Слайд 10

Уроки Д. Дьюи строил на основе «полного акта мышления» почувствовать конкретную трудность проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов выявить (определить) проблему сформулировать гипотезу по ее определению получить решение проблемы или ее частей

Слайд 11

Педоцентристская дидактическая система Джона Дьюи Данную систему называют также прогрессивистской, реформаторской, «обучением через делание» Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика. -Активизация ученика в процессе учения -открытие, получение знаний учениками в ходе практической самодеятельности -освоение учениками только знаний, необходимых для жизненного опыта На основе «полного акта мышления» -активизация познавательной деятельности -развитие мышления -развитие умений решать проблемы -развитие интереса к учению -переоценка самодеятельности детей ведёт к утрате систематичности и глубины переработки материала -такое обучение неэкономно -учитель оттесняется на второй план, что неприменимо в условиях массового образования и ведёт к снижению качества обучения. Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы «Минусы» системы

Слайд 12

Джером Сеймур Брунер ( 1915, Нью-Йорк, США — 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Президент Американской психологической ассоциации (1965). Внёс значительный вклад в развитие когнитивной психологии и когнитивной теории обучения в педагогической психологии, а также истории и общей философии образования. особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий».

Слайд 13

Новая дидактика – обучение через совершение открытий» Джерома Брунера. Базовая идея : учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил, творческое обучение. Учащиеся самостоятельно формулируют неизвестные им до этого обобщения, а также приобретают умения и навыки их практического применения. -цель - познание; - надо так развить мыслительные процессы личности, чтобы она была способна «пойти дальше тех типов культуры, которые характерны для ее социального окружения, вносить свое…». -усвоение ос-новных поня-тий (структура знания) -частный факт надо соотнести со структурой. -овладеть моделью для понимания подобных явлений - Повтор основных знаний побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, приобретать умения и навыки Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы

Слайд 14

Джером Брунер, основа его взглядов. обучение должно происходить через совершение открытий образовательная деятельность должна быть творческой, продуктивной ; учащиеся самостоятельно могут формулировать неизвестное им обучение должно быть познавательным обучение должно требовать напряжения сил, это условие развития необходимо выявить стадию когнитивного развития ребёнка изложение материала педагогом широко выходит за рамки программы .

Слайд 15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель Клименко Н. А Дидактические системы. Дидактика Иоганна Гербарта. Дидактическая система Джона Дьюи. Новая дидактика – «обучение через совершение открытий» Джерома Брунера.

Слайд 2

Система – это множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность. Дидактическая система – это совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов (преподавания, учения, обучения), методов, средств, форм обучения, ее принципов. Дидактическая система

Слайд 3

Цель Учащийся (объект) Преподаватель (субъект) Содержание обучения Инструмен-тарий Резуль-тат Оцени- вание Н.В. Кузьмина Модель дидактической системы Н.В. Кузьминой (р. 23.09.1923 г.) – российский педагог, психолог. Специалист в области теории и истории педагогики, методологии педагогических исследований, изучения профессионального мастерства педагога.

Слайд 4

Традиционная классификация (И. П. Подласый) Три группы дидактических систем: Традиционная Педоцентристская Современная система дидактики Основа разделения – соотношение преподавания и учения Авторские дидактические системы : система Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Локка, Ф.А. Дистервега, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова .

Слайд 5

Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт (1776, Ольденбург, Священная Римская империя, — 1841, Гёттинген , королевство Ганновер ) — немецкий философ, психолог, педагог. Задачи нравственного воспитания : 1 . Удерживать воспитанника; 2 . Определять воспитанника; 3 . Устанавливать чёткие правила поведения; 4 . Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5 . Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Ввёл в педагогику понятие « воспитывающее обучение ».

Слайд 6

Этика Указывает цель воспитания Психо- логия Указывает пути достижения этой цели И.Ф. Гербарт считал: Моральные идеи, которые определяют идеал личности . идея совершенства , совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию» идея доброжелательности , согласование и подчи-нение воли одного человека воле других. идея права , предупреждает нарас-тание конфликтов из-за столкновения устрем-лений людей . идея внутренней свободы, согласование воли человека с его жела-ниями и убеждениями идея справедливости компенсация обид, причиненных другим людям .

Слайд 7

Традиционная система обучения (Основатель - И. Ф. Гербарт ) Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет преподавание, деятельность учителя. -Формирование интеллектуаль-ных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. -Формировать морально сильную личность Ступень ясности : выделение материала и углублённое его рассмотрение. Ступень ассоциации : связь нового материала с прошлыми знаниями. Ступень системы : формулирование выводов, понятий, законов. Ступень метода : понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям. Организация и систематизация деятельности учителя в условиях массового классно-урочного обучения. Воспитание основывано на дисциплинарных мерах; книжность обучения; Передача «готовых» знаний; «пассивные» методы, направленные на запоминание; нет учета интересов и потребностей учеников; формализм в организации урока. Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы «Минусы» системы

Слайд 8

Три вида обучения (по Гербарту) Описательное – выявляет опыт ребёнка и дополняет его на основе предоставления и заучивания соответствующего учебного материала. Аналитическое – разложение всех представлений об окружающем на отдельные элементы в зависимости от их специфики. Синтетическое – учитывающее необходимость обобщения и синтеза всей освоенной детьми информации. Реализация системы через «воспитывающее обучение» Управление. Дисциплинирование, упорядочение поступков и желаний детей методами: угрозы, наказания, приказания, запрещения. Авторитет и любовь – вспомогательные средства. Обучение Он говорил, что нет воспитания без обучения, и не признает обучения, которое не воспитывает. Обучение должно основываться на познании: -окружающей действительности - общественной жизни.

Слайд 9

(1859, Берлингтон, штат Вермонт— 1952, Нью-Йорк) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Цель воспитания , по Дьюи, — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи - идея создания «инструментальной» педагогики , ( на спонтанных интересах и личном опыте ребёнка). Обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности, каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания соответствует природе ребёнка, нежели привычное сообщение ему системы знаний. Джон Дью́и

Слайд 10

Уроки Д. Дьюи строил на основе «полного акта мышления» почувствовать конкретную трудность проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов выявить (определить) проблему сформулировать гипотезу по ее определению получить решение проблемы или ее частей

Слайд 11

Педоцентристская дидактическая система Джона Дьюи Данную систему называют также прогрессивистской, реформаторской, «обучением через делание» Базовая идея: доминирующую роль в обучении играет самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика. -Активизация ученика в процессе учения -открытие, получение знаний учениками в ходе практической самодеятельности -освоение учениками только знаний, необходимых для жизненного опыта На основе «полного акта мышления» -активизация познавательной деятельности -развитие мышления -развитие умений решать проблемы -развитие интереса к учению -переоценка самодеятельности детей ведёт к утрате систематичности и глубины переработки материала -такое обучение неэкономно -учитель оттесняется на второй план, что неприменимо в условиях массового образования и ведёт к снижению качества обучения. Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы «Минусы» системы

Слайд 12

Джером Сеймур Брунер ( 1915, Нью-Йорк, США — 2016) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Президент Американской психологической ассоциации (1965). Внёс значительный вклад в развитие когнитивной психологии и когнитивной теории обучения в педагогической психологии, а также истории и общей философии образования. особого внимания заслуживает концепция так называемого обучения «через совершение открытий».

Слайд 13

Новая дидактика – обучение через совершение открытий» Джерома Брунера. Базовая идея : учащиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил, творческое обучение. Учащиеся самостоятельно формулируют неизвестные им до этого обобщения, а также приобретают умения и навыки их практического применения. -цель - познание; - надо так развить мыслительные процессы личности, чтобы она была способна «пойти дальше тех типов культуры, которые характерны для ее социального окружения, вносить свое…». -усвоение ос-новных поня-тий (структура знания) -частный факт надо соотнести со структурой. -овладеть моделью для понимания подобных явлений - Повтор основных знаний побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, приобретать умения и навыки Цель обучения Структура обучения «Плюсы» системы

Слайд 14

Джером Брунер, основа его взглядов. обучение должно происходить через совершение открытий образовательная деятельность должна быть творческой, продуктивной ; учащиеся самостоятельно могут формулировать неизвестное им обучение должно быть познавательным обучение должно требовать напряжения сил, это условие развития необходимо выявить стадию когнитивного развития ребёнка изложение материала педагогом широко выходит за рамки программы .

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогам- дошкольникам о технологии проблемного обучения по Джону Дьюи.

Целью современного поликультурного образования является формирование личности, которая творчески осваивает социальный опыт, обладает свободой инициативы и ответственностью за совершаемые поступки, стр...

дидактический материал система занятий, конспекты-1-ГОД-ОБУЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРШАЯ ГРУППА(1 занятие в неделю, длительность - 25 минут, 32 занятия в год)Занятие № 1Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО&raqu...

Развитие предпосылок инженерного мышления детей второй младшей группы через использование дидактической системы Ф.Фребеля

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, ...

«Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Методологические основы и дидактические принципы дидактической системы деятельностного метода обучения»...

Джон Дьюи 2023

Проектная деятельность...

«Развитее предпосылок инженерного мышления детей второй младшей группы через использование дидактической системы Фребеля».

Зачатки инженерного мышления необходимы ребёнку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают таки...