Самообразование "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Мутина Мария Валентиновна
Проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5  «Теремок»

План работы по самообразованию

воспитателя средней группы  «Зайчата»  

Мутиной Марии Валентиновны

Тема: "Развивающие игры, как средство формирования познавательных  способностей  детей дошкольного возраста"

Сроки реализации: 2023-2024 учебный год

ГО ЗАТО Комаровский

Проблема:

необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр.

Актуальность темы самообразования:

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является формирования познавательных способностей, через развивающие игры. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников— одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм. На данный период эта проблема становится еще более актуальной и в нашем детском саду.

Актуальность выбранной темы обусловлена:

- низкими показателями освоения дошкольниками познавательной области «Познавательное развитие»

- сензитивностью дошкольного периода для развития познавательных процессов: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления. А ведущей деятельностью в данном возрасте является игра.

В связи с этим перед нами встаёт вопрос о создании системы работы с детьми среднего дошкольного возраста на основе использования развивающих игр, как средство формирования познавательных способностей.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей при помощи развивающих игр.

Познавательные способности проявляются в играх умением выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е. А., Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Изучение методической литературы, а также опыта коллег, меня заинтересовала проблема: необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, а это возможно только через использование развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего познавательные способности ребенка развиваются в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках».

Новизна: состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в ходе обучения их самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.

Предполагаемый результат:

1. применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;

2. планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

3. качественное функционирование системы работы по использованию дидактического материала (развивающих игр) для развития познавательных способностей детей;

4. проявление инициативы, любознательности, сообразительности;

5. возникновение устойчивого интереса к развивающим играм;

6. укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;

7. умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

8. сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам познавательного развития.

Цель: Подбор и систематизация развивающих игр в соответствии с их направленностью на формирование тех или иных познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 Задачи:

1.Определить возможные пути формирования познавательных способностей у  детей в нетрадиционной форме.

2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

4.Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры - как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».

5. Изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.

План реализации темы самообразования:

1. Организационный этап

Июль 2023г. Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление темы сомообразования, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов; разработка перспективно-тематического планирования организации познавательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием развивающих игр, с учетом результатов диагностики.

Август 2023г. Подготовка развивающей среды. Составление картотеки игр, включающих развивающие игры. составить перспективный план работы по познавательному развитию среднего дошкольников возраста; разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.

2 этап -Основной, практический.

Сентябрь 2023г. - Май 2024г.

План работы на 2023-2024 учебный год

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы, формы, литература

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. См. список литературы

Июль - август

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете

По плану ДОУ

Консультация

Использование ИКТ

(презентация)

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы по теме

1.Проведение образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ

Март

Открытый просмотр

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

1.Буклеты, консультации, папки-передвижки.

В течение года

Консультации

Совместное оформление выставок

1.Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей  по теме: «Путешествие с колобком» 2.Выставка детских дидактических игр

«Математика – это интересно». 3.Презентации на темы: «Растем - играя!».

Апрель-

Май

Творческий отчет

Совместное участие

1.Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

В течение года

Конкурс

Работа с детьми

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

«Математика и дети»  А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»..

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Математика и дети» А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

 «Играем в числа» серия пособий

 «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

 

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В течение учебного года

Давыдова Г.Н. «Математика и дети»

«Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова 

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Участие в конкурсах

Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

Апрель-

Май

Выставка

Оформление выставок

Творческий отчет

Выставка дидактических игр

Апрель-

Май

Выставка

Диагностика детей

Проведение диагностики познавательных способностей у детей.

Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества в таблице, отражающей индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Апрель-

Май

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с   С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2008.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2009.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2006.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).

В выступлении и презентации раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» (с учетом ФГТ), содержание образовательной облас...

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности»

Сл 1 Выступление на  педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» Сл.2  В связи с внедрением ФГОС в обра...