отчет по самообразованию
материал

Мною выбрана тема по самообразованию: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».

 

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру 


Задачи:

работа над программой профессионального самообразования помогла  мне:

 

·        Повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую литературу по данной теме;

·       Разработать перспективный план работы с детьми;

·       Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

·       Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности.

·       Расширение активного и пассивного словаря дошкольников. 

·       Развитие диалогической и монологической речи дошкольников. 

·       Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел. 

·       Воспитывать дружеские взаимоотношения. 

·       Подготовить консультации для родителей по данной теме.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мною выбрана тема по самообразованию: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру 


Задачи:

работа над программой профессионального самообразования помогла  мне:

  •  Повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности.
  • Расширение активного и пассивного словаря дошкольников. 
  • Развитие диалогической и монологической речи дошкольников. 
  • Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел. 
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения. 
  • Подготовить консультации для родителей по данной теме.


Актуальность:

 

 Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.  

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Большое значение в речевом развитии детей придается игре: во-первых, в игре проявляется творческая деятельность ребенка; во-вторых, игра является первой ступенью трудового воспитания; в- третьих, игра развивает язык, а язык организует игру; в – четвёртых, играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка; в- пятых, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.  

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности в зависимости от возраста ребёнка. 

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. 

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.  

Новизна:

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

    Игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

    Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры.

Ожидаемые результаты:

В результате последовательной систематической работы я получила следующие результаты:

- При систематической работе значительно увеличился словарь детей, речь стала предметом активности детей, дети начали активно сопровождать свою деятельность речью. 

Изучила и использовала в своей работе литературу:

  •  «Валдоня»  («Светлячок»)   авторский коллектив МГПИ им. М.Е. Евсевьева
  • Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.
  • Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2014
  • Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2016.10.
  • Бородич А. М. Методика развития речи   Учебное пособие / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.                                                      
  • Детская литература   / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 2015.
  • Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. - №3. - С. 16 – 19
  • Доронова, Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 2011. - 27 

     9.Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.,      2004.12. Детские забавы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.planeta-baby.ru

    10. Жичкина, А. Значимость игры в развитии речи // Дошкольное  воспитание. 2002. - №4. - С.2-6.

  11. Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.

2016г -М.: Айрисс-пресс, 2008. – 128с.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001

       13. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного      возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 251с.

Перспективы на будущее:

  • Продолжать работу по данному направлению.
  • Создавать условия для реализации поставленных целей и задач.
  •   Организовывать совместную деятельность с родителями по организации детей сюжетно-ролевой игры в семье, к совместной работе в данном направлении.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Саранск

«Детский сад №88» корп.2

ОТЧЕТ

О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                            Подготовила: воспитатель

                                                                                            Средней группы №11

                                                                                            Акулова Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...