Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "В мире эмоций"
рабочая программа (младшая группа)

Топильская Светлана Анатольевна

Данные рекомендации  направлены на оказание методической помощи педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям воспитанников 3-4 лет, ориентированным на развитие творческих способностей детей, служат средством организации их творческого самовыражения  и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Представленные  рекомендации   призваны помочь педагогам и родителям научиться оказывать помощь детям в преодолении  трудностей в общении, неуверенности в себе, коррекции  настроения. Помочь воспитателям раскрыть творческий потенциал воспитанников, тем самым развивая детскую инициативу и воображение, способствовать эмоциональному благополучию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii._v_mire_emotsiy.docx55.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 "УЛЫБКА"

"В мире эмоций"

Методические рекомендации

 

Автор-составитель:

Топильская Светлана Анатольевна,

воспитатель

Мичуринск - Наукоград

2021г.

2. АННОТАЦИЯ

Данные рекомендации  направлены на оказание методической помощи педагогам ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям воспитанников 3-4 лет, ориентированным на развитие творческих способностей детей, служат средством организации их творческого самовыражения  и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Представленные  рекомендации   призваны помочь педагогам и родителям научиться оказывать помощь детям в преодолении  трудностей в общении, неуверенности в себе, коррекции  настроения. Помочь воспитателям раскрыть творческий потенциал воспитанников, тем самым развивая детскую инициативу и воображение, способствовать эмоциональному благополучию детей.

Настоящие рекомендации могут быть использованы на дополнительных занятиях в детском саду индивидуально и в группе, дома. Всем детям предоставлены равные возможности для реализации своих внутренних потребностей, формирования социального личного опыта.

Игровая деятельность, направленная на развитие и обогащение эмоциональной сферы детей может органично включаться в различные занятия: музыкальное, художественно-эстетическое, развитие речи.

 

-2-

3. ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Пояснительная записка……………………………………………………….4

2.Содержание……………………………………………………………………6

3. Примерный комплекс занятий для детей 3-4 лет………………………….11

4. Формы диагностики………………………………………………………….14

5.Методическое обеспечение…………………………………………………..14

6. Заключение……………………………………………………………………15

7. Список литературы………………………………………………………….16

8. Приложения…………………………………………………………………..17

-3-

4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Актуальность рекомендаций обусловлена тем, что  преобразования, происходящие в последнее время в России, ставят особые задачи перед системой образования. Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном мире.

Исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, отмечают, что огромное влияние на развитие ребенка в этот период оказывает игра. Театрализованная игра  наиболее близко, органично соответствует детской природе, деятельности дошкольника и является естественным выражением его активности.   Данный вид деятельности    развивает воображение ребенка, побуждает  его действовать вместе с героями и вместо них. В связи с этим, у ребенка появляется новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Помимо этого, актуальность  обусловлена тем, что для младших дошкольников характерно подражание взрослым, использование их норм поведения в качестве образца. Именно через театрализованную игру ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры, а также  являются образцом для применения в конкретных жизненных ситуациях.

При этом большинство современных родителей, стремясь к материальному обеспечению семьи, мало внимания уделяют детям и их воспитанию. При этом растет число детей, с задержкой речевого развития, снижением объема памяти, неустойчивостью внимания. И это относится к числу наиболее актуальных проблем. Данные рекомендации  позволяют успешно активизировать психические  процессы, увеличить словарный запас, развить фантазию совершенствовать  выразительность речи и движений.

Занятия позволяют формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Использование элементов театрализованной деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом,  помогает всесторонне развивать ребенка.

ЦЕЛЬ. Формирование основ эмоционально-положительного отношения детей к действительности, к человеческому обществу.

ЗАДАЧИ. - Создавать благоприятный микроклимат в группе для развития эмоциональной сферы детей, творческих способностей;

-4-

 - воспитывать умение действовать в коллективе, стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству, умению договариваться;

- воспитывать уважительное отношение к старшим и заботу о младших;

- развивать  в детях способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

-  развивать интерес к театрально-игровой деятельности;

-  обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности;

- формировать правильное звукопроизношение, расширение словарного запаса, интонационной  выразительности речи, активизировать словарный запас детей, диалогическую  речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В результате применения данных рекомендаций младшие дошкольники получают следующие умения:

- будет развиваться способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

- будет формироваться стремление соблюдать культуру общения и поведения в социуме;

-  будет формироваться овладение  понятиями об уважительном отношении  к старшим, заботе о младших;

- будет развиваться представление о навыках пластической выразительности (мимикой, пантомимой)

- будет формироваться  потребность в самостоятельности, активности;

- будут развиваться  навыки и  умения  действовать в коллективе, стремиться к сотрудничеству, взаимопониманию;

- будет активизирован словарный запас, диалогическая речь.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ. Отличительной особенностью данных рекомендаций  от уже существующих в данной области, является постепенное обогащение эмоциональной сферы детей, развитие способности к более глубокому пониманию себя и других людей, умению ориентироваться в эмоциональной реальности, регулированию своих чувств в процессе коммуникации. Основными идеями рекомендаций, отличающими их от существующих, является то, что  участие в программе не требует от участников специальных навыков и физических данных, они доступны в изучении, легко осваиваемы, эффективны в достижении результата.

-5-

5. СОДЕРЖАНИЕ

Современные дошкольники, как правило, испытывают определенные затруднения в развитии эмоциональной сферы.  Это связано, прежде всего, с дефицитом общения со взрослыми и сверстниками,  преждевременным знакомством с  гаджетами, что обедняет игровой и реальный опыт. Многие исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей, отмечают, что игра наиболее близко и органично соответствует детской природе и является естественным выражением его активности. А способность к импровизации, оригинальность игровых замыслов, живость и эмоциональность общения в процессе игры образуют комплекс личностных качеств, которые помогают детям обрести успех и авторитет среди сверстников.

Многие  люди становятся успешными, прежде всего, благодаря  тем взрослым, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, воспитатели, педагоги. И очень важно, если на этом этапе основными качествами сопровождающих  взрослых становится  постоянная готовность к игре  и умение превращать в игру любое занятие: прием пищи, переодевание, сборы на прогулку, НОД. Но это не  значит, что взрослые должны владеть навыками актерского мастерства и  все занятия  проводить в виде театрализованного представления. Просто в дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и  личности ребенка.  Именно поэтому с ребенком дошкольного возраста  нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.  В это же время, у детей развивается  коллективная игра, где постоянно происходит взаимное согласование играющих на основе общего замысла,  правил и жизненных представлений. Классическими стали слова К.Д.Ушинского о  необходимости "внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в  игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру". Но не всегда в этой игре преобладает гармония. Поэтому данные рекомендации предполагают создание условий для обогащения игрового опыта детей социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции совместной деятельности.

Свою педагогическую работу целесообразно  строить по следующим принципам:

- системность;

- опора на возрастные возможности;

- индивидуальный подход;

- поэтапность работы;

- интегрирование с другими видами деятельности.

-6-

Работа ведется по следующим направлениям:

 

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Целью данного направления работы является развитие способности преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снятие психического напряжения, установление доверия друг к другу. В данном разделе большое значение уделяется коротким беседам о различных событиях,  игровым упражнениям, основанным на методе "превращения".

Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения. Часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и

мультфильмов. В зависимости от того, какой нужен результат, взрослые вместе с детьми могут совершать различные "превращения" в  различных животных, цветы, деревья и др. Для этого вместе с ребятами можно придумать "волшебные" слова, хорошо, если они будут зарифмованы, чтобы было легче их  запоминать.

Если необходимо ускорить сборы на прогулку, можно "превратиться" в спортсменов и соревноваться в скорости, ловкости, силе.

Каждое из упражнений включает в себя образы, чувства и движения ребенка. Все предметы и события игрового упражнения  являются  воображаемыми, ( возможно замещение предметами обычного окружения). Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. В  старшем возрасте педагог, обязательно включает в игровое упражнение творческие идеи и предложения самих детей. Психогимнастика начинается с разминки, что позволяет преодолеть скованность движений, настроить детей на контакт и активную работу. Игры могут быть самыми разнообразными. Главное - они должны быть направлены на совместную деятельность, контакты. Например, дети могут представлять себя зайчиками на полянке, семечком, из которого вырастет большое дерево, легкими бабочками, порхающими по цветам.  "Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?", "Угадай, кто позвал?", "Кто к тебе прикоснулся?", "Кто крепче всех пожал руку?", "У кого из детей белые носочки?", "Кто самый веселый (грустный)?" Такие упражнения доставляют детям массу удовольствия, развивают фантазию, улучшают ритмичность движений, помогают расслабиться.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ.

Данное направление работы помогает  раскрытию творческих и художественных способностей, преодолению трудностей в общении, неуверенности в себе. При этом виде игры эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление, восприятие. В этом разделе также происходит расширение представлений детей о театре, его видах, обучение обыгрыванию сказок.  

Все дети очень любят элементы театрализации и их можно включать в любые занятия. При объяснении любого  материала можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если у некоторых детей возникают

-7-

трудности с пониманием сути задания, можно "объяснить игрушке" что нужно сделать, а потом спросить все ли она поняла. Можно попросить некоторых детей помочь с объяснениями, таким образом, дети ненавязчиво учатся помогать и лучше понимать   друг друга.

РАБОТА С ПИКТОГРАММАМИ.

В младшем дошкольном возрасте на первых этапах знакомства с эмоциями, схематичные изображения  очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Целью данного направления  является развитие понимания различных эмоциональных

состояний,  основываясь на увиденной пиктограмме, умения выбирать соответствующую пиктограмму из нескольких предложенных вариантов.  Совершенствование выразительности мимики, позы, характерной для данной пиктограммы. Игры с пиктограммами - это отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Причем, каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, чем другие.

СЕМЬЯ И ДЕТСКИЙ САД.

Данное направление позволяет затронуть различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания, способов поведения родителей с детьми.      Эмоциональная стабильность и отсутствие                           психологического напряжения  в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт ребенка. Уверенность в любви, уважение и понимании родных людей настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками. Поэтому возникает необходимость изучать            психологическую обстановку   и учитывать  индивидуальные особенности каждой семьи.

В современных семьях детско-родительские отношения обладают определенными особенностями. Зачастую родные и близкие, оберегая детство малыша, делают все для него и за него. Ребенок одновременно центр мира и инфантильное, изнеженное дитя. Он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Но не следует забывать, что дети очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого, если предоставлять   ему больше самостоятельности и чаще приобщать ребенка к своим делам, то дети станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.  При работе в этом направлении широко используются консультации, совместные досуги, родительские собрания  и др. Примерные темы, позволяющие осветить различные сферы детско-родительских отношений:  

-родительское собрание в форме ток-шоу "Можно ли обойтись без наказаний";

-вечер-досуг "Мы вместе";

-консультации "Вежливый ребенок", "Как общаться с гиперактивным

-8-

 ребенком", "Агрессия у детей";

-памятки "Как справиться с плохим настроением", "Если без наказаний не обойтись", "Как научить малыша управлять своими чувствами" и др.  

Работу по обогащению эмоциональной сферы детей целесообразно начинать с организации совместной деятельности в утренние часы, когда детский коллектив собирается вместе. В это время проводятся занятия по психогимнастике, для развития способности лучше понимать свое настроение и настроение других членов коллектива, создания радостного настроения, заряжающего позитивными эмоциями на весь день. При этом дети усваивают представления о словесных и "несловесных" средствах

выражения эмоций, т.е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике. Например, попросить детей постараться рассказать и показать, как и  с каким настроением они сегодня проснулись, шли в детский сад. Дети оценивают свое состояние, стараются выразить  его в движениях, мимике. Также стараются подобрать слова, чтобы словами описать  эмоциональные воплощения - веселый, добрый, грустный, злой.

В течение дня вне занятий и как дополнение к занятиям проводятся игры с элементами театрализации, работа с пиктограммами на определение настроения детей в данный момент, создаются условия для дальнейшей работы, разрешение конфликтных ситуаций.

Прослушивание музыкальных произведений помогает легче выстроить данную работу, обогатить эмоциональную атмосферу, научить приводить характер движений  в соответствие с характером музыкального произведения. Многими воспитателями используется звуковое сопровождение не только вовремя занятий, но и перед сном, во время приема пищи: записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

Большое внимание уделяется обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Также в течение дня необходимо проводить беседы о том, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Конфликты, возникшие в группе также необходимо делать предметами обсуждения.

Во время проведения занятий используется игровая технология и  следующие методы:

- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; знакомство с художественной литературой;

- дидактические, настольно-печатные  и подвижные игры;

- упражнения на проигрывание этюдов;

- наблюдения.

Правила проведения занятий:

- добровольное участие детей;

-9-

- дети не оцениваются и от них не требуется  единственного правильного ответа;

- чтобы заинтересовать детей, все эмоции должны ярко выражаться, прежде всего, самим воспитателем;

- занятия не должны утомлять, поэтому они заканчиваются в зависимости от состояния детей;

- каждое занятие завершается чем-то веселым, положительным, особенно, если речь шла о страхе, гневе;

- в течение дня особое внимание детей обращается на их  поступки, выражаемые эмоции.

Но во время игры дети ведет себя по-разному, в силу своих индивидуальных особенностей: очень трудно вовлечь в коллективную игру малообщительных,

замкнутых детей,  агрессивно настроенным очень часто требуется помощь для  избегания  конфликтов, гиперактивным детям трудно сосредоточить внимание. Поэтому в  дополнение к проводимой работе   необходимо организовывать сюжетно-ролевые игры, вглядываться в них, оценивать поведение каждого ребенка  и при необходимости корректировать нежелательное поведение, направляя игру, создавая благоприятный эмоциональный фон.  

Для обеспечения игровой деятельности необходимо также продумать предметно-игровую среду:

- организация уголка театрализованных игр, где отведено место для различных видов  кукольного театра, место для масок и атрибутов  позволит детям самостоятельно регулировать игровую деятельность;

- игровой блок с подбором игрового материала  для различных сюжетно-ролевых игр;

- организация уголка уединения, который позволяет ребенку снять эмоциональное напряжение, обрести психическое равновесие, обозначить личное пространство,  обеспечить  комфортное пребывание в группе.

Для того, чтобы настроить детей перед занятием  на нужный лад целесообразно начинать занятие с определенного сигнала - это может быть звук, мелодия, стихотворение. Поэтому желательно иметь среди учебных средств и материалов  колокольчик, дудочку,  «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной  атмосферы и настроения.          Творческий подход к проведению занятий предусматривает постоянный поиск новых методик,  материалов. Это, безусловно, обогащает творческий опыт педагога, но также  дает определенную нагрузку и на педагога и на детей. Когда педагог пытается постоянно менять методики, материалы,  не давая возможности закрепления пройденного, то это способствует утрате внимания детей и трудностям с восприятием новой информации.  Особенно, если это молодой педагог, то попытка применить "все и сразу" даст прямо противоположный результат и приведет к непониманию предложенной информации. Хорошо когда  знания прочно вошли в педагогический опыт,

тогда это служит своеобразной основой для экспериментов.

-10-

5.1ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.

Вводное занятие.

Практика. Проведение начальной диагностики (беседа),наблюдение.

Раздел 1. "Мои друзья"

Тема 1.1. Короткие беседы "Катино утро"

Теория. Чтение знакомых  песенок, потешек. Беседа о режимных моментах.

Практика. Повторение за воспитателем. Четкое и правильное произношение. Психогимнастика "Наши глаза".

Тема 1.2  Короткие беседы "Новый день".

Теория.  Слушание аудиозаписи. Беседа о добрых делах, сделанных накануне.

Практика. Дыхательная гимнастика. Аутотренинг.

Тема 1.3 Знакомство с эмоциями "Радость".

Теория. Представления об эмоции. Ситуации  радости.

Практика. Настроение музыки. Выражения лица и позы. Выбор пиктограммы.  

Тема 1.4 Развитие интонационной выразительности "Как утро начнешь, так день  проведешь"

Теория. Чтение стихотворения. Ответы на вопросы.

Практика. Психогимнастика "Волшебный сон". Зарядка. Песенки.

Тема 1.5 Игровое упражнение "Сказочные тропинки"

Теория. Вспомнить знакомые сказки. Загадки.

Практика. Передача характера сказочного героя. Двигательная выразительность.

Тема 1.6 Игровое упражнение "Зайцы на полянке"

Теория. Беседы о повадках животных.

Практика. Выразительность движений, мимики, характерных для некоторых животных.

Тема 1.7 Короткие беседы "Кто меня порадовал"

Теория. Эмоциональное состояние радость. Чем ее можно вызвать. Показ слайдов.

Практика.

Тема 1.8 Игровое упражнение "Что я хочу пожелать друзьям"

Теория. Что такое пожелания, какие они.

Практика. Высказывание пожеланий, интонационная выразительность. Психогимнастика "Волшебные слова".

Раздел 2. "Мое тело"

Тема 2.1 Игровое упражнение "Где мы были - мы не скажем"

-11-

Теория. Обсуждение правил.

Практика. Четкое произношение слов. Двигательная выразительность.

Тема 2.2 Игровое упражнение "Походка и настроение"

Теория. Знакомство с правилами.  Показ пиктограмм.

Практика. Двигательная выразительность, мимические движения.

Тема 2.3 Знакомство с эмоциями. "Удивление"

Теория. Представления об эмоции.

Практика. Выбор пиктограммы. Психогимнастика "Воздушный бал".

Тема 2.4 Игровое упражнение "Изобрази чувство"

Теория. Беседа об эмоциях.

Практика. Упражнения "Здравствуй", игры с мячом, "Передай эмоцию".

Тема 2.5 Знакомство с театром. Пальчиковый театр.

Теория. История театра. Какой бывает театр.

Практика. Знакомство с персонажами театра.

Тема 2.6 Развитие движения рук "Послушные пальчики"

Теория. Беседа "Что умеют наши пальчики". Просмотр слайдов.

Практика. Проговаривание потешек, пальчиковая гимнастика.

Тема 2.7 Короткие беседы. "Наши руки"

Теория. Беседа "Что умеют наши ручки", просмотр слайдов.

Практика. Игра "Чудесный мешочек"

Тема 2.8 Пальчиковый театр. "Репка"

Теория. Чтение сказки.

Практика. Обыгрывание  сказки с помощью фигурок пальчикового театра.

Промежуточный контроль.

Практика. Проведение промежуточной диагностики (беседа),наблюдение.

Раздел 3. "Моя мимика"

Тема 3.1 Знакомство с эмоциями. "Злость"

Теория. Представления об эмоции.

Практика.  Выбор  пиктограммы. Мимические  и двигательные упражнения. Психогимнастика "Какие сны я вижу".

Тема 3.2 Игровое упражнение "Кто у нас хороший"

Теория.  Слушание описания о ребенке на картинке.

Практика. Составление описательного рассказа о друзьях в группе.

Тема 3.3 Игровое упражнение "Пройди по камешкам"

Теория.  Слушание потешки. Как научиться представлять.

Практика. Двигательная выразительность, соотнесение движений с текстом потешки.

-12-

Тема 3.4 Знакомство с настольным театром. "Три поросенка"

Теория. Демонстрация слайдов, чтение сказки.

Практика. Обыгрывание сказки с помощью фигурок настольного театра.

Тема 3.5 Короткие беседы. "Волшебные слова"

Теория. Загадки. Художественное слово.

Практика. Игра с мячом.

Тема 3.6 Интонационная выразительность. "Кто в домике живет"

Теория. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки "Теремок.

Практика. Игровое упражнение по сказке "Теремок"

Тема 3.7 Словесные игры. "Подскажи словечко"

Теория. -

Практика. Отгадывание загадок, добавление слов. Психогимнастика "Мои друзья".

Тема 3.8 Игровое упражнение. "Какой я сегодня"

Теория. Какими словами можно описать себя.

Практика. Рассказ о себе с помощью зеркала.

Тема 3.9 Знакомство с эмоциями. "Спокойствие"

Теория. Представление об эмоции. Просмотр слайдов.

Практика. Выбор пиктограммы. Эмоции и движение.

Раздел 4. "Играем в театр"

Тема 4.1 Развитие выразительности движений. "Прогулка"

Теория. Чем можно заняться на прогулке.

Практика. Игра в "снежки", "катание на лодочке"

Тема 4.2 Кукольный спектакль. "Три медведя"

Теория. Чтение сказки.

Практика. Обыгрывание сказки с помощью фигурок кукольного театра.

Тема 4.3 Знакомство с эмоциями. "Страх"

Теория. Представления об эмоции.

Практика. Выбор пиктограммы, просмотр слайдов. Двигательная и мимическая выразительность. Психогимнастика "Сказочная тропинка".

Тема 4.4 Игровое упражнение. "Мы охотимся на льва"

Теория. Чтение стихотворения.

Практика. Психогимнастика. Согласованность  движений с текстом, двигательная выразительность.

Тема 4.5 Развитие выразительности движений. "Дрессированные животные"

Теория. Рассказ о цирке, какие там животные.

-13-

Практика. Двигательная и мимическая выразительность. Психогимнастика "Новый день".

Тема 4.6 Словесные игры. "Подскажи словечко"

Теория. -

Практика. Отгадывание загадок, добавление слов.

Тема 4.7 Интонационная выразительность. "Разговор с лисой"

Теория. Чтение сказки "Заюшкина избушка"

Практика. Четкое произношение слов в диалоге. Использование фигурок кукольного театра.

Тема 4.8 Настольный театр. "Заюшкина избушка"

Теория. - 

Практика. Обыгрывание  сказки с помощью фигурок настольного театра.

5.2. ФОРМЫ ДИАГНОСТИКИ

При планировании комплексов занятий целесообразно опираться на результаты диагностики. Оптимальной формой диагностики уровня эмоционального комфорта детей является диагностика с использованием восьмицветной гаммы (с опорой на методику Люшера).

                                                                                             ( Приложение 1)

5.3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                                                                                              ( Приложение 2)

-14-

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данные методические рекомендации по развитию эмоциональной сферы детей, могут помочь педагогам, родителям  организовать игровую деятельность таким образом, чтобы она была направлена на воспитание в детях умения действовать в коллективе, стремления понимать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные проявления других людей. Ведь ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться - этому научиться сложно. И порой  помощь взрослых при этом просто необходима.

Работа по эмоциональному развитию детей  может органично включаться в различные занятия: музыкальное,  развитие речи, рисование, познавательное развитие и др.

Если для обеспечения игровой деятельности продумана предметно-пространственная  среда, то у детей появляется больше возможностей для реализации потребностей к самовыражению. В ходе проводимой работы у детей формируется чувство защищенности, собственной значимости среди сверстников, регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Когда ребенок чувствует себя в группе комфортно, происходит его полноценное социальное развитие.  По результатам диагностики выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг другу, не боятся высказываться, чувствуют себя свободно, уменьшается количество часто болеющих детей.  Таким образом, поддержание  у ребенка радостного настроения, позволяет укрепить   его психическое и физическое здоровье.

В результате дети приходят в детский сад с хорошим настроением, становятся более работоспособными на занятиях, снижается процентное соотношение невротических тенденций, проявляемых во время игры. Работа  по обогащению эмоциональной сферы развивает в детях способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.  И  работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным.

-15-

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья: руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Пед. о-во России, 2000

2. Войтова И.Д. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников - М.: Тц. Сфера, 2010

3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2008

4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей - М.: Вако, 2011

5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод.пособие - М: Айрис - пресс, 2006

6. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций - Я: Академия Развития, 2001

7. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь - М.: Генезис, 2014

8. Минаева В.М.  Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений - М.: АРКТИ,2001

9. Фопель К.  Как научить детей сотрудничать - М.: Генезис, 2010

10.Чистякова М.И. Психогимнастика - М.: Просвещение Владос, 1995

11.Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольника - М.: Тц. Сфера, 2008  

12. nsportal.ru

-16-


8. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностика эмоционального комфорта детей в детском саду с использованием восьмицветной гаммы.

(с опорой на методику Люшера )

  Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ составитель Дубровская О.Ф. М, «Фолиум»1995г.

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Номера цветов:

серый – 0

синий – 1

зеленый – 2

красный – 3

желтый – 4

фиолетовый – 5

коричневый – 6

черный – 7

Синий цвет — этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.

Зеленый цвет — этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.

Красный цвет — этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.

-17-

Желтый цвет означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего,

склонен слушаться педагога, выполнять его указания.

Фиолетовый цвет — цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.

Коричневый цвет — цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.

Черный цвет — этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.

Серый цвет — цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.

Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.

Оценка результатов

4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.

3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь педагога- психолога.

1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Дата проведения:

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Номер цвета карточек


Приложение 2

Методическое обеспечение

п/п

Наименование раздела

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

Вводное занятие

Цветные карточки, маски (шапочки) различных  животных,  аудиозаписи веселой,  лирической, тревожной, ритмичной  музыки, зеркало.

Беседа, демонстрация картинок и движений

Диагностика

1.

"Мои друзья"

Пиктограммы эмоций, маски (шапочки) различных животных (заяц, волк, лиса, медведь, лев, кошка, собака, белочка, солнышко), аудиозаписи веселой, лирической, тревожной, релаксационной  музыки, детские песни, ноутбук, проектор, слайдовая презентация, зеркало, цветная ленточка, кукольная мебель, кукла.

Наглядный (демонстрация, наблюдение учащихся)

Словесный (объяснение, беседа, рассказывание)

Работа с книгой (чтение)

Видео-метод (просмотр)

Практическая работа (упражнения, тренинг, инсценирование)

Наблюдение, прослушивание, фотоотчет

2.

"Мое тело"

Карточки с изображением эмоций, маски (шапочки) различных животных (заяц, волк, лиса, медведь, лев, кошка, собака, белочка), аудиозаписи веселой, лирической, тревожной, релаксационной  музыки, детские песни, зеркало, мяч, настольная ширма.

Наглядный (демонстрация, наблюдение учащихся)

Словесный (объяснение, беседа, рассказывание)

Работа с книгой (чтение)

Видео-метод (просмотр)

Практическая работа (упражнения, тренинг, инсценирование)

Наблюдение, прослушивание, фотоотчет

Промежуточное занятие

Цветные карточки, маски (шапочки) различных животных, аудиозаписи лирической, тревожной, ритмичной музыки, зеркало.

Беседа, демонстрация картинок и движений

Диагностика

3.

"Моя мимика"

Пиктограммы эмоций,  аудиозаписи веселой, лирической, тревожной, релаксационной музыки, фигурки настольного театра (волк, 3 поросенка, мышка, лягушка, лиса, заяц, медведь, домики), зеркало.

Наглядный (демонстрация, наблюдение учащихся)

Словесный (объяснение, беседа, рассказывание)

Работа с книгой (чтение)

Видео-метод (просмотр)

Практическая работа (упражнения, тренинг, инсценирование)

Наблюдение, прослушивание, фотоотчет

4.

"Играем в театр"

Пиктограммы эмоций, маски (шапочки) различных животных (заяц, волк, лиса, медведь, лев, кошка, собака, белочка), аудиозаписи веселой, лирической, тревожной, релаксационной музыки, фигурки кукольного театра ( для сказки "Теремок"), настольного театра (для сказки "Заюшкина избушка") зеркало.

Наглядный (демонстрация, наблюдение учащихся)

Словесный (объяснение, беседа, рассказывание)

Работа с книгой (чтение)

Видео-метод (просмотр)

Практическая работа (упражнения, тренинг, инсценирование)

Наблюдение, прослушивание, фотоотчет

Итоговое занятие

Цветные карточки, маски(шапочки) различных животных, аудиозаписи лирической, тревожной, ритмичной музыки, зеркало.

Беседа, демонстрация картинок и движений

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мире оригами»

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах,  где  широко использовалась бумага, одно и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ранней профориентации «В мире профессий»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»

Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В мире животных»

Дошкольники имеют небольшое представление о ней животных и, в частности, об обитателях наших лесов. В недостаточной степени обладают знаниями о характерных отличительных особенностях, образе жизни, по...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «В мире профессий»

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире эмоций"

Цель программы: формирование основ эмоционально-положительного отношения детей к действительности, к человеческому обществу посредством театрализованной деятельности.Задачи: - создание благоприятного ...