Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В мире оригами»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Бурцева Татьяна Николаевна

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах,  где  широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Программа «В мире оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся  желания  изучать отдельные  элементы искусства оригами, познакомиться с основными  способами работы с бумагой, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора. Программа носит  ознакомительный  характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности 

«В мире оригами»

Информационный паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире оригами»  

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад «Алёнка»

Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «В мире оригами»  

Ф.И.О., должность составителя

Бурцева Татьяна Николаевна, воспитатель

Сведения о программе

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

(разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский

государственный педагогический университет»,

Устав МБДОУ «Детский сад «Алёнка»

4.2. Область применения

дополнительное образование детей

4.3. Направленность

художественная

4.4.Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст обучающихся

5-6лет

4.7.Продолжительность обучения

1 год

Пояснительная записка

Направленность программы – художественная.

Художественно-эстетическое воспитание детей – многогранный процесс, который представляет собой целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия искусства оригами.

Воспитать творческую  личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены великим значением различных  видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей.  Особенно важно непосредственное участие ребёнка в творческом процессе, когда искусство воспринимается не умозрительно, а проходит через душу и сердце, совершая порой чудо, превращая робкого в смелого, не умеющего смотреть - в зоркого и наблюдательного, равнодушного в заинтересованного. Большой простор для детского творчества дают занятия кружка оригами. В   старшем   дошкольном   возрасте  расширяется   круг  представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Идет расширение представления об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Оригами – увлекательнейшее занятие для детей 5-6 лет. Оригами часто называют японским искусством, но оно могло зародиться и в других странах,  где  широко использовалась бумага, одно из величайших изобретений человека.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Новизна программы заключается в использовании искусства оригами не только как развлечения, а как способа  всестороннего развития ребёнка. Работа с бумажными фигурками развивает не только мелкую моторику рук у детей, а так же важнейшие психические процессы: внимательность, память, мышление, воображение. Она прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и логические способности. Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (животном), фигурку которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную направленность. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Дети знакомятся с традициями Японии – страны восходящего солнца. Получают знания зоологического характера.

Адресат программы 

Программа «В мире оригами» предназначена для занятий с обучающимися  5-6 лет.

Возрастные особенности учащихся старшего дошкольного возраста

Ведущий вид деятельности этого периода - игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.

Объём и срок освоения программы

Срок реализации 1 год.  Количество учебных недель – 36.

Отличительные особенности программы от ранее существующих.

Программа «В мире оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся  желания  изучать отдельные  элементы искусства оригами, познакомиться с основными  способами работы с бумагой, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора. Программа носит  ознакомительный  характер.

Занятия в кружке способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждений и идеалов, они помогают в воспитании  художественной культуры обучающихся.

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Дата окончания и начала учебных периодов

Начало занятий -  с 12 сентября, окончание занятий  29  мая.

Режим занятий

Занятия проводятся  1 раз в неделю, вторник каждой недели. Во второй половине дня.   Длительность занятия – до 25  минут.

Формы обучения

Основной формой обучения являются  групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся  во второй половине дня.  Количество обучающихся  в группе: 8-10 человек. Содержание занятий подбирается таким образом, чтобы заинтересовать всех участников кружка.

Цель программы

Развитие творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в художественную деятельность.

Задачи программы

Образовательные:

- познакомить с основами  искусства оригами;

- формировать устойчивый интерес к  работе с бумагой;

- обучать  чтению чертежей, по которым складываются фигурки;
- активизировать познавательный интерес детей к художественно-творческой деятельности.

- обеспечить  раскрытие  творческого  потенциала каждого ребёнка.

 Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать  художественные способности  детей

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, воображение, образное мышление .

-  развивать       наблюдательность,       пытливость       ума,       логические способности,        память,        самостоятельность,        инициативность, способность к творческому самовыражению;

Воспитательные:

 - воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

 - воспитывать умение доводить начатое дело до конца, не бояться трудностей.

Прогнозируемые результаты обучения.

По окончании обучения учащиеся должны знать: 

-простейшие правила организации рабочего места;

-правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами;

-виды бумаги и правила работы с ней;

-основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник.);

-основные термины, используемые в оригами;

-базовые формы оригами, последовательность их изготовления.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

-различать виды бумаги;  

-определять виды геометрических фигур;

-следовать устным инструкциям

-складывать основные базовые формы оригами: книжка, дверь, блин, треугольник, воздушный змей, двойной треугольник;

-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

-соблюдать правила культуры труда, работы в коллективе.

-соблюдать правила безопасности труда.

Результат освоения программы – умение конструировать из бумаги, формирование у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.

                                               Условия реализации программы.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения, учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

- бумага офисная белая,

-бумага цветная,

- картон цветной,

-картон белый,

- клей ПВА,

- ножницы,

- линейка,

- простой карандаш,

-цветные карандаши.

 Содержание образовательной программы

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 Часть первая совместной деятельности: организационная.

Цель: настроить группу детей на совместную работу, заинтересовать их.

 Часть вторая. Основная.

Цель: развивать наблюдательность, память, мышление, воображение, склонность к приобретению новых знаний.

Основные приемы и методы: беседы, художественное слово, анализ чертежей, словесные игры.

Часть третья. Практическая.

Цель: Самостоятельная организация работы детей.

 Часть четвертая. Итоговая.

Цель:   обыгрывание   поделок,   создание   чувства   удовлетворенности, уверенности в своих силах, сопереживания.

Учебно-тематический план

Первый  год обучения.

(старшая группа)

 Месяц

Количество занятий

Наименование темы

 

 

Сентябрь

4

Вводное. «Наши руки не для скуки».

 

Оригами–японское слово

 

Пальчиковая игра с использованием элементов оригами.

Слон.

 

 

Октябрь

5

Ворона.

 

Палочка.

 

Кузнечик.

 

Водоплавающая птица.

 

Шляпы для карнавала.

 

Ноябрь

4

Гриб.

 

Кролик.

 

Ежик.

 

Шапка мастера.

 

 

Декабрь

4

Ворона.

 

Стул.

 

Стакан.

 

Елочка в снегу.

 

 

Январь

3

Самолет.

 

Медицинская шапочка.

 

Поросенок.

 

Февраль

4

Совок.

 

Слон.

 

Цветок.

 

Рыбка.

 

Март

4

Лист тюльпана.

 

Тюльпан.

 

Звезда.

 

Истребитель-1.

 

Апрель

4

Юла.

 

Волшебная палочка.

 

Стриж.

 

Ирис.

 

 

Май

4

Пенал.

 

Корона.

 

Бабочка.

 

Итоговое занятие.

 

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы «В мире оригами» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации образовательного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся, на которых рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.

Программа соединяет игру и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого. Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, применении для оформления помещений детского сада. При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки, рассказать стишок:

Много могут пальчики-

озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить,

Из бумаги птиц сложить

И машину, и зверей.

Приготовьтесь поскорей!

Вы готовы? Начинаем!

Следовательно, при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения)  и словесной (речь педагога) наглядности, учащиеся способны полностью усвоить материал Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. В процессе занятий используются различные формы занятий:

комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

При организации работы  кружка  используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающимися, схемы и эскизы, таблицу с условными знаками, принятыми в оригами; таблицу с базовыми формами оригами; специальную литературу, фотографии детских работ, разработку отдельных тематических занятий.

План работы с родителями:

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1.Выступление на родительском собрании с презентацией программы

2.Анкетирование  с целью  выяснить отношения взрослых к проявлению творческих способностей у детей.

Октябрь

Информационный уголок «Что должен знать ребёнок об искусстве оригами»

Ноябрь

Совместное изготовление атрибутов к настольному театру «Репка»

Декабрь

Информационный уголок «Техника безопасности при работе с бумагой»

Январь

Информационный уголок «Знаете ли вы?»

Февраль

Индивидуальные консультации «Развитие творческих способностей у вашего ребёнка»

Март

Изготовление поделки для мам «Тюльпан»

Апрель

Мастер – класс « Оригами своими руками. Перелётные птицы»

Май

Открытое занятие с использованием метода оригами на тему «Голубь мира»

Диагностика обученности.

1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

- умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги;

- умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «блин», «дверь», «двойной треугольник».

        Высокий уровень – делает самостоятельно,

        Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

        Низкий уровень – не может сделать.

2. Умение сделать изделие, следуя за показом учителя и слушая устные пояснения.

        Высокий уровень – делает самостоятельно,

        Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

        Низкий уровень – не может сделать.

3. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

        Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

        Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

        Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Список литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г

2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. Все об оригами. Изд-во «Кристалл», 2005.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. уроки оригами в школе и дома. Издательство «Аким», 1995.

4. Афонькин С. Ю., Лежнева Л.В., Пудова В. П. Оригами и аппликация.- СПб: Кристалл, 2001.

5.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., "Просвещение", 1992.

6. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002.

7.Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников : конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005.

8. Кириченко Г.Объёмные оригами.-М.:Астрель: Полиграфиздат, СПб: Полигон,2012.

Кирьянова Ю.Большая книга оригами.-М.:АСТ-ПРЕСС,2010.

9. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. Вырезаем и складываем. – СПб: Кристалл, 1999.. 10. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Изд-во "Академия развития", 1996.

11. Сержантова Т. Б.366 моделей оригами.- М.: Айрис-пресс, 2006.

12. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.

13. Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008

14. Соколова С.В. Школа оригами. - М. 2004.

15. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007.

16.Эм. Г. Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей. - Ростов н/Д.:Легион,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Мир оригами"

Программа "Мир оригами" для педагогов ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...