Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебный мир оригами»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 189.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. | Целевой раздел | стр3 |
1.1. | Пояснительная записка | стр3 |
1.2. | Цель и задачи | стр6 |
1.3. | Ожидаемые результаты | стр7 |
II. | Содержательный раздел | стр7 |
2.1. | Интеграция образовательных областей | стр7 |
2.2. | Методы работы с детьми | стр7 |
2.3. | Тематический план | стр8 |
III. | Организационный раздел | стр9 |
3.1. | Организация образовательного процесса | стр9 |
3.2. | Средства, необходимые для реализации программы | стр9 |
3.3 | Литература | стр10 |
IV. | Приложение | |
4.1. | Календарно-тематическое планирование | стр10 |
4.2. | Мониторинг | стр14 |
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Искусство складывания бумаги зародилось много веков назад в Японии почти одновременно с появлением самой технологии изготовления ее в стране Восточного Солнца. В течение долгого времени оригами было храмовым искусством, ведь «ори» означает «сложенный», а «ками» - «бумага» и «бог» одновременно.
Вторая жизнь оригами в Японии началась на заре ХХ века. В основу новой системы воспитания были положены идеи известного немецкого педагога и просвещения Фридриха Фребеля. А он настоятельно рекомендовал заниматься с детьми складыванием несложных конструкций из бумаги. Такое занятие прекрасно развивает маленькие пальчики, и позволяло приобщиться к некоторым геометрическим понятиям.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия в кружке «Страна оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Программа “ Страна оригами” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Значение оригами для развития ребенка:
- Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
- Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
- Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
- Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
- Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
- Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
- Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – художественная.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Дать детям элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов. Научить детей определять последовательность операций при изготовлении изделий оригами.
Задачи:
Обучающие:
1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы. 3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие: 1. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. 2.Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии ребенка.
Воспитывающие:
1.Привить интерес к искусству оригами. 2. Расширить коммуникативные способности детей.
1.3 Ожидаемые результаты
В результате обучения дети должны: --ориентироваться на листе бумаги; научиться различным приемам работы с бумагой; складывать лист бумаги пополам; складывать квадратный лист по диагонали, соединяя два противоположных угла; - знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами треугольник, воздушный змей, стакан, книжка; - научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами; -будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; - познакомятся с искусством оригами; - овладеют навыками культуры труда; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
II. Содержательный раздел
2.1. Интеграция образовательных областей
1. социально-коммуникативное развитие;
2.познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
2.2.Методы работы с детьми
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений, загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- опора на личный опыт детей.
2.3.Тематический план на 1 год обучения
Учебный план
№ | Наименование разделов (дисциплин) | Кол-во часов 1 год обучения | Кол-во часов 2 год обучения | Всего |
«Знакомство с техникой оригами». | 2 | 2 | 4 | |
«Простое оригами» | 30 | 24 | 54 | |
«Модульное оригами» | 4 | 6 | 10 | |
«Складывание по развертке» | - | 2 | 2 | |
«Мокрое складывание» | - | 2 | 2 | |
Всего: | 36 | 36 | 72 |
Содержание учебного плана (1 год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов всего | теория | практика | Формы аттестации,контроля |
1 | «Знакомство с техникой оригами» | 1 | 0,5 | 0,5 | Вводный – наблюдение, беседы, тестирование, педагогическое наблюдение. |
Базовая форма «Треугольник» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
2 | «Простое оригами» Знакомство с условными обозначениями». «Изготовление курочки». | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, определение уровня развития детей, их творческих способностей. |
«Изготовление собаки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление рыбок разного вида» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление кошечки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление волка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Ребята - зверята» .(композиция) | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Базовая форма «Блинчик». Изготовление парохода,лодки,кораблика. | 2 | 1 | 1 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Самостоятельноеизготовлениепосхеме«Заяц». | 1 | 0,5 | 0,5 | Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. | |
«Изготовление божьей коровки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление совенка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление банана. Беседа на тему«Фрукты». | 4 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление различных цветов: ирис, тюльпан с листом и др.» | 6 | 1,5 | 4,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление «Собаки в лодке» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
«Изготовление ветряной мельницы» | 4 | 0,5 | 3,5 | Определение результатов обучения. | |
3 | «Модульное оригами» Знакомство с понятием «Базовые формы» (модули). | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, опрос. |
Изготовление «Парусник» | 2 | 0,5 | 1,5 | Итоговый - итоговое занятие, коллективное творческое дело. Составление альбома лучших работ. Проведение выставок. | |
Всего: | 36 | 11,5 | 24,5 |
Содержание учебного плана (2 год обучения)
№ | Название раздела, темы | Количество часов всего | теория | практика | Формы аттестации, контроля |
1 | «Знакомство с техникой оригами» | 1 | 0,5 | 0,5 | Вводный – наблюдение, беседы, собеседование с детьми. |
Базовая форма «Треугольник» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
2 | «Простое оригами» Знакомство с условными обозначениями». «Изготовление зайчонка». | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, определение уровня развития детей, их творческих способностей. |
Базовая форма «Книжка» Изготовление «Лодка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Подушечка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Цветочек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Медицинская шапочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Базовая форма «Дверь» Изготовление «Гриб» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Поросенок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Новогодние украшения» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Дед Мороз» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Ракета» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Прыгающая лягушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Сердечко» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Автомобиль» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Бантик -бабочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Базовая форма «Воздушный змей» Изготовление «Голубка на гнезде» | 2 | 0,5 | 1,5 | Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. | |
Изготовление «Гномик» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Тополь» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Пингвин» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
Изготовление «Вертушка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
3 | «Модульное оригами» Знакомство с понятием «Базовые формы» (модули). | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. |
Изготовление «Чайка» | 2 | 0,5 | 1,5 | Определение результатов обучения. | |
Изготовление «Маленькая рыбка» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, опрос. | |
Изготовление «Кувшинка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, рассуждение, выставка готовых работ. | |
4 | «Складывание по развертке» Знакомство с новой техникой. Изготовление «Зайчик» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, рассуждение, оценка полученного результата. |
5 | «Мокрое складывание» Знакомство с новой техникой оригами. Свойства бумаги. Изготовление «Кошка» | 2 | 0,5 | 1,5 | Итоговый - итоговое занятие, коллективное творческое дело. Проведения выставок детских работ. |
Всего: | 36 | 14,5 | 21,5 |
III. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
Программа «Страна оригами» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы НОД в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. НОД проводятся один раз в 4 недели, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность НОД 30 минут .
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 2 года |
Возраст воспитанников | 5-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 10 |
Количество часов в месяц | 4 |
Общее количество часов в год | 36 |
Возраст детей | Время занятий | Количество занятий | |
В месяц | В год | ||
5-6 лет | 30 минут | 4 | 36 |
6-7 лет | 30 минут | 4 | 36 |
3. 2.Обеспеченность образовательной деятельности средствами обучения
№ п/п | Перечень средств обучения | Количество |
1 | Магнитная доска (с магнитами) | 1 |
2 | Схемы поэтапного складывания | 28 |
3 | Бумага белая | |
4 | Бумага разноцветная односторонняя | |
5 | Бумага разноцветная двусторонняя | |
6 | Набор цветных карандашей | 10 |
7 | Ножницы | 10 |
8 | Набор фломастеров | 10 |
9 | Клеенки | 10 |
10 | Клей-карандаш | 10 |
11 | Картотека загадок | 2 |
12 | Картотека художественного слова (стихи) | 1 |
3.3. Наличие печатных образовательных ресурсов
1.Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами» Москва Айрис пресс 2004
2.Т.Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва Айрис пресс 2004
3.С.Ю. Афонькин и Е.Ю. Афонькина «Уроки оригами» Аким 1996
4. С.Мусиенко, Г.Бутылкина «Оригами в детском саду» обруч Москва 2010г.
IV. Приложение.
4.1. Календарно – тематическое планирование
(1 год обучения)
№ | месяц | Форма занятия | Кол. ч-ов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Совместная работа детей с педагогом, самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Знакомство с техникой оригами». Беседа с детьми об истории возникновения оригами, рассматривание иллюстраций. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, тестирование, педагогическое наблюдение. |
2 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Базовая форма «Треугольник». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение. Выставка готовых изделий. | |
3 | Совместная работа детей с педагогом, Объяснение и обсуждение хода работы. | 1 | «Простое оригами» Знакомство с условными обозначениями, со схемами и базовыми формами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
4 | Тематическая совместная деятельность детей и педагога. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление курочки» Беседа о домашних птицах, их видах. Изготовить курицу с цыплятами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий. | |
5 | октябрь | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление собаки». Беседа о породах собак. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз и изготовить собаку. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, рассуждение. |
6 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление рыбок разного вида» Беседа о разнообразии подводного мира, видах рыб. Используя новую базовую форму «водяная бомба», «треугольник», учить изготавливать детали моделей рыбок, соединять их в определённой последовательности, отрезать лишнее по линии. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа,выставка готовых моделей. | |
7 | Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | «Изготовление кошечки». Беседа о домашних питомцах, кошках. Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз и изготовить по схеме кошечку. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
8 | Тематическая совместная деятельность детей и педагога. | 1 | «Изготовление волка». Беседа о диких животных. Польза и вред, которую они приносят. Составление волка по схеме. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий. | |
9 | ноябрь | Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | «Ребята - зверята». (композиция). Составление композиции из фигурок, которые были смастерены (волк, собака, курочка, котенок). По усмотрению ребенка можно использовать все вместе, а можно только что-то одно. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
10 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Ребята –зверята». Выставка работ, обсуждение полученного результата. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
11 | Объяснение и обсуждение хода работы. Индивидуальная работа. | 1 | Базовая форма «Блинчик».«Изготовление парохода,лодки». Беседа и просмотр презентации на тему морские суда. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
12 | Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Блинчик». Изготовление парохода, лодки, кораблика. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
13 | декабрь | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Самостоятельное изготовление по схеме «Заяц». | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Текущий - устный опрос, анализ допущенных ошибок, персональные выставки. |
14 | Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | «Изготовление божьей коровки» Беседа о насекомых. Оформление открытки или картинки. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
15 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление совенка» Беседа о совах. Беседа о птицах. Чем питается сова, чем она полезна. Сделать стаканчик. Потом оформить лицо cовенка. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
16 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление банана.Беседа на тему «Фрукты». Изготовление бананов по схеме, рисунок пальмы. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
17 | январь | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
18 | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
19 | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
20 | февраль | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
21 | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
22 | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов» Беседа на тему: «Цветы» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
24 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление различных цветов: ирис, тюльпан с листом и др.» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, опрос, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | |
24 | март | Объяснение и обсуждение хода работы. | 1 | «Изготовление различных цветов: ирис, тюльпан с листом и др.» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. |
25 | Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Изготовление различных цветов: ирис, тюльпан с листом и др.» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. | |
26 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление «Собаки в лодке» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. | |
27 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление «Собаки в лодке» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
28 | апрель | Объяснение и обсуждение хода работы.Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Изготовление ветряной мельницы» Беседа о ветряных мельницах. Сделать ветряную мельницу. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. |
29 | Объяснение и обсуждение хода работы.Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Изготовление ветряной мельницы» Беседа о ветряных мельницах. Сделать ветряную мельницу. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
30 | Объяснение и обсуждение хода работы.Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Изготовление ветряной мельницы» Беседа о ветряных мельницах. Сделать ветряную мельницу. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
31 | Объяснение и обсуждение хода работы.Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Изготовление ветряной мельницы» Беседа о ветряных мельницах. Сделать ветряную мельницу. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
32 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление ветряной мельницы» Сделать ветряную мельницу. Прикрепить палочку. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых работ, конкурс. | |
33 | май | Рассматривание образцов, схем. Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Модульное оригами» Знакомство с понятием «Базовые формы» (модули). | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, беседы, опрос. |
34 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Модульное оригами» Соединение модулей оригами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, обсуждение готовых работ. | |
35 | Объяснение и обсуждение хода работы. Индивидуальная работа. | 1 | «Парусник» Рассматривание образца и изготовление модулей оригами | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, обсуждение готовых работ | |
36 | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Оформление альбома детских работ за период обучения. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Итоговый - итоговое занятие, коллективное творческое дело. |
Календарно-тематическое планирование (2 год обучения)
№ | месяц | Форма занятия | Кол. ч-ов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| сентябрь | Совместная работа детей с педагогом, самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Знакомство с техникой оригами». Беседа с детьми об истории возникновения оригами, рассматривание схем. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, беседы, тестирование. |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Базовая форма «Треугольник». Ознакомление с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение. Выставка готовых изделий. | |
| Совместная работа детей с педагогом, Объяснение и обсуждение хода работы. | 1 | «Простое оригами» Знакомство с условными обозначениями, со схемами и базовыми формами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей и педагога. Индивидуальная работа. | 1 | «Изготовление зайчонка».Беседа о животных птицах, их видах. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий. | |
| октябрь | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Базовая форма «Книжка» Изготовление «Лодка» Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, рассуждение. |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Подушечка» Рассматривание образца и схем изготовления. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа,выставка готовых моделей. | |
| Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | Изготовление «Цветочек» Изготовление поделки-оригами «Цветочек» по схемам. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей и педагога. | 1 | Изготовление «Медицинская шапочка» Рассматривание образца и схем изготовления. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий. | |
| ноябрь | Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | Базовая форма «Дверь» рассматривание схем и иллюстраций, расшифровка условных обозначений, складывание листа бумаги по схеме. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Гриб» Изготовление поделки-оригами «Цветочек» по схеме. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Объяснение и обсуждение хода работы. Индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Поросенок» Рассматривание образца и схем изготовления. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Новогодние игрушки» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| декабрь | Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Дед мороз» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Ракета» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Прыгающая лягушка» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Сердечко» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| январь | Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Автомобиль» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Бантик-бабочка» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность детей с педагогом. | 1 | Базовая форма «Воздушный змей» Знакомство с новой базовой формой | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| февраль | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Голубка на гнезде» рассматривание схем и иллюстраций, расшифровка условных обозначений, складывание листа бумаги по схеме. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Самостоятельная работа, рассуждение, конкурс готовых работ. |
| Объяснение и обсуждение хода работы педагога с детьми. | 1 | Изготовление «Гномик» Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Тополь» рассматривание схем и иллюстраций, расшифровка условных обозначений. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Тополь» Изготовление поделки-оригами «Тополь» по схеме. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| март | Тематическая совместная деятельность. Индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Пингвин» Рассматривание образца и схем изготовления. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, наблюдение, выставка готовых моделей. |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | «Вертушка» Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседа, опрос, подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | |
| Объяснение и обсуждение хода работы. | 1 | «Модульное оригами» Знакомство с понятием «Базовые формы» (модули). | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. | |
| Тематическая совместная деятельность. | 1 | Рассматривание образца и схемы изготовления «базовые формы» (модуля); изготовление модулей разного цвета по схемам. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. | |
| апрель | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Чайка» Рассматривание образца и изготовление модулей оригами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых изделий, обсуждение. |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Соединение модулей оригами в поделку «Чайка». | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Объяснение и обсуждение хода работы.Тематическая совместная деятельность. | 1 | Изготовление «Маленькая рыбка» Рассматривание образца и изготовление модулей оригами. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, выставка готовых моделей. | |
| Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Соединение модулей оригами в поделку «Рыбка». | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Выставка готовых работ, конкурс. | |
| Рассматривание образцов, схем. Тематическая совместная деятельность. | 1 | «Складывание по развертке» Знакомство с новой техникой. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Педагогическое наблюдение, беседы, опрос. | |
| май | Тематическая совместная деятельность, индивидуальная работа. | 1 | Изготовление «Зайчик» Рассматривание образца и схем изготовления. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, обсуждение готовых работ. |
| Объяснение и обсуждение хода работы. Индивидуальная работа. | 1 | «Мокрое складывание» Знакомство с новой техникой оригами. Свойства бумаги. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, обсуждение готовых работ | |
| Тематическая совместная деятельность. | 1 | Изготовление «Кошка» | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Беседы, обсуждение готовых работ | |
| Тематическая совместная деятельность детей и педагога. | 1 | Оформление альбома детских работ за период обучения. | МКОУ Новобирюсинский д/сад «Сказка» | Итоговое занятие, коллективное творческое дело. |
Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей (оригами)
Первый год обучения
Критерии | Начало года | Конец года |
самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета» | ||
по образцу изготавливает несложные поделки | ||
знает и называет геометрические фигуры | ||
ориентируется на листе бумаги; | ||
умеет намечать линии | ||
тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба | ||
уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.) | ||
добивается конечного результата | ||
самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников |
Второй год обучения
Критерии | Начало года | Конец года |
ориентируется на листе бумаги | ||
знает названия, различает и применяет в работе условные обозначения оригами | ||
знает и называет правила складывания бумаги при выполнении оригами | ||
изготавливает базовые формы и простые поделки по схеме и образцу | ||
работает самостоятельно, точно соблюдая инструкции | ||
добивается конечного результата | ||
самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников | ||
уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»
Представляю вашему вниманию Рабочую Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный комочек"
Цель программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.Задачи: научить работать с пластическими матер...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный мир оригами"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» (далее Программа) имеет художественную направленность и реализуется с 2021 года. Программа разработана ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Волшебный мир – «Оригами»»
Направленность программыДополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, ...

Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный мир 3D-ручки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир 3D-ручки» имеет художественную направленность, для ознакомления детей с 3D-ручкой, позволяющая осуществлять проц...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
quot;Волшебный мир оригами"...

