Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, через использование многофункциональной ширмы».
презентация для интерактивной доски

Маслакова Елена Владимировна

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и в период младшего дошкольника представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, мы так же используем в своей работе многофункциональные ширмы.

Цель данного пособия: развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий, а так же формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

  • предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
  • формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
  • формировать элементарные математические представления, развитие представлений о величине и форме;
  • работать над звукопроизношением и связной речью;
  • развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное;
  • совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать и укреплять свод стопы, формировать правильную осанку;
  • способствовать развитию интегративных качеств;
  • закрепление знаний о временах года.

Дидактическая ценность:

  • Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей
  • Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогает украсить интерьер группы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_deti_s_ovz_mnogofunkts_shirmy.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, через использование многофункциональной ширмы».

Игра знакомство «Полслова»

Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит первый слог своего имени. Тот, кто поймал мяч, должен быстро произнести второй слог. Если назвал правильно, то бросавший называет имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит «Нет»; и ждет, кто назовет его имя правильно и т.д. 

Познавательно-исследовательская деятельность - это активность, направленная на изучение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и в период младшего дошкольника представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного среднего возраста «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Познавательно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6).

Нужно подчеркнуть, что независимо от состояния психического и физического здоровья ребёнка, он имеет равные права на получение образования, как и другие дети. Обычно для детей дошкольного возраста с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более интенсивная направленность на развитие ребёнка. Дети с ОВЗ, должны и имеют право воспитываться и развиваться в группе своих сверстников. Поэтому, в нашем  детском саду созданы коррекционные группы, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, эти группы являются местом, где  ребенок с ОВЗ может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Для детей с ОВЗ существуют показатели сформированности исследовательской деятельности:

-Умение видеть проблему;

-Умение формулировать и задавать вопросы;

- Умение выдвигать гипотезы;

-Умение делать выводы и умозаключения;

-Умение доказывать и защищать свои идеи;

-Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ, мы так же используем в своей работе многофункциональные ширмы.

Цель данного пособия: развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий, а так же формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

  • предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
  • формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
  • формировать элементарные математические представления, развитие представлений о величине и форме;
  • работать над звукопроизношением и связной речью;
  • развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное;
  • совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук, развивать и укреплять свод стопы, формировать правильную осанку;
  • способствовать развитию интегративных качеств;
  • закрепление знаний о временах года.

Дидактическая ценность:

  • Многофункциональная ширма используется как средство обучения и воспитания детей
  • Ширма удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогает украсить интерьер группы.

Характеристика пособия:

Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см 120см,) и боковые части (65 см 120см).

К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Имеются дополнительные элементы к  играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы.   

  Один из достоинств использования многофункциональной ширмы является то, то что дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (познавательной, исследовательской и др).

Ширму можно использовать для формирования элементарных математических представлений. А именно,  определение размера (длинный – короткий; широкий – узкий; большой, меньше, маленький, самый маленький), сравнение геометрических фигур и изучение математических цифр.

Ширма помогает формировать целостную картину мира, расширять кругозор (Классификация животные, грибы, цветы, транспорт и тд.), а также способствовать развитию мышления ребенка,  развивать  творческую  активность.

Исследовательская деятельность осуществляется с помощью разных игр и заданий: «Что плавает, а что тонет?», «Выложи по порядку» (наблюдение за растением), «Что в мешочке?», «Определи запах»

С внутренней стороны ширмы дети знакомятся с временами года.

Зимний пейзаж может легко превратиться в весну, лето или осень. Для этого им необходимо просто достать из кармашков листочки, тучки, цветы, солнце по сезону.

В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей знания об основных правилах дорожного движения. А усвоить эти знания детям поможет ширма с представленными на ней плакатами по правилам ПДД и светофором.

В данной секции представлены разноцветные ленты, выполняя плетение из которых, развивают мелкую моторику ребёнка, здесь же можно вспомнить цвета.

Так же ребенок может рассказать сказку или рассказ по картинкам и поиграть в игру «Составь картинку из частей»

Ширма применяется в самостоятельной, игровой, познавательно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности детей.

На ширме особое место занимают игры для детей с ОВЗ: «Достань бабочку», «Ручки», «Собери цветок», «Сложи палочки», «Обведи фигуру», «Канатоходец». Игры направлены на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы. 

Ширма внесла новизну в НОД по физической культуре. Дети с удовольствием включаются в любой вид деятельности с использованием ширмы, а благодаря ее многофункциональности каждый находит задание по душе.

Яркое нестандартное оборудование способствует укреплению мотивации детей, поддерживает их интерес к занятиям, увлекает, создает положительный эмоциональный фон и имеет разносторонний, развивающий эффект.  

Проект с использованием данных ширм был представлен на IX Межрегиональном этапе XVII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций и получил высокую оценку жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой

Цель: разработать и апробировать  конспекты игр - занятий по развитию опытно - экспериментальной деятельности детей , через использование игр – экспериментов с песком и водой.Задачи:1.На основе а...

Семинар-практикум «Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»

Семинар-практикум  «Формирование  нравственно патриотических чувств  у детей дошкольного возраста  через познавательно – исследовательскую  деятельность» ...

«Развитие экспериментально-опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр – экспериментов с песком и водой» для детей младшей группы от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»

Развитие экспериментально- опытнической деятельности детей раннего возраста, через использование игр- экспериментов с песком и водой....

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...