неделя психологии
материал

Журбенко Галина Васильевна

второй день

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антистрессовая аптечка для педагогов

        У вас, конечно, есть дома аптечка – коробка или ящик для хранения необходимых лекарственных препаратов и предметов санитарии. А почему бы вам не завести дома ещё одну «аптечку» - блокнот или папку на вашем рабочем столе в компьютере для записей подходящих способов самозащиты от нервно-психических нагрузок и стрессов? Её можно назвать антистрессовой. В наше беспокойное время без такой «аптечки» не обойтись. Надеюсь, что немалую часть её содержимого составят практические упражнения, собранные в этой статье.
        В наше время всё чаще и чаще стали говорить и писать о таком явлении, как «профессиональное выгорание». Отечественные психологи занялись рассмотрением этого вопроса сравнительно недавно, а вот за рубежом данным вопросом занимаются уже практически 25 лет. 
        Занимаясь любым видом деятельности, человек испытывает нервно-психические нагрузки. Их объём может быть различным, в зависимости от исполняемой работы. В настоящее время выявлено, что наиболее подвержены синдрому психологического выгорания люди, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми, то есть это работники социальной сферы, в том числе педагоги. Педагогическая деятельность насыщена различного рода факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Исследователи А.К.Маркова, Л.М.Митина, М.М. Рыбакова и другие к напряжённым ситуациям педагогической деятельности относят:
        

  • Ситуации взаимодействия педагога с детьми (нарушение дисциплины и правил поведения, непредвиденные конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога и т.д.).
  • Ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией учреждения (расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в детском саду и т. д.).
  • Ситуации взаимодействия педагога с родителями детей (невнимание со стороны родителей к воспитанию детей).


Неудивительно, что педагоги, как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Существует три стадии процесса выгорания: 

  1. I стадия – педагоги, работающие от трёх до пяти лет (симптомы: забывание, повышенная раздражительность, утомляемость);
  2. II стадия - педагоги, работающие от 5 до 15 лет (симптомы: снижение интереса к работе и интересу к общению);
  3. III стадия - педагоги, работающие от 10 до 20 лет (происходит процесс личностного выгорания. Симптомы: полная потеря интересов, постоянное отсутствие сил и нежелание общаться и видеть кого-либо).


        Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, разработал методику для выявления синдрома профессионального выгорания.  Данная методика даёт объёмную характеристику личности, подробную картину синдрома и позволяет наметить меры профилактики и психокоррекции.

Направления профилактической работы:

  • Просвещение;
  • Диагностика;
  • Коррекционно-развивающий этап (формирование навыков психо-эмоционального состояния).


К первому этапу – просветительскому относится информация по данной теме, которая может преподносится как в устной , так и в письменной форме.

Ко второму этапу – диагностическому, относят методики, с помощью которых можно выявить уровень тревожности (Айзенк), нервно-психическую устойчивость, межличностные отношения в коллективе, способность к самоорганизации.

И к коррекционно-развивающему этапу относят коррекцию межличностных отношений в коллективе, формирование коммуникативных навыков, формирование навыков психорегуляции, повышение уверенности в себе.

        В нашем  учреждении уже традиционными стали «Часы психологической разгрузки», которые проходят один раз в месяц. Педагогам даются теоретические и практические знания по проблеме эмоционального выгорания. 

Главными задачами таких занятий является:
сохранение психологического здоровья участников учебного процесса;
- развитие навыков самопомощи;
-обучение способам использования собственных ресурсов и саморегуляции эмоционального состояния;
- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения;
- поддержание оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности; 
- снижение негативных переживаний, трансформация их в положительные эмоциональные состояния. формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Для достижения целей и полного раскрепощения педагогов, на занятиях используется различный материал: кисти, краски, пластилин, восковые и обыкновенные мелки, глина. Занятия обязательно проходят под музыкальное сопровождение.
        Вашему вниманию хочу предложить одно из таких занятий, его можно использовать всё полностью в работе с коллективом, а можно воспользоваться только какими-либо отдельными упражнениями.
        Для занятия понадобятся: кисти, краски, баночки с водой, альбомные листы, бумага для записей, бланки тестов, музыкальное сопровождение.


Ход занятия:

        Ведущий рассказывает участникам тренинга о том, что: длительность занятия 2 часа без перерыва; цели и задачи предстоящей работы; правила работы в группе.

Правила.

 Время работы группы 2 часа, без перерыва.

  1. Выход из группы вне пределов здания не допускается;
  2. Во время обсуждения говорить от своего лица (о себе, о своих чувствах), избегать обсуждений;
  3. Все что мы делаем, построено на ситуации «здесь и сейчас»;
  4. Каждый член группы принимает участие во всех упражнениях, заданиях. Отсиживание в стороне не допускается.


Знакомство.
Упражнение «Назови свое имя»


Инструкция: Упражнение выполняют в кругу. Каждый предлагает назвать имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени.

Разминка.
Упражнение «Поменяйтесь местами все те, кто...»

Инструкция: Участники садятся в круг. Водящий стоит в центре круга. (Первым водящим выступает ведущий). Стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например: «Поменяйтесь местами все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое, должны поменяться местами. При этом ведущий должен успеть занять одно из мест, а тот, кто останется без места, становится ведущими. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

        Первый блок упражнений.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Инструкция.

Начните с плавного вращения глазами - два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдалённом предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный по близости. Нахмурьтесь, напрягая около глазные мышцы, а потом расслабьтесь и широко зевните несколько раз.

Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно опустите их, расслабьте запястья и подвигайте ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд - назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.


2. Упражнение «Снятие мышечного напряжения».
Инструкция. Сядьте на стул в удобной позе, так, чтобы спина касалась спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь себя поднять вместе со стулом — оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят.

3. Упражнение «Дыхание на счёт 7-11».
Инструкция. Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе.
        Второй блок упражнений.
Цель. Снизить эмоциональное напряжение.
Содержание.
1. Упражнение «Достижение состояния покоя».
Инструкция. Сядьте в удобную для вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании любого предмета в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание.

2. Упражнение «Поплавок в океане».
Инструкция. Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, вёсел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие ещё возникают ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

3. Упражнение «Прогулка».

Инструкция. Закройте глаза. Представьте, что вы отправляетесь на прогулку в какое-нибудь красивое место, позвольте себе спокойно идти в том направлении, куда ведут ноги, не задумываясь ни о чём, не рассматривая что-либо специально.
Позвольте окружающему миру «войти» в вас, ощутите соприкосновение с ним, свою сопричастность к нему. Прогулка заканчивается. Можно открыть глаза.

 Третий блок упражнений.

Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Содержание.
1. Упражнение «Я в лучах солнца».
Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети - с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача - вспомнить как можно больше хорошего.
Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чём думали, когда записывали то или иное своё качество.
2. Упражнение «Я в общении с другими» (педагоги заполняют
бланк с заданиями, приложение 2).

Инструкция. Проанализируйте своё общение с людьми. Отметьте, что в нём было позитивного (за последнюю неделю, месяц); в каких ситуациях общения вы испытывали недовольство собой (за последнюю неделю, месяц).

 Часть 3. Заключительная.

Цель. Углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятий.

Содержание.
1. Упражнение «Осознание своего дыхания».
Инструкция. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания. Воздух входит в вас и выходит. «С-с-с». Спросите себя: что я чувствую, когда я так дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете.
2. Упражнение «Настроение» (повторение второго упражнения
из первой части).
3. Тест «Самооценка эмоционального состояния». Педагоги заполняют бланк, оценивая своё эмоциональное состояние в конце занятия (приложение 1).

Приложение 1
Самооценка эмоционального состояния
(Я. Уэссман, Д. Рикс).

Задание. Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас.

Шкала «Спокойствие - тревожность».

10.Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе.

9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не
волнуюсь.

8. Ощущение полного благополучия. Уверен, чувствую себя
непринуждённо.

7. В целом уверен и свободен от беспокойства.

6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя более
или менее непринуждённо.

5. Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного
встревожено.

4. Переживаю некоторою озабоченность, страх, беспокойство
или неопределённость. Нервозен, волнуюсь, раздражён.

3. Значительно не уверен. Весьма травмирован
неопределённостью. Страшно.

2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведён страхом.

1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган
неразрешимыми трудностями.

Шкала «энергичность - усталость».

10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплёскивается
через край.

9. Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия,
сильное стремление к деятельности.

8. Много энергии, сильная потребность в действии.

7. Чувствую себя очень свежим. В запасе значительная энергия.

6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр.

5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает.

4. Довольно усталый, апатичный. В запасе не очень много
энергии.

3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии.

2. Ужасно утомлён. Почти изнурён и практически неспособен к
действию. Почти не осталось запасов энергии.

1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.


Шкала «Приподнятость - подавленность».

10. Сильный подъём, восторженное веселье.

9.Очень возбуждён и в очень приподнятом состоянии.
Восторженность.

8.Возбуждён, в хорошем расположении духа.

7.Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен.

6.Чувствую себя довольно хорошо - «в порядке».

5.Чувствую себя чуть-чуть подавленно - «так себе».

4.Настроение подавленное и несколько унылое.

3.Угнетён и чувствую себя несколько подавленно. Настроение
определённо унылое.

Шкала «Чувство уверенности в себе - чувство беспомощности».

10.Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать всё, что
захочу.

9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих
свершениях.

8.Очень уверен в своих способностях.

7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои
перспективы хороши.

6.Чувствую себя довольно компетентным.

5.Чувствую, что мои умения и способности несколько
ограничены.

4.Чувствую себя довольно неспособным.

3.Подавлен своей слабостью и недостатком способностей.

2. Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности.

1. Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

Приложение 2.

Позитивное в моём общении с окружающими людьми.

За последнюю неделю. 

За последний месяц.

 Ощущение недовольства собой в общении с окружающими людьми.

За последнюю неделю.
За последний месяц.

В заключении, хочу добавить, что прежде чем заниматься психологическим здоровьем, профилактической и коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения в эмоционально-личностной сфере, нужно научить педагогов контролировать своё эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления, создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе.



Список используемой литературы.
1. Перлз Ф. Опыты психологического самопознания / Ф. Перлз. - М., 2006 г.

2. Рахматшаева В. А. Грамматика общения / В. А. Рахматшаева. - М.: Семья и

школа, 1995 г.

3. Шрайнер К. Как снять стресс / К. Шрайнер. - М., 1994 г.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ       ДЕТСКИЙ  САД № 7       «РАДУГА»  КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, УЛ. СОВЕТСКАЯ,43

                                   

Развлечение

«Мыльные пузыри в гостях у нас»

 в разновозрастной группе

Подготовила:

 педагог-психолог

Журбенко Г.В.

Развлечение «Мыльные пузыри в гостях у нас» в разновозрастной группе

Цель: Создать праздничную атмосферу, доставить радость детям.
Задачи:

-Образовательные:

-Продолжать знакомить детей с круглой формой предметов, величиной, цветом.

-Учить устанавливать контакт друг с другом, сплочению группы.

Развивающие:

-Развивать речевое дыхание, внимание.

-Развивать двигательную активность.

Воспитательные:

-Доставить детям радость, вызвать положительные эмоции

Оборудование:

Мыльные пузыри, игрушка Заяц, обручи, воздушные шары, скакалка.

Ход мероприятия:

- Ребята, посмотрите, как у нас красиво, сколько воздушных шариков в нашей группе! Давайте скажем, а какого они цвета? (синие, красные, желтые и зеленые). Дети, шарики не только служат украшением. А как вы думаете, что можно еще делать с шариками (с воздушными шариками можно играть!) А давайте поиграем с ними.
Воспитатель раздает детям шары.

Психолог:
Шарик яркий, шар воздушный.

Вырывается из рук.
Непослушный, непослушный.

К потолку взлетает вдруг.
Надо мне его поймать.

И за хвостик привязать.

(Дети играют с шарами).

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит в группу зайчика.
Психолог: 

К нам сюда пришел Зайка.
-Дети, давайте поздороваемся с ним.
(Дети здороваются с Зайкой)
Психолог:

-Зайка приглашает вас, ребята, на праздник «Мыльных Пузырей». Но попасть на этот праздник не так — то просто. Сначала нужно выполнить задание. Посмотрите у меня разноцветные обручи: синий, красный, желтый и зеленый. Шарики нужно собрать и сложить их в домики. Красные шарики надо положить в красный обруч «домик».
Дети ищут красные шарики и складывают их в красный обруч.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно выполняли задание, уточняет цвет шариков.
Так дети раскладывают все шарики: зеленые в зеленый обруч, синие в синий, а желтые в желтый.
Зайка:
- Вы хорошие ребята, правильно справились с заданием, и поэтому я хочу с вами еще поиграть.
Игра «Если весело тебе, то делай так».
Игра проводится под музыку.
Если весело тебе- то делай так.
Если весело тебе- то делай так,
Если весело тебе- то и другу покажи,
Если весело тебе- то делай так.
(Дети повторяют за воспитателем движения: сначала хлопают в ладоши, в следующий раз дети прыгают, затем топают ножками).
Зайка:
-Поиграли мы на славу, теперь пора и на праздник «Мыльных пузырей» отправиться. Ребята закройте глазки. Раз, два, три смотри.
Психолог начинает выдувать мыльные пузыри, а дети ловят их.
Психолог:

Выдуваем пузыри

Вот такие – посмотри!

Все они воздушные

И очень непослушные!

Как бы нам их поймать, на ладошке подержать!

Психолог:

-Ребята, а Зайчик хочет узнать, на что похож мыльные пузыри.

- Мыльный пузырь похож на апельсин? (ДА)

- А он похож на мандарин? (ДА)

- А на яблоки в саду? (ДА)

- А на рыбку там в пруду? (НЕТ)

- А на мячик надувной? (ДА)

- Он похож на телефон? (НЕТ)

- На большой магнитофон? (НЕТ)

- Круглый он как солнце в небе? (ДА)

- И как колесо на велосипеде? (ДА)

- А еще похож на дом? (НЕТ)

- А на снежный белый ком? (ДА)

Воспитатель: А теперь ребята вы сами будете попробовать выдувать пузыри. Звучит музыка, дети веселятся, пускают мыльные пузыри.


Воспитатель:
-Мыльные пузыри легкие, воздушные, ветерку послушные, очень любят играть с малышами,

Раз, два, три — пузырь через веревочку перелети (показывает).
Давайте так же сделаем (девочки с одной стороны, с другой мальчики, воспитатель и помощник держат веревку за два конца, дети по очереди выдувают пузыри).

Осторожно: пузыри…

Ой, какие! Посмотри!

Раздуваются! Блестят!

Отрываются! Летят!

Мой – со сливу!

Мой – с орех!

Мой - не лопнул дольше всех!


Психолог: Раз, два, три пузыри все закрути, повторяем волшебные слова: буль, буль, буль.
Психолог:
- Ребята, вы подружились с мыльными пузырями, прекрасно провели время, но праздник «Мыльных пузырей» заканчивается и нам пора попрощаться с Зайкой
Дети прощаются с Зайкой.

- Всем спасибо за вниманье,

На сегодня до свиданья!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43

Конспект образовательной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

«Что такое доброта?»

Образовательная область:

социально – коммуникативное развитие

C:\Users\Виталя\Desktop\img10 (1).jpg

                                                                    Подготовила:

Педагог – психолог

Журбенко Г.В.

2022 год

Содержание:

1.

Ритуал приветствия ……………………………………………………...

1 мин

2.

Психологический настрой……………………………………………….

1 мин

3.

Чтение стихотворения «Доброта»………………………………………

1 мин

4.

Беседа о доброте………………………………………………………….

2 мин

5.

Беседа – рассуждение о вежливости……………………………………

3 мин

6.

Игра «Доскажи словечко»……………………………………………….

2 мин

7.

Разыгрывание проблемных ситуаций…………………………………..

5 мин

8.

Динамическая пауза «Солнышко»………………………………………

2 мин

9.

Изобразительный этюд (рисование пеной) «Солнышко»……………..

6 мин

10.

Ритуал прощания…………………………………………………………

2 мин

Ориентировочная длительность занятия 25 минут.

Образовательная деятельность педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

«Что такое доброта?»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Вид занятия: коррекционно – развивающее.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: углублять представление детей о доброте, развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания детей о таких понятиях как «доброта», вежливость».
  2. Познакомить детей с качествами доброго  человека.
  3. Способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в других различных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Развивающие:

  1. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.
  2. Развивать коммуникативные навыки и умения.

Методы и приемы:

  1. Словесный;
  2. Игровой;
  3. Наглядный;
  4. Практический.

Интеграция с другими образовательными областями: художественно – эстетическое, физическое, речевое развитие.

Оборудование: презентация к занятию, плакат дерева и листьев, колпачок именинника, 3 подарка, бусы, бабочки, платок, мягкая игрушка щенка, белый картон, кисти, пена, фурнитура (глазки и носики), салфетки.

Предварительная работа: беседы о доброте, чтение сказки «Жадный кармашек»  Е.А. Алябьевой, этюд «Сломанная кукла», упражнение «Покажи эмоцию», игра «Путаница».

Организация занятия: дети располагаются у доски, затем, по ходу занятия перемещаются на коврик и за столы.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

- Доброе утро!

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

2. Психологический настрой.

Психолог:

Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение у нас было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. (Дети закрывают глаза). А теперь откройте и посмотрите, у нас в зале стало светлее? Дети:-Да!

Психолог:

От ваших улыбок солнце засверкало ярче, и от добрых улыбок наших гостей.

3. Чтение стихотворения «Доброта».

Психолог: -Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце светит

Радуются и взрослые и дети.

Психолог: О чём это стихотворение?

(ОТВЕТЫ детей).

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о доброте.

4. Беседа о доброте.

Психолог: Давайте все вместе произнесём слово «ДОБРОТА». Какое прекрасное, удивительное слово. А как вы понимаете, что такое доброта?  Когда мы можем её встретить? А где мы можем её увидеть? Дети: В поступках.

Кого мы называем добрым человеком? Я думаю, что вы все встречались с добрыми людьми? Назовите их. (Мама, папа, бабушка…и т.д.)

Психолог:- А вы знаете, ребята, в народе говорят: «Человек без добрых дел, то дерево без листьев». Давайте вспомним свои добрые дела и поможем нашему дереву, но с одним условием, кто вспомнит доброе дело, прикрепляет листочек к дереву.

Психолог: Я знала, что вы добрые ребята. Сколько добрых дел вы совершили! И дереву помогли стать нарядным.

5. Беседа – рассуждение о вежливости.

Психолог: Послушайте одну историю.

Был вежлив этот мальчик

И право очень мил,

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил - спасибо говорил.

Психолог: Как на ваш взгляд поступает этот мальчик? Что бы вы ему сказали?

А можно делать плохие поступки и при этом говорить добрые слова?

-Ребята, человек может быть вежливым, если он по-настоящему добрый.

-Давайте поиграем в игру и посмотрим знаете вы вежливые слова или нет?

6. Игра «Доскажи словечко».

Психолог: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Будьте внимательны.

Ребёнок умный и развитый при встрече говорит –здравствуйте.

Зазеленеет старый пень, когда услышит –добрый день.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого – спасибо.

Если мама бранит за шалости, надо сказать – прости пожалуйста.

Пожелать всегда будьте готовы

Тому, кто приболел: будьте… (здоровы)

Если провинились где-то, то скажите:

«Я виноват,  уж вы меня…(простите!)»

Почаще  радуйте  свою семью

Словами:  «Я вас всех … (люблю)»

Всегда держите, дети,  во внимании:

Когда уходите,  скажите: (до свидания).

- Но я с вами ещё не прощаюсь, а предлагаю ещё поиграть.

 Стать героями хороших поступков и добрых дел. Хотите?

Психолог приглашает детей сесть на стульчики.

7. Разыгрывание проблемных ситуаций

Психолог:  Отправляемся, дети, в мир добрых дел и хороших поступков.

Психолог предлагает одним детям разыграть проблемные ситуации, а другим, оценить их с точки зрения морали.

Ситуация "Подарок"

Психолог приглашает выйти одну девочку (надевает ей праздничный колпачок на голову) и ещё три любых ребёнка (раздаёт им подарки).

Психолог. ... у тебя день рожденье. В гости к  тебе пришло много друзей и все стали дарить подарки (дети дарят подарки). Среди них оказалось три одинаковых.

Что ты  сделаешь с подарками ...? (Ответы и действия девочки)

Психолог. Дети, как вы думаете, правильно поступила ..., а как бы вы поступили на её месте?

Ситуация "Брошенный щенок"

Психолог показывает детям игрушку щенка, предлагает его погладить.

Психолог. Ребята, представьте, что вы идёте в детский сад с мамой или папой и по пути вам встретился маленький щенок. Это щенок, которого люди забыли на улице и он долго бегал по двору в поисках хозяина. Пока ему не встретились вы.

Как бы вы поступили с этим щенком? (Варианты ответов детей)

Ситуация "Яблоки"

Психолог. А сейчас мы с вами поиграем в "Семью". Вы будете моими дочками и сыночками? (Показывает детям атрибуты: бусы для дочек, бабочки для сыночков.)

Роль мамы берёт на себя Психолог, а остальные роли берут дети.

Психолог - мама обращается к своим "детям". Я сегодня в магазине купила очень вкусные яблоки, но их было всего 5. Дети возьмите их себе и сами решите, что с ними сделаете. (Варианты действий детей)

8. Физминутка «Солнышко»

Встало утром солнышко (потягивание)

И гулять отправилось (ходьба на месте)

И на нашей улице

Все ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)

Побежало солнышко

Золотой дорожкой (бег по кругу)

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко (складывают руки в фигуру «окошко»)

Вместе мы отправимся

С солнцем в детски сад (ходьба по кругу)

Приласкало солнышко

Сразу всех ребят (дети гладят рукой по своей голове)

А как вы думаете, а можно ли изобразить доброту в виде Солнышка?

9. Изобразительный этюд (рисование пеной) «Солнышко»

Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и мы попробуем с вами выпустить стенгазеты «Что такое доброта».

Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

Психолог: Ребята, вы сделали такие красивые газеты .А скажите, какие добрые дела вы можете сделать для своих родителей, друзей или близких?

Дети:

– Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

– А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

– А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

Психолог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

10. Итог.

Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

Психолог: В вас есть доброта? А покажите мне свою доброту. Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края, ул. Советская,43

БЕСЕДА

«ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?»

(для старших групп)

C:\Users\Виталя\Desktop\img10 (1).jpg

             

Составила: 

Педагог -  психолог

Журбенко Г.В.

         

2022 год

Беседа «Что такое доброта?»

Дата: _________

Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи: 

развивать чувство удовлетворения за добрые дела;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; 

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Материал: песня Барбариков «Что такое доброта?», вырезанные из бумаги сердца, иллюстрация дерева.

Ход беседы

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Встаньте пожалуйста в «Круг радости», послушайте стихотворение: 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня? 

Дети: О добре.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам присесть и послушать следующую композицию.

Дети сидят полукругом.

Слушание песни гр. Барбарики «Что такое доброта?»

Беседа по данной песне.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому? (Дети отвечают)

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...                                 (Л. Полякова)

Есть ли у добрых людей друзья? Много или мало?

Воспитатель: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»? (Дети отвечают).

Воспитатель: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

Воспитатель: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить

Воспитатель: Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова. Какие это слова? А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь)

 Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова».  Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: доброе утро!

— Растает даже ледяная глыба

От слова теплого — спасибо.

— Зазеленеет старый пень

Когда услышит — добрый день.

— Когда вас ругают за шалости

Вы говорите — простите, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, я сейчас предлагаю вам рассказать о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своем добром деле, и прикрепите на дерево Доброты сердечко.

На доске висит дерево Доброты. Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги. Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце.

Итог:

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Так что же такое доброта?

Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии

Неделя психологии...

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ...

областная неделя психологии

VII районная Неделя психологии «Галактическое содружество»  3 – 10 октября 2011 г. в МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Теремок»р.п. Краснообска, Новосибирского района Новосибир...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Отчет о Неделе психологии и логопедии "Радужная неделя"

С 20 по 24 января 2020 года в МАДОУ ДС №6 "Василек" прошла Неделя психологии и логопедии. Мы назвали ее "Радужная неделя". Вашему вниманию представляю краткий фотоотчет....

Неделя психологии «Дружим с психологией», (рекомендации)

Будет неправильно полагать, что решение детских конфликтов — это сугубо личное дело ребенка и без вас он лучше разберется. Родители должны помочь осознать маленькому человечку, что быстрей и над...