"Метод художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников"
статья

                                                       «Детское экспериментирование- стержень  

                                                               любого процесса детского творчества»

                                                                                                                                                                                                        Н.Н. Поддьяков

                                                                                                               академик Российской

                                                                                                              академии образования

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально,  пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.

Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-

ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им  предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под  руководством педагога- наставника.

Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».

В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.

В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага,  пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление  оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.

В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им  изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и  с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.

Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.

Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж),  холсте.

В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная  краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное  состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).

Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_bolshe_rebenok_videlredaktirovannoe.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       «Детское экспериментирование- стержень  

                                                               любого процесса детского творчества»

                         Н.Н. Поддьяков

                                                                                                               академик Российской

        академии образования

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает…, тем быстрее развиваются его познавательные способности. У ребенка дошкольника приоритетным является накопление личного опыта: только та информация, которую он воспринимает через свои органы чувств, переживает эмоционально,  пропускает через себя, становится частью его интеллектуального багажа, с которым он перейдет на следующую образовательную ступень.

На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: « что я слышу- забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю» как никогда становятся значимыми востребованными. Поэтому задача педагога - помогать развитию самостоятельной поисковой, исследовательской активности детей, учить маленьких почемучек искать ответы на вопросы.

Использование нетрадиционных техник рисования в экспериментальной деятельности является элементом разностороннего развития ребенка. Из опыта кружковой работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации не достаточно для современных детей, т.к. уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования я решила соединить с опытно- экспериментальной деятельностью. Рисование необычными материалами, оригинальными способами без кисточки и карандаша  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребен-

ку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Экспериментирование в совокупности с нетрадиционным рисованием раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им  предметов в качестве художественных материалов; позволяет реализовать тесное взаимодействие ребенка с природой, культурной и социальной средой; развивает эстетическое восприятие через наблюдение и преобразование обьектов природы удивляет своей непредсказуемостью, дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно. Действительно, сколько дома ненужных интересных вещей ( зубная щетка, расчески, поролон, губки, пробки, пенопласт, вата, катушка ниток, свечи…). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные приемы привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово « Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Сделать это могут под  руководством педагога- наставника.

Начал свою работу познаватнльно-творческий центр «Лаборатория творчества».

В младшей группе мы решили взять проект « Природная палитра». Мы с ребятами поговорили об овощах, проинсценировали сказку «Репка», отгадали загадки, поиграли в дидактические игры. Детей заинтересовало, почему овощ имеет свой цвет, мы решили узнать, где содержится эта краска, и провели несколько экспериментов. Натерли морковь и свеклу, выдавили сок, замочили луковую шелуху, окрасились пальчики, сделали вывод с ребятами: из растения можно получить сок. И конечно, самое лучшее этими красками нарисовать картину.

В средней группе решили усложнить задачу, выяснить свойства некоторых материалов. Например, в процессе одного из таких экспериментов детям было интересно узнать, откуда берется воск, и почему у него такие необычные качества. Провели опыт по фильтрованию окрашенной жидкости. Бумага,  пропитанная воском, не пропускает воду. Вывод: воск водоотталкивающий. Наносим материал на лист бумаги и делаем акцент восковыми мелками. Самое яркое впечатление  оставили творческие работы, в процессе которых ребенок покрывал акварельными красками лист бумаги и задумка автора видна всем. Это загадочное « Морское дно». Для создания осеннего панно использовали листья с восковыми прожилками, пропитанными в растительных красках.

В старшей группе дети настолько увлеклись процессом экспериментирования, решила предложить им  изготовить объемную краску. Для этого нам понадобилась: мука-30гр, соль- 70гр, сода - одна чайная ложка, 5 ст.л. воды и гуашь. Наносили краску целлофановыми пакетами, сердцевинку ватными палочками. Затем, получившийся рисунок необходимо поместить на 30сек. в микроволновую печь. Изображение становится объемным. Опыт сложный (можно показать на видео сушку). Этот опыт нам полезен и  с познавательной и с творческой точки зрения. Эта техника настолько интересная, что я рекомендую использовать ее и в младшей группе. Многие ребята изъявляют желание провести этот эксперимент по получению объемной краски дома со своими родителями.

Использовали такую технику- рисование пеной для бритья. Нам необходима: пена, клей ПВА и гуашь. Наносили материал уголком целлофанового пакета. При нанесении состава нас постигла неудача. Мы не расстроились. От этого опыт становится реальным. Лучше для нанесения краски использовать пластмассовую палочку. Создание красок- завораживающее зрелище. Можно проявить большой полет фантазии.

Цикл проектов формирует не только познавательную активность, но и художественный вкус. Поэтому в подготовительной группе можем перейти к использованию более сложных изобразительных техник (например: рисование на ткани, стекле (витраж),  холсте.

В свой проект мы включили такую экспериментальную деятельность- взаимодействие красящих средств и ткани. На начальном этапе мы пытались узнать, как ложится растительная  краска, и о том, что способ наложения зависит от типа ткани. Далее работа усложнялась, добавлялись разные приемы нанесения краски на ткань ( оттиск луковичкой- тюльпаны, пробками- цветы яблони, васильки), прорисовывали мелких деталей кисточкой. Подобные занятия оказывают благоприятное воздействие не только на познавательную деятельность дошкольников и их творческую активность, но и на психо-эмоциональное  состояние ребенка( гиперактивные дети, работая в паре, успокаиваются, у них улучшается координация( нужно попасть в определенное место, не испортив узор) и налаживаются взаимоотношения со сверстниками( работая в паре, нужно договориться выбрать сюжет, нужный инструмент, распределить обязанности).

Для детей эти эксперименты - «чудесные таинства!» Очень интересные и захватывающие! Но самое важное то, что дети, пополняют свой художественно- творческий и познавательный багаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;Детское экспериментирование как средство развития  творческих способностей детей дошкольного возраста ».Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Вусловиях быстро ...

ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Детское художественное экспериментирование – экспериментирование ребенка с различными художественными материалами, средствами художественной выразительности и способами (техниками) создания обра...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...