Наставничество как один из инструментов повышения качества образования в ДОУ
статья

Антипова Ольга Александровна

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных профессионалах, способных самостоятельно мыслить, технологически реализовывать гуманистические ценности на практике, осмысливать необходимость включения в инновационные процессы. Однако, педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «взрослеет», а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко.  Отсутствие молодых педагогов с их новыми знаниями, навыками, оптимизмом, как правило, является отрицательным фактором, влияющим на качество дошкольного образования. Но даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодых специалистов может протекать длительно и сложно. Ведь нагрузка, ложащаяся на их плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Антипова О.А.

 «Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек

успешно не закончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом…»

А. С. Макаренко

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных профессионалах, способных самостоятельно мыслить, технологически реализовывать гуманистические ценности на практике, осмысливать необходимость включения в инновационные процессы. Однако, педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «взрослеет», а молодые специалисты приходят, к сожалению, редко.  Отсутствие молодых педагогов с их новыми знаниями, навыками, оптимизмом, как правило, является отрицательным фактором, влияющим на качество дошкольного образования. Но даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодых специалистов может протекать длительно и сложно. Ведь нагрузка, ложащаяся на их плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым.

У начинающих педагогов кардинально меняется вся их жизнь, перед ними встает задача: стать безупречным профессионалом. Такая ситуация является стрессовой для молодого специалиста, поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».

В связи с этим встает вопрос кто и как должен помочь молодому воспитателю? Кто в дошкольной организации своим примером, своими знаниями и энтузиазмом может «зарядить» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Создать условия, позволяющие профессионально расти молодому специалисту, направленным на снижение проблем его адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность, поможет педагог-наставник.

Педагог-наставник – это профессионал с высокоразвитыми коммуникативными способностями, пользующийся авторитетом в коллективе, у воспитанников и их родителей. А эффективная форма профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров и как итог повышения качества дошкольного образования – это наставничество.

Наставничество - двусторонний процесс, в котором педагог-наставник передает свой опыт, а молодой специалист – получает профессиональные знания, умения и навыки.  В связи с этим педагог-наставник способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекая его к участию в общественной жизни коллектива, формируя у него общественно значимые интересы, общекультурный и профессиональный кругозор, творческие способности и профессиональное мастерство. Он должен воспитывать в молодом педагоге потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Подготовка молодого специалиста к сложной педагогической деятельности – длительный, непрерывный процесс, целью которой можно считать успешную адаптацию молодого педагога в коллективе коллег, детей, родителей. Решению данной цели способствуют следующие задачи:

1. Обеспечить теоретическую, методическую, психологическую поддержку молодому воспитателю;

2. Стимулировать повышение теоретического и методического уровня педагога, овладение им современных образовательных программам, инновационных технологий.

3. Способствовать использованию разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

4. Формировать умение проводить анализ результативности своей работы во всех направлениях образовательной деятельности.

В решении этих задач существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого специалиста и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Данная система работы состоит из нескольких этапов:

• адаптационный: освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности;

• стабилизационный (основной – вхождение в профессию): приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности;

• преобразовательный: достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности.

1 этап – адаптационный. Работа на данном этапе включает в себя следующее: определение степени ответственности и компетентности молодого воспитателя; выявление пробелов в знаниях и навыках специалиста; разработке индивидуального плана работы с молодым педагогом. На данном этап целесообразно проведение следующих мероприятий:

- беседа-знакомство;

- изучение нормативно-правовой базы;

- знакомство с детским садом;

- диагностика изучения методических потребностей педагога.

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации.

2 этап – стабилизационный (основной - вхождение в профессию). На втором этапе разрабатывается и реализуется программа, корректируются навыки специалиста, оказывается помощь молодому педагогу в выстраивании программы собственного развития.

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия. На этом этапе определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляется план самообразования, начинается формирование портфолио.

Сегодня традиционные формы повышения профессиональных компетентностей утрачивают свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. На их место всё чаще приходят новые, более активные формы работы, которые вовлекают молодых педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Это такие формы работы, как:

- обучение на рабочем месте «Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников»;

- мастер-классы;

- решение проблемных  ситуаций с применение компьютерных технологий;

- сценическое мастерство.

Именно на этом этапе дается оценка молодого педагога наставником, коллегами и администрацией детского сада, которая должна быть наиболее положительной.

3 этап – преобразовательный. На третьем этапе происходит самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации. Наставник в этот период выполняет роль подсказчика и советчик, мотивируя на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовя к предстоящей аттестации.

Об успехе профессиональной адаптации молодого специалиста и успешной работе педагога-наставника можно судить по ряду показателей:

1)Молодой педагог успешно адаптировался, выполняемая им работа не вызывает у него чувства напряжения, страха, неуверенности.

2)Молодой педагог овладел необходимым объемом знаний и навыков, требующихся для работы.

3)Молодой педагог овладел своей профессиональной ролью.

4)У молодого педагога показатели труда устраивают его непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам).

5)Поведение молодого педагога соответствует правилам внутреннего трудового распорядка, иным требованиям, установленным локальными актами.

6)Молодой педагог удовлетворен выполняемой работой, и его удовлетворяет справедливость оценки организацией его трудового вклада.

Подводя итог, можно отметить преимущества наставничества, как одной из форм повышения качества дошкольного образования, что свидетельствует о педагогическом наставничестве как об эффективной системе быстро и качественно решающей задачи профессионального становления молодого воспитателя.

Список использованной литературы:

1.Аралова, М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. - М.: - 2007.

2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.

3. Голицина, Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. – М.:- 2004.

4. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

5. Закаблуцкая,  Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья использование комплекта "Мате: плюс. Математика в детском саду" в образовательной деятельности как инструмент повышения качества образования в детском саду

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА «МАТЕ: ПЛЮС. МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ....

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...

Наставничество как инструмент повышения качества моего образования

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28901780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"text-align: center;"}}]]В год наставника и педагога в наш детский сад пришли 4 молоды...

статья "Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования"

В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении  проблем, возникающих в профессиональной деятельности.Ключевые слова:  инструмент,  наставнич...

Презентация "Наставничество как инструмент повышения качества образования"

Презентация "Наставничество как инструмент качества образования"...