Картотека наблюдений "Яблоневый сад"
учебно-методический материал (средняя группа)

Картотека содержит материалы наблюдения за яблоней в разные времена года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение за цветением яблони

Цель: расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла и солнечного света на жизнь человека, животных, растений.

Сравнить и полюбоваться на веточки срезанного деревца. Какие деревья цветут? Липа, сирень. Подойдите поближе, рассмотреть цветы яблони и черемухи. Сколько лепестков у цветка? Какая форма цветка? Как расположены цветы на веточке? Около цветов вьются пчелы, что они делают? Что значит выражение «Природа расцветает?» Разучивание стихотворения Ирины Крупинских

Кружевными белыми цветами… (Яблонька)

Кружевными белыми цветами
Яблонька весною зацвела
Осыпая землю лепестками,
Пчёлкам все соцветья отдала

Свежею водичкой дождик поливает
Зародился сочный, вкусный плод
Летний ветерок прохладой обдувает
Витамины будут круглый год…

Рисование в нетрадиционной технике (ватные палочки) «Яблоневый цвет».

Осенняя прогулка «Наблюдение за яблоней»

Цель: расширить представление детей о плодовых деревьях.

Задачи:

-уточнить знания детей о яблоне;

-закрепить умение сочетать прилагательные с существительными в

роде;

-воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

- Ребята, давайте с вами вспомним, какое сейчас время года?

- Какие приметы осени вы знаете?

- Какая погода осенью?

- Какой день сегодня?

-Я вам хочу предложить послушать загадку:

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогать – гладко, откусишь – сладко.

(яблоко)

- Как называется дерево, на котором растут яблоки?

- Давайте посмотрим на схему «Экологической тропы» и определим,

где у нас на территории детского сада можно найти яблоню.

- Я предлагаю пройти во фруктовый сад и рассмотреть яблоню.

- Смотрите – в саду растут несколько яблонь: какие они?

- Какого цвета яблоки?

Д/и «Найди яблоко» (найти яблоню с маленькими яблоками и с

большими).

- Ребята, есть яблоки маленькие, как на этой яблоне, бывают ещё

меньше – размером с вишенку, а есть большие – с папин кулак (показ яблок).

- Как вы думаете, все ли яблоки созревают в одно и то же время?

- Как вы догадались? (на некоторых яблонях яблок мало, они созрели и

упали на землю).

- Как называются яблоки, которые созревают осенью?

- А вот на этой яблоне яблоки созрели в конце лета, как их можно

назвать?

- Какие бывают яблоки на вкус?

- Яблоки не только вкусные, но и полезные.

- Как вы считаете, чем они могут быть полезны?

- Вы любите яблоки?

(дети читают стихотворение)

Что за чудные плоды –

Нет вкусней, сочней еды!

Цветом желтым, цветом красным

Осень щедро их покрасит.

И они, налившись соком,

С веток спелым своим боком –

Манят нас, собой дразня

Будто молвят: «Съешь меня!»

- Кто кроме человека ещё может питаться яблоками?

- Некоторые из животных, птиц, насекомых питаются кожицей, кто-то

мякотью, кто-то пьет сок, а другие любят семечки. И даже есть такая

личинка, которая любит только яблоки. Она называется — яблоневая

плодожорка. Люди борются с ней, чтобы сохранить свой урожай.

- Что можно приготовить из яблок?

Д/и «Назови какой?»

(компот – яблочный, повидло – яблочное, пастила – яблочная, и т. д.)

- Вот какие дары нам приготовила осень – вкусные и полезные! Мы их

оставим в саду или соберём урожай?

(Сбор урожая)

Наблюдение за яблоней

Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит яблоня.

Ход наблюдения: Яблоки известны с древнейших времён. Это ценный пищевой и диетический продукт. Полезные свойства яблок знакомы людям с незапамятных времён. Зимой и весной яблоки восполняют недостаток витаминов и делают питание человека более полноценным.

Труд: Сбор яблок на участке.

Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.

Подвижные игры: «Мы веселые ребята»

Цель: Развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры, воспитывать дружелюбие.

Наблюдение за яблоневым  садом

Цель: расширить представление детей о плодовых деревьях,

уточнить знания детей о яблоне, закрепить умение сочетать прилагательные с существительными в роде,  воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе.

Ход  наблюдения:

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогать – гладко, откусишь – сладко.(Яблоко).

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня).

В нашем саду растут несколько видов яблонь: какие они? (высокие, мощные).

- Какого цвета яблоки? (красные, зеленые)

Д/и «Найди яблоко» (найти яблоню с красными яблоками; и с зелеными).

Яблоки созревают не в одно и тоже время. Сорта бывают ранние и поздние. На вкус яблоки бывают сладкие, кислые, кисло-сладкие. Яблоки не только вкусные, но и полезные, потому что в них много железа и витамин.

Что за чудные плоды –
Нет вкусней, сочней еды!
Цветом желтым, цветом красным
Осень щедро их покрасит.

- Кто еще может питаться яблоками? (птицы, насекомые, осы, пчелы, муравьи…).Кто-то из них питается кожурой, кто-то мякотью, кто-то пьет сок а другие любят семечки. И даже есть такой червяк, который любит яблоки. Он называется червяк — плодожорка.

- Яблоки едят в свежем виде, а что еще можно приготовить из яблок? (компот, варенье, повидло, джем, сок, яблочный пирог, пастилу).Вот какие дары нам приготовила осень – вкусные и сладкие, а главное – полезные.

Д/и «Назови какой?» (компот – яблочный, повидло – яблочное, пастила – яблочная, и т. д.).

Труд: собрать яблоки в ведра.

Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.

Подвижные игры: «Найди, где спрятано?»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность, четность.

Индивидуальная работа: перешагивание через веревочку.

Цель: развитие основных видов движения.

Самостоятельные игры: игры детей с выносным материалом.

Выносной материал:  мелкие игрушки, спортивный инвентарь.

 

«Яблони в цвету - весны творенье!» Наблюдение за яблоней на участке детского сада

Цель. Развитие познавательного интереса посредством наблюдения за объектом природы.                       

 Задачи. Закрепить знания детей о строении деревьев. Расширить знания детей о весенних явлениях в природе, её признаках. Формировать представление о природных изменениях  в мае. Закрепить знания о яблоне. Развивать воображение, память, формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе. Обогатить словарь детей.

 Ход  наблюдения. 

Воспитатель. Наконец после холодной зимы наступила тёплая весна. Яблонька протянула свои веточки к солнышку и ощутила на них долгожданное тепло. Улыбнулась солнышку яблонька и ожила после зимней      спячки. Наконец-то появляются маленькие, красивые листочки. Подросли листочки,  и зацвела наша яблоня белыми кружевами. Ее цветы, наполняют наш участок душистым ароматом. Яблоня — любимое в народе дерево, и не только за чудесные плоды, но и за ее особую неповторимую весеннюю красоту. За эту красоту почиталась яблоня у многих народов как символ весны молодости и чистоты. 

Ребята, а сейчас отгадайте загадку.

Покрыта - белым снегом

Цветёт под синим небом.

(Яблоня.)

Ответы детей.

Воспитатель. Что значит «покрыта белым снегом»?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ребята. Цветы на нашей  яблоне белого цвета, похожи на снег.  Послушайте стихотворение.

Кружится, вьюжется

Яблоневый снег

Не тает, летает.

Садится на всех.

Ну а мы не возражаем.

Соберём снег урожаем!

Яблочным!

Вопросы детей.

Воспитатель. Скажите ребята, сколько лепестков у цветка нашей яблони?

Ответы детей. Пять

Воспитатель.  Как человек использует яблоню?

 Как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, очень много мы узнали сегодня о яблоне. Мы обязательно нарисуем то, что вам больше всего запомнилось во время общения с природой во время нашей прогулки. 

 Наблюдение за яблоней

Цель: Расширять знания о деревьях, растущих на участке детского сада.

Задачи: Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память. Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход прогулки

Дети строятся в одну шеренгу. Воспитатель проводит разминку : «По дорожке, по дорожке»:

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

По тропинке побежим                                                  (бег на месте)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на двух                                     ногах).

Стоп. Немного отдохнём

На лужок пешком пойдём.

Дети видят: на веточке висит, веселый смайлик на яблоне.

-Ребята, посмотрите, как нас радостно встречает яблоня.

Самый главный сладкий плод

В нашем садике растёт.

Он янтарный и душистый,

Кисло–сладкий, золотистый.

Крупный, круглый и хрустящий,

Королевич настоящий!

Есть с румяненьким бочком,

И с весёлым червячком.

Наша яблоня на диво

Много яблок подарила:

Очень сладких, ароматных,

И на вкус таких приятных. 

Рассказ воспитателя:

Яблоня - это куст или дерево. Ветви гладкие, обычно красновато-бурые. Наша яблоня похожа на шар. Листья овальные с заострённой верхушкой. Весной наша яблоня была покрыта ароматными цветами: белыми и розовыми.   Сейчас на ней растут маленькие яблочки-ранетки. Какие на нашей яблоне ранетки?  Маленькие, круглые, сочные. Ребята, эта яблоня дикая и нам нельзя есть с ней ранетки. Эти ранетки растут для птиц.

Превращения в яблоньку

Ребята, я предлагаю превратиться в яблоню. Закройте глаза. Покрутись, покрутись и в яблоню превратись. Открывайте, глаза.

Яблонька расправила свои нежные листочки, протянула свои веточки к солнышку и ощутила на них долгожданное тепло. Улыбнулась солнышку яблонька. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил яблоньке поиграть. Удивилась она, но согласилась. Закачала она своими веточками, сначала совсем тихо, затем сильнее и сильнее. Каждый листочек познакомился со своим соседом. Но шалун ветер принёс тучку, которая закрыла солнышко. Огорчилась яблонька, обняла себя веточками, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал, вымокла яблонька до последней нитки. Повисли веточки, как плети. Испугался ветер, что яблонька может заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и яблонька радостно вздохнула. Потянулась опять к солнышку.

Ребята, а как вы понимаете пословицу: «В день по яблоку и врач не нужен»(Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит итог)

-На яблоньке появляется грустный смайлик.

-Ой, ребята, а почему наша яблоня загрустила?

-Оказывается, что нашу яблоню некому защитить от грызунов и от зимнего солнышка, которое отнюдь не всегда бывает ласковым. Ведь после осени сразу наступит зима. А защитить кору яблоньки, нам поможет осенняя побелка. Вы готовы помочь яблоне. У меня есть известь и кисточки. Приступим к работе.

Подвижная игра: «Яблоко»
 А теперь я предлагаю поиграть вам в подвижную игру «Яблоко».

Взявшись за руки, они образуют круг, бегут по кругу под слова. Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки.

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает.

Упражнение на дыхание: «Чей листок дальше улетит?»

-Ой, сколько листочков под нашу яблоню нападало. Я предлагаю посоревноваться «Чей листок дальше улетит?»

Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом и дуют на листочек, лежащий у них на ладони.

Воспитатель предлагает пройти детям на веранду.

Педагог рассказывает детям сказку : «Как краски подружились».

В одном городе жили-были дети. Они каждый день ходили в детский сад. Были дружными и весёлыми. Дети очень любили рисовать, ходить на экскурсию гулять по улице, где был магазин, в котором жили «краски»«Краски» часто видели через витрину детей, наблюдали за ними, какие дети дружные, добрые и весёлые. Как красиво и здорово они шагают парами вдоль витрины, негромко разговаривают между собой и рассматривают «краски». Однажды воспитательница вошла в магазин и купила те самые «краски», и предложила «краскам»поиграть с детьми в детском саду. «Краски» очень обрадовались. Наперебой стали рассказывать - «Я» самая красивая краска, нет «Я», даже поссорились. Воспитательница принесла краски в детский сад и рассказала детям, что произошло по дороге. Но в этом детском саду жили самые дружные дети, и они предложили «краскам» подружиться. Сначала дети рисовали каждой краской отдельно, но случайно краски стали сливаться, смешиваться и получились новые цвета красок. Так «краски» подружились. А у ребят получилась красивая разноцветная картина.

Эксперимент: «Смешивание красок» .Продуктивная деятельность- раскрашивают раскраски.

А вы ребята, хотите поиграть с красками и подружить их? У нас есть желтая краска и красная. Подружим их вместе и посмотрим, что получится.

Дети смешивают краски. Получают оранжевый цвет.

-А что можно раскрасить в оранжевый цвет? А какие фрукты бывают оранжевыми?

Игра в песочнице: «Куличики».

Педагог показывает виноград и изюм, объясняет детям, что изюм-это высушенный виноград .Спрашивает, кто из детей любит изюм, а кто виноград. А что можно делать и изюмом? Изюм добавляют в тесто и пекут различные куличи и булочки. Кто хочет испечь вкусный и румяный куличик?

Куличи можно испечь из мокрого песка, а вместо изюма использовать камешки.

«Яблоня – какая она?»
Цель:
 Расширить представления, полученные ранее;знать строение яблони: ствол уменьшается кверху, крона похожа на круг или яйцо; почки бывают ростовые (с листочками) и плодовые (цветочные). Познакомить со строением цветка, с их значением для яблони (вырастают плоды).

 «Наша яблоня растёт»
Цель: Продолжать наблюдать за ростом высаженной яблони на участке детского сада.Обратить внимание на произошедшие изменения: яблоня выросла, ствол стал толще, ветки вытянулись.

 «Нужно ли солнце яблоне?»
Цель: Познакомить с ролью света, провести эксперименты для того,чтобы дети поняли: весной пробуждение связано не только с потеплением, но и с увеличением количества света, идущего от солнца.

 «Как растёт яблоня?»
Цель: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии яблони, последовательности, в установлении связей между ростом растения, между стадиями развития.

 «Наблюдение за деревьями зимой» 

формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;

  • развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов.
  • воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).
  • воспитывать любовь к природе родного края.

В шубе летом, а зимой стоят раздеты.

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели

Примета: снег прилипает к деревьям – будет тепло.

Поговорки и пословицы:

«Кто с дерева кору снимает, его убивает», «Не суди о дереве по коре».

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней стоит зима!

Зимой береза не замерзает, она живая, но от мороза ее веточки и почки становятся хрупкими и быстро ломаются, Поэтому их нельзя трогать. Если подберем обломанные ветром ветки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Воспитатель задает детям вопросы:

Как чувствуют себя деревья зимой?

Что с ними происходит?

В каком состоянии находятся деревья зимой? (В покое.)

Как вы узнали березу?

Трудовая деятельность: Уборка снега на участке.

Цели : учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры: «Пустое место», «Сделай фигуру».

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра: «Произнеси правильно».

Цель: формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.

Вызвать желание выучить чистоговорки, скороговорки, шутки, совершенствовать чёткое произношение свистящих и шипящих звуков.

Индивидуальная работа: « Когда это бывает?»

Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей

Самостоятельные игры с игрушками, снежколепы, лопатки.

Наблюдение за яблоней на прогулке в средней группе

Цель: Расширять знания о деревьях растущих на участке детского сада.

Задачи: Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.

Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.

С веток яблоки свисают,

Манят взрослых и ребят.

Это плод все люди знают-

Просит яблонька похоже:

«Скушай яблочко моё

Ей, так хочется? Ну, что же,

Спрашиваю детей о чём это стихотворение? (ответы детей)

Подходим к яблоне, рассматриваем её.

 

Рассмотрев яблоню, выясняем,что это -дерево. На нём есть ствол. ветки кора, листья.

Загадываю детям загадку:

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (ответы детей)

Правильно, это яблоко-плод яблони.

Яблоко самый распространённый фрукт. Очень полезный, в яблоках много витаминов, полезных веществ, яблоко помогает лечить простуду.

   

У дорожки яблонька стоит.

(руки сплетены над головой,пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс.

(руки над головой, движения вперёд-назад)

Вот и яблочко у нас.

(имитируем руками, что держим яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь.

(соединить запястья, развести ладони)

Ах, какой приятный вкус.

Предлагаю поиграть детям в игру:»Передай яблоко по кругу и назови какое оно. «

(румяное, сладкое, сочное, круглое и. т. д.)

С детьми делаем вывод, что яблоня -полезное дерево, его нужно беречь и ухаживать за ним.

А в группе мы решили заняться творчеством.

Нарисовали яблоки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...