Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами
опыты и эксперименты

Наталья Викторовна Потапова

Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_s_pedagogami.docx300.12 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с педагогами»

Подготовила и провела воспитатель: Потапова Н.В

2021г.

Все мы знаем, что именно в дошкольном возрасте, закладываются основы личности, а также позитивное отношение к природе и окружающему миру.  У ребёнка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, которое проявляется во взаимодействиях ребенка с природой. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В этом возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Этот метод вызывает огромный интерес у ребёнка. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. В ходе опытно - экспериментальной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Н.Н. Подъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства. 1. Игровая деятельность требует определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности экспериментирования, ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

 2. В экспериментирование четко представлен момент саморазвития. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта. А новые знания об объекте, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные задачи.

 3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.

 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Как доказал Н.Н. Подъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь. Негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Поэтому нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания.

Цель опытно – экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной исследовательской деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
  2. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  3. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  5. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
  6. Обогащать сознание содержательными сведениями о мире.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория)

Этапы развития у детей в опытно - экспериментальной деятельности:

  1. Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
  2. Средний дошкольный возраст: потребность детей получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
  3. Старший дошкольный возраст: дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если …». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят разницу. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, выполняют опыт и делают необходимые выводы.

Образовательные задачи (по возрастам):

  1. Младший дошкольный возраст:

способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать речь ребёнка, активизировать словарный запас;

воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: «Игра с водой», «Наливаем – выливаем», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Превращение льда в воду».

  1. Средний дошкольный возраст:

способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; дать понимание того, что вода не имеет вкуса и запаха;

развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

активизировать словарный запас;

развивать желание помочь другим;

воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: «Освобождение ракушек из ледяного плена», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода?», «Есть ли у воды вкус?», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

  1. Старший дошкольный возраст:

 расширять представления детей о свойствах воды;

способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного);

познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

активизировать словарный запас ребёнка;

воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, гуашь», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели?», «Как очистить воду?»

  Ребёнок любого возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он уже дорос. Чтобы такое стало возможным, педагог работает сразу на двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно незаметно готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности.  

 Вода, самый загадочный материал, который манит ребёнка.

Все дети очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы и самому изучить свойства такого универсального материала, как вода. Малыши получают огромное удовольствие от игр с водой. Вода притягивает, как магнит!

Опыты с водой:

1. «Прозрачность воды»

Опустите в стакан с молоком ракушку, видна она или нет. Затем - в стакан с водой.

Вывод: вода прозрачная.

2. «Есть ли вкус у воды, запах?»

Предложить попробовать воду на вкус. Предложить понюхать воду.

Вывод: не имеет запаха и без вкуса.

3. «Вода – растворитель»

Опустите кусочек сахара в воду. (Сахар растаял, растворился).

Вывод: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

- прозрачность

- нет запаха

- без вкуса

- растворитель.

4. «Очистка воды»

Перед вами две ёмкости с водой. Вода в одной емкости чистая, в другой – грязная.

А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Для этого возьмите воронку, вложите в неё салфетку и начинайте пропускать грязную воду через эту воронку. Вода становится чистой, а салфетка стала грязной.

5. «Окрашивание воды»

Окрашивание воды не менее интересное занятие. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем предлагается другой способ: налить в бутылочки с небольшим количеством гуаши прозрачную водичку, предложить закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной.

6. «Вода не имеет формы»

Наливаем воду в различные ёмкости (кувшин, стаканчик, воздушный шарик). И видим, что вода принимает форму того предмета, в котором находится.

Вывод: вода жидкая, может принимать форму ёмкостей, в которых находится.

7. Осторожно опустите камешки в стаканчик с водой. Что происходит (Вода поднимается вверх, т.е. увеличивается в объеме).

Вывод: объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела.

8. «Почему яйцо плавает?»

Перед вами 2 стаканчика с водой. В одном стаканчике пресная вода, а в другом солёная. Аккуратно, при помощи ложки опустите сырое яйцо в один стаканчик, а затем в другой. Что вы видите? Почему яйцо в пресной воде опустилось на дно, а в солёной воде яйцо плавает на поверхности?

Вывод: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

9. Опустите в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мелкие  игрушки, ракушки, пробки, листики бумаги и т.д.
Вывод: лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.

10. «Вода не растворяет масло»

В стакан с водой налейте немного растительного масла. Помешайте его ложкой. Вы видите, что масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.

Вывод: не все вещества растворяются в воде.

Вывод: Главное достоинство экспериментов и опытов, которые мы проводим с детьми, позволяет ребенку увидеть новое уже в известном и поменять точку зрения на предметы, явления и ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как, ребёнок сравнивает, обобщает, анализирует, делает выводы. Развивается наблюдательность, изобретательность, стремление к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов опытно-экспериментальной группы в работе педагога-психолога

Цель - создание идеальной модели работы с семьями воспитанников, оптимизация детско-родительских отношений и развитие разнесторонней личности ребенка....

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....