Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников
презентация

Зверева Ирина Валерьевна

Дидактическое пособие «Умка – box», направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников.

Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни.

Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon posobie_umka_-_box.ppt1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособие «Умка – box »

Слайд 2

Дидактическое пособие «Умка – box », направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников. Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни. Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста. Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.

Слайд 3

Появление этого пособия было вызвано трудностями усвоения детьми с ОВЗ обобщающих слов. У детей с нормой эти понятия формируются быстрее, в процессе общения и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Помимо всего прочего, дети с нормой способны к более продолжительной работе с карточками, рисунками, любыми печатными материалами, чем дети с ОВЗ, что часто обусловлено их темпом деятельности, недостаточной работоспособностью, быстрой истощаемостью и утомляемостью. Дети с ОВЗ особого интереса к простым печатным материалам не проявляют, в связи с чем, большинство заданий приходится размещать на объемных материалах. Так же, как и с этим пособием, его пришлось разместить на крышках от пластиковых бутылок. И у большинства детей с ОВЗ появился интерес, а также у многих из них включился тот вид деятельности, который доступен им на данном этапе их развития – предметно – манипулятивная деятельность. Усвоение операции обобщения предметов чрезвычайно важно! Поскольку она является предпосылкой к будущему чтению, пониманию математических действий сложения и умножения! А мыслительная операция синтез – это предпосылка к будущему звукобуквенному анализу, развитию фонематического слуха у детей, пониманию математических действий вычитания и деления.

Слайд 4

Пособие «Умка – box » рекомендуется использовать следующим образом: детям предлагаются карточки, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек, детям предлагается назвать что это за предмет, и постараться определить место этого предмета на одной из карточек. Когда все поля будут заполнены, детей просят назвать предметы на каждой из карточек одним словом, попытаться обобщить их.

Слайд 6

Изначально пособие было создано только для одной игры – формирования операций анализа и синтеза, но позже, в процессе совместной деятельности с детьми, появились и другие игры, например, такие как эта. «Загадки о свойствах предметов» Перед ребенком выкладываются несколько крышек, которые будут служить отгадками к загадкам. Взрослый загадывает ребенку загадку о каком-либо из этих предметов, описывая только его свойства. Ребенок должен догадаться, о каком из предметов идет речь. Например: Красивая, легкая, летающая (бабочка); Бурый, косолапый, дикий (медведь); Красное, сочное, сладкое (яблоко) и т.д. Таким образом, увеличивается словарь прилагательных детей и формируются понятия о родах предметов.

Слайд 7

Также элементы этого пособия можно использовать с целью формирования звукобуквенного анализа у детей . Взрослый берет одну из крышек и кладет ее перед ребенком. Тот должен постараться определить какой звук последний в названии этого предмета и положить рядом крышку с предметом, название которого начинается с этого звука и так далее.

Слайд 8

С целью развития зрительной памяти и внимания детей данное пособие можно использовать следующим образом: перед ребенком выкладываются несколько крышек (от 5 до 12) в произвольном порядке. Ребенку необходимо запомнить какие картинки изображены на крышках. Затем ребенка просят закрыть глаза, взрослый переворачивает несколько крышек, просит ребенка открыть глаза и назвать, каких предметов не стало? Либо игру можно немного изменить и в то время, когда ребенок закрыл глаза, взрослый убирает некоторые крышки со стола, а на их место кладет крышки с другими картинками. Когда ребенок открыл глаза его просят назвать, что изменилось на столе?

Слайд 9

В дошкольном детстве важно научить детей задавать «правильные» вопросы, то есть вопросы, наводящие человека на путь к правильному ответу. Для этого можно попробовать использовать это пособие следующим образом: взрослый загадывает какой-либо предмет, изображенный на крышках, а дети могут задавать ему любые вопросы, для того, чтобы выяснить, что это за предмет. Взрослый может отвечать на вопросы детей только «ДА» или «НЕТ». Например: взрослый загадал грушу. Ребенок задает ему вопросы: Это живой предмет? – нет Этот предмет большой? – нет Этот предмет круглый? – нет Я видел когда-нибудь этот предмет? – да Он продается в магазине? – да Его можно кушать? – да Это овощ? – нет Это фрукт? – да Этот предмет желтого цвета? – да Это груша? - да

Слайд 10

Побуждая детей к непрерывному поиску, логическим умозаключениям, взрослые способствуют развитию логического мышления детей . Для этого можно использовать пособие следующим образом: взрослый задает детям вопросы, они должны выбрать в качестве ответов на вопросы предметы, изображенные на крышках. Что может быть круглым? Что может быть красным? Что или кто может расти? У кого есть хвост? Что бывает железным? Что бывает тяжелым? И т.д.

Слайд 11

Что касается значимых результатов использования пособия в работе с детьми, то к ним могу отнести следующие достижения: у детей появляются представления о том, что такое обобщающие слова, они используют их в своей речи, имеют представления о том, какие предметы входят в каждую из обобщающих категорий; у детей увеличивается активный словарный запас и они начинают оперировать этими словами в повседневной деятельности; дети в процессе игр с пособием учатся соблюдать правила! Что чрезвычайно важно – ведь умение понимать правила, соблюдать их – одно из главных достижений дошкольного возраста; дети становятся увереннее в себе. Если в начале нашего с ними взаимодействия они выполняют только роль игроков, то со временем я им доверяю роль ведущего, что делает их более ответственными и повышает их самооценку и уверенность в себе; а также, поскольку пособие можно использовать по разному, у них увеличивается объем памяти и внимания, развивается их логическое мышление, увеличивается объем знаний об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме: «Приемы коррекции и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, ассоциации) у детей с тяжелыми нарушениями речи "

Лексическая тема :" МОЯ РОДИНА - РОССИЯ" (  занятие № 1 "Реки"  для детей старшего дошкольного возраста с диагнозом : ТНР  - ОНР П уровня речевого развития.) ЦЕЛЬ:  коррекция ...

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"

Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...

Статья "Дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку"

Статья включает в себя дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобьщать предметы по признаку...

Дидактические игры на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку

Картотека дидактических игр на развитие умения классифицировать и обобщать предметы по признаку с различными вариантами игры....

Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.Развитие мыслительных операций &nda...

Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.

Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...