ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ ТРИЗ
материал (подготовительная группа)

Романенко Марина Николаевна

ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ  МЕТОДОВ ТРИЗ 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСОБИЕ  

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  

 

 

 

ПОСОБИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО

ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ  МЕТОДОВ ТРИЗ

(РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ)

 

Воспитатели:  

Романенко М.Н.

Сафонова А.А.

 

 

 

 

 

 

 

г. Югорск 2020

ПОСОБИЕ  ИМЕНА ПРИЗНАКОВ «ПАРОХОД»

Цель.  Создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение ими набора Имен признаков объектов материального мира.  

 

Основные задачи 

  1. Учить понимать и повторять за педагогом Имена признаков Объекта и их Значения.
  2. Учить детей выделять некоторые Имена признаков и их значения у Объекта.
  3. Упражнять в сравнении объектов по Именам признаков и их Значениям.
  4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному Объекту.  
  5. Создавать условия для использования Имен признаков и их Значений в обсуждениях.  

 

Рекомендации по использованию

            Символы Имён признаков вводятся постепенно: от простых (цвет, форма, размер)  к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). Символы Имён признаков могут придумывать сами дети, что способствует их лучшему запоминанию.  

            В данном пособии расположено 19 Имён признаков. Пособие универсально,  может использоваться  как на разных видах занятий, так и в качестве  алгоритма для составления описательных рассказов и загадок.  «ЗАГАДОЧНАЯ КОРОБОЧКА»

Цель. Помочь детям осознать возможности тактильного анализатора.

 

Основные задачи 

  1. Учить различать различные объекты с помощью осязания.
  2. Закреплять навык обследования объекта руками.
  3. Учить на ощупь выделять различные признаки объектов:  
  • Форма (объёмная, плоскостная);
  • Размер (высота, длина, ширина);
  • Количество;
  • Части;
  • Изменения во времени;
  • Температура;
  • Вес (масса);
  • Влажность;
  • Поверхность объекта;
  • Структура (соотношение и расположение частей);
  • Место;
  • Ориентация в пространстве;
  • Действия (движение);
  • Сила (уровень проявления свойства).

 

Рекомендации по использованию Вариант 1:

В коробке находится предметы. Ребенку предлагается просунуть руки в прорези, взять один из предметов двумя руками, ощупать его и назвать.

Самостоятельно проверяет себя, открыв крышку на коробке.

Вариант 2:

Ребенку предлагается сложить в коробку предметы, ощупав их руками. Просунув руки в отверстия, ребенок должен найти на ощупь предмет, названный воспитателем. Проверить правильность ответа, открыв крышку.

Вариант 3:

Ребенку предлагается собрать бусы, чередуя различные по форме бусинки.

Проверить задание, открыв крышку.

Вариант 4:

В коробку складываются баночки с завинчивающимися крышками, различного диаметра. Ребенку предлагается на ощупь подобрать крышки к баночкам. Вариант 5:

В коробке находится предмет. Ребенку предлагается просунуть руки в прорези и на ощупь выделить различные признаки объекта. Проверить задание, открыв крышку.

 

          Пособие универсально, может использоваться на разных видах занятий. «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»

 Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.  

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Цель:  уточнять знания дошкольников в различных предметных областях;  развивать вариативность воображаемых образов.    

 

Рекомендации по использованию

   «Круги Луллия» используются в совместной и самостоятельной деятельности  (индивидуально или с подгруппами детей): познавательное развитие, развитие связной речи, обучение грамоте, музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, конструирование.  

Дидактические игры:

  1. «Составь слово» — используется для составления слов.  
  2. «Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков.  
  3. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок.
  1. «Подбери число» - упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество предметов.
  2. «Подбери фигуру»  -  закрепление умения различать геометрические фигуры.
  3. Используется для составления  задач.

 

 

 

«ВРЕМЕННАЯ МАТРЕШКА»

Пособие состоит из семи матрешек определяющих разные временные эталоны:  самая большая матрёшка - «год», меньше - «месяц», ещё меньше- «неделя», следующая- «сутки», затем- «час», ещё меньше- «минута», предпоследняя, самая маленькая матрёшка «секунда».

 

Цель: создание дидактических условий для становления знания и овладения детьми качественной характеристикой временных эталонов («кусочков времени»).

 

Рекомендации по использованию

Данное пособие применимо в следующих дидактических играх:

  1. «Кусочки времени».

Цель: учить ребенка называть разные «кусочки времени» (временные эталоны), ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.

  1. «Назови соседей».

Цель: формировать осознание последовательности временных отрезков одного звена, системы временных эталонов.

  1. «Что лишнее».

 Цель: овладение детьми качественной характеристикой временных эталонов; умение выделять кусочки времени одного звена системы временных эталонов.

  1. «Больше - меньше по продолжительности».

Цель: овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой; формирование восприятия продолжительности отрезков времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Методика работы с универсальным дидактическим пособием «Ромашка вопросов» по технологии ТРИЗ

В процессе коррекционной  работы  было отмечено, что дети старшего дошкольного возраста задают в основном однотипные, стереотипные  вопросы  в одной и той же форме, начиная со ...

Презентация дидактического пособия игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Презентация дидактического пособия   игр с элементами технологии ТРИЗ – РТВдля   детей младшего дошкольного возраста...

Методическое пособие "Причина-следствие. Времена года" ТРИЗ.

Цель: развитие связной речи и нестандартного мышления. Расширение кругозора детей. Закрепление или знакомство детей с временами года. Составление простых предложений.Работая с данными карточками ребён...

Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий

Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...

Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ

Пособия для развития детского творчества посредством методов ТРИЗ...