Сценарий музыкально - театральной постановки "Как Снеговики солнце искали" Музыкально - дидактические игры как средство развития творческого потенциала детей
методическая разработка

Ширнина Светлана Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 3 города Данкова Липецкой области

 

 

 

 

 Музыкально - дидактические игры                

      как средство развития

   творческого потенциала детей
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Подготовила: Ширнина С.А.,

                                                                          музыкальный руководитель,

                                                                          высшая квалификационная категория

 

 

Наша педагогическая деятельность всем своим содержанием  ориентируется на будущее наших воспитанников, которым предстоит вступить в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия. Мы не можем предугадать,  кем они станут, но учить их, какими они должны быть, необходимо. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о развитии в них  творческой, раскрепощённой  личности, которая, прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни. Одним из важнейших средств развития творческого потенциала детей являются музыкально-дидактические игры. Они  объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально – дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.

Основная  идея –  развить творческую  и разностороннюю личность дошкольника во  всех  видах  музыкальной  деятельности  через музыкальные игры.  Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать.  А чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать  и  изменять,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия. Детское  музыкальное  творчество – это  гимн  импровизации,  потому  что  все  дети  умеют импровизировать, только нужно им  немного помочь. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель.
В  музыкально – дидактических  играх этой целью  является развитие интеллекта, чувства  ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка, что  открывает  перед ним возможность  применения полученных знаний в жизненной практике. А наша цель, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.

Для этого были определены следующие задачи:
 

развивать  творческое   воображение  (образные  высказывания  о     музыке,  проявления  творческой  активности);

побуждать  детей  выражать  свои  музыкальные  впечатления  в  исполнительской  и  творческой  деятельности;

развивать природную музыкальность детей, способность  к  спонтанному  творческому  поведению;

побуждать  дошкольников  к различным  проявлениям творчества:  певческие импровизации, музыкально-ритмические движения,  ритмопластика,  игра на детских музыкальных  инструментах;

создать  предпосылки  к  формированию  творческого  мышления; 

наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считается одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей.

Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкально – творческих способностей.

Воспитатель - является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Музыкальное воспитание в семье имеет также свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них, они должны быть просты и доступны, интересны и
привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем
желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Игры, в которых дети сами
принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и
желанными. С помощью таких разнообразных  дидактических  игр у детей развивается самоуверенность в своих способностях, творческая инициатива, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

 


 

 


 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >