Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ                                                                      УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»https://gympushkova.mskobr.ru/attach_files/logo/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpg

Отчёт по теме самообразования

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

за 2022-2023 учебный год

Воспитателя :  Сташковой В.В.

Отчёт по теме самообразования

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

     В 2022-2023 учебном году мною была продолжена  в изучении  тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

      Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

     Перед собой я ставила следующие задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

      На первом этапе работы (информационно-аналитическом) решалась задача: сбор и анализ информации по данной теме, работа с методической и периодической литературой. Так же я активно пользовалась интернет-ресурсами.

       На втором этапе (проектировочном) мною был составлен план работы по самообразованию на год,  в котором я определила все этапы работы с детьми

и их семьями, а также практические выходы.

       На третьем этапе (практическом) велась работа по выполнению плана со всеми участниками  воспитательно-образовательного процесса.

   В течение года я изучала следующую литературу:

     Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г.

    Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

    Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

    Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

    Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

   Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

   Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми старшей  группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для детей.

      С родителями проведены консультации на темы: «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»,

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Также в течение  учебного года была  организована для родителей фотовыставка «Юные исследователи».

       С помощью родителей в начале учебного года в группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». В уголке расположен материал для проведения опытов и экспериментов.

1.Куклы Почемучка, Незнайка, Мудрая Сова от имени которых моделируется проблемная ситуация;

2.Есть место для выставок, объектами которых могут быть различные коллекции, мини-музеи, тактильные дощечки, звучащие коробочки, бумага разных видов, фольга, кусочки ткани разной фактуры и т.д.

3.Приборы и оборудование: лупы, зеркала, весы, микроскоп, песочные часы, фонарики, бинокли, магниты, глобус и т.д.

4.Природный материал:  желуди, шишки,  каштаны, фасоль, ракушки, камни и т.д.

Бросовый материал: коробки, палочки, трубочки, нитки, веревки и пр.

5. Стол для проведения опытов, клеёнки, фартуки , ёмкости для песка и воды, пластиковые бутылки и стаканы различного объема. Мерные стаканы, воронки, сита, совочки, формы для песка и почвы.

6. Энциклопедии, книги познавательного характера, картотека опытов и экспериментов

 Всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали. В течение всего года периодически родители узнавали об организации детского экспериментирования в домашних условиях, видели фотографии своих детей во время проведения опытов и экспериментов в детском саду, получали консультации по вопросам развития любознательности и познавательного интереса ребят. В течение года я проводила игровые -занятия по этой теме:

«Секреты магнита», «Вода. Свойства воды», «Царство трех ветров»,

«В гостях у Водяного», « Волшебное царство Снежной королевы»

      У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походила как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

«Рассматривание песка через лупу».

Цель: Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Вывод: Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде».

Цель: Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов).

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Мир бумаги»

Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная). Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод: Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

 «Мир насекомых».

Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод: внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

«Что мы знаем о времени»

Цель: рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время».

«Измерили глубину снега». 

Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Вывод: глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

«Следы на снегу».

Цель: учить сравнивать и сопоставлять следы: человека и животных.

Вывод: следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

«Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

«Запах воды».
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах?(ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды? 
Вывод: вода не имеет запаха.


«Вкус воды»
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать) 
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Положите в баночку с водой 1 ложку сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе? 

«Цвет воды и прозрачность».
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна. 

        Также с ребятами приняли участие в муниципальном командном батле «Исследователи природы»

      В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира.   Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшей

 группы.      

      Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы. которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».

     Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

     В перспективе планирую продолжить работу по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье»  - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...

Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.      Задачи:.—Определить наиболее рацио...

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год

На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"

В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект  для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...