Социализация детей с ограниченными возможностями при помощи арт-терапевтических методик
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева О.А.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Социальная адаптация детей с ОВЗ довольно специфична, она определяется рядом факторов – характер заболевания ребенка, его возможности, объемы реабилитационного ресурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_1.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями при помощи арт-терапевтических методик

МБДОУ «Детский сад «Машенька», г.Тамбов dsmashenka@yandex.ru 

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Григорьева О.А.

В современном мире одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем является процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. По данным ЮНЕСКО, в России от 2,5 до 3,5 детей с ограниченными возможностями здоровья.  Родители зачастую не знают, как помочь особому ребенку реализовать свои возможности в полной мере и тогда на помощь приходят специалисты дошкольных учреждений, которые посещает ребенок. Это воспитатели, педагоги, психологи, социальные и медицинские работники и другие специалисты.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Социальная адаптация детей с ОВЗ довольно специфична, она определяется рядом факторов – характер заболевания ребенка, его возможности, объемы реабилитационного ресурса.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, происходит посредством усвоения представлений о ценностях и нормах общества, в котором существует человек, причем как в широком смысле, так и в отношении к своему ближайшему социальному окружению - семье, группе, трудовому коллективу. Основными проявлениями социальной адаптации является общение, взаимодействие человека с окружением и его активная деятельность. Общее образование, воспитание, профессиональная и трудовая подготовка являются важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации.

Все дети с ОВЗ, как правило, имеют ряд схожих проблем. Социальные навыки таких детей часто формируются не в полном объеме. Дети с ОВЗ с трудом приспосабливаются к окружающей обстановке, остро чувствуют настороженность (а часто и враждебность) других детей и болезненно на это реагируют. У детей с ОВЗ возникают трудности - плохо разговаривает и не может сказать о своих чувствах, желаниях, трудно усваивает материал, отвлекается, проявляются нарушения в поведении. Чаще всего, такие дети сталкиваются с непониманием и раздражительностью взрослого, что приводит к неудовлетворению базовых потребностей ребенка в уважении, понимании, признании, любви и т.д. В дальнейшем это проявляется в возникновении у детей страхов, тревожности, обид, агрессии. 

 Для того, чтобы такие дети не чувствовали себя «белой вороной», необходимо обеспечивать оптимальные условия для их социальной адаптации и интеграции в среду здоровых сверстников в дошкольном учреждении. Создать такие условия - сложная задача. Она требует комплексного подхода, взаимодействия всех специалистов. Для ее решения оптимальным будет не принуждать детей с ОВЗ приспосабливаться к имеющимся условиям, а мягко и планомерно помочь ребенку войти в детский коллектив на правах равного. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ОВЗ и здоровых детей.

Одним из успешных средств, которое помогает в социальной адаптации детей с ОВЗ, является арт-терапия. Это метод, который характеризуется огромными психотерапевтическими и развивающими возможностями.

Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста. Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом - узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления. При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее лечение и коррекция дефекта.

Методики и техники арт-терапии делятся на вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные. Вспомогательные - психодрама, художественно-творческая деятельность (изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапи), библиотерапия. Лечебные - сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия.

Арт-терапия обладает большим разнообразием средств. Применяя их, нужно учитывать некоторые особенности. Как правило, большинство детей с ОВЗ имеют затруднения в вербализации своих переживаний, страхов и проблем. В такой ситуации оптимальной становится невербальная форма коммуникации. С помощью рисунков, например, дети с ОВЗ способны изобразить свои переживания бессознательно, спонтанно. А музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, оригами и т.п. способствуют реализации талантов, помогают раскрыться.

Цель арт-терапии в детском саду - гармонизировать состояния детей с ОВЗ, восстановить и корригировать его способности находить оптимальное равновесие между внутренним и внешним миром. Арт-терапия должна помочь наиболее ясно и четко проработать чувства, которые испытывает ребенок с ОВЗ, найти те грани, где чувства и эмоции подавляются. Ребенку следует помочь найти приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам, научиться снимать эмоциональное напряжение без слез и историк. В МБДОУ «Детский сад «Машенька» мы используем в своей работе такие техники как изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и игротерапия. Атр-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна и свободна.

 В нашем учреждении чаще используется песочная терапия. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. В играх с песком наиболее гармонично развиваются все познавательные функции (внимание, память, восприятие, мышление). Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Игры с песком способны активизировать воображение, у ребенка усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и творить самостоятельно. Так же, игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние. Развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук. Ребёнок учится прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.

Игротерапия - спонтанное самовыражение в игре, позволяет ребёнку освободиться от болезненных внутренних переживаний; способствует включиться волевым механизмом и позитивным изменениям на поведенческом уровне.

Музыка используется на занятиях с детьми в любых видах – прослушивание, выполнение движений, используется в релаксации и психогимнастике.

В малых группах возможен вариант использования сказкотерапии. Дети с ОВЗ и их здоровые сверстники совместно прослушивают и обсуждают различные варианты сказок, продолжают за педагогом-психологом, обыгрывают. Проведение изотерапии осуществляется посредством разнообразных материалов (краски, карандаши, песок) и форм (на мокром листе, Эбру, кляксография и т. д)

Как показывает наш педагогический опыт, использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ оптимально. Совместная деятельность педагога и ребенка, включающая арт-терапевтические технологии, даёт воспитательный, коррекционный, развивающий и обучающий эффекты. Арт-терапия помогает устанавливать отношения в детском коллективе, позволяет ребенку с ОВЗ познавать себя и окружающий мир.

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.:Академия, 2001. – 248с.
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [текст] / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  3. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие [текст] / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. - 144 с.
  4. Лебедева  Л.Д.  Практика  арт-терапии.  Подходы,  диагностика, система  занятий. Санкт  Петербург:  Издательство  «Речь»,  2008. - 256  с. (Серия «Психологический практикум»)
  5. «Организация творческой деятельности как одна из форм социокультурной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для специалистов, Центр «Парус Надежды», Воронеж, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через сюжетно-ролевую игру

В статье раскрываеся формирование     навыков     моделирования     взаимоотношений     с...

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапевтических методов

Статья об использовании арт-терапевтических методов в работе по социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...

Социализация детей с ограниченными возможностями при помощи арт-терапевтических методик

В современном мире одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем является процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. По данным ЮНЕСКО, в России ...