Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с применением этнопедагогических эллементов «Россия в былинах,сказках и песнях»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Логинова Ольга Марьяновна
В современном обществе чётко стоит вопрос о возрождении культурного наследия нашего народа. Формирование терпимости , приятия, воспитание любви и интереса к разнообразию традиций, народной самобытности, истории  и культуры  нашего народа, воспитание гражданской позиции. Все  мы безусловно понимаем, что истоки подобного формирования закладываются в дошкольном детстве. Этнопедагогика даёт нам все необходимые средства для работы с дошкольниками через привычный детям мир игрушки,сказок,песен, традиционных развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе

 «Россия в былинах,сказках и песнях»

Подготовлен воспитателем Логиновой О.М.

Цель: Формирование у детей основ патриотизма через знакомство с фольклором как сокровищницей русского народа, воспитание интереса и любви к культуре и истории России.

Задачи:

  • Воспитание на основе содержание русских былин, сказок и песен уважения к традициям народной культуры;
  • Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа;
  • Знакомство с русскими народными инструментами;
  • Погружение в мир сказок А.С.Пушкина;
  • Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания русского народного фольклора;

Обоудование:

Интерактивная доска, репродукцией «Три богатыря» В.Васнецова, муз.ролик «Во поле берёзка стояла», иллюстрации по былинам и по сказкам А.С. Пушкина, народные муз.инструменты, сундучок  с загадками, цветок с заданиями по ходу занятия.

Предварительная работе:

Беседы о русском народном фольклоре, по мотивам былин, чтение сказок А.С.Пушкина, проведение анологий с русским народным фольклором,  прослушивание русской народной музыки с анализом инструментов звучащих в произведении.

 

Ход занятия:

Ребята заходят в группу  под русские народные мотивы, рассаживаются на стульчики перед столом на котором лежит цветок с заданиями.

Воспитатель:

  • Ребята посмотрите какой цветок вырос у нас, на что он похож?

Ответы детей ...( цветик-семицветик)

-Может быть и у нашего цветка волшебные лепестки? Давайте посмотрим. (достаём первый лепесток)

I лепесток

Воспитатель:

Холмы,перелески, луга и поля-

Родная,зелёная наша  земля

Земля где ты сделал свой первый шажок

Где вышел когда-то к развилке дорог

И понял, что это раздолье полей

частица Великой Отчизны твоей!

-Ребята о чём это стихотворение? Что мы называем Отчизной? (ответы детей)

-Скажите, а какие символы нашей страны вы знаете? (ответы детей)

-Назовите город который является столице нашей родины. (ответы детей)

-Ребята мы живём с вами в самой большой стране в мире, она богата просторами, ресурсами своим дружным народом и своей неповторимой культурой.  И сегодня благодаря нашему волшебному цветку мы отправимся в путешествие по страницам древних былин, сказок и переливам хороводных песен. Давайте посмотрим что же нам предложит следующий лепесток. (открываем след.лепесток с заданием, читаем задание)

II лепесток

  • «Найди волшебный сундучок» что же в нём ребятки? Вот для нас загадки.

( поочерёдно вытягиваем ленточки с загадками)

  • По всем странам славится Русская красавица: Белые одёжки, Золото – серёжки, С расплетённою косой, Умывается росой. (БЕРЁЗА)

  • Уверен, друзья, отгадаете вы Ту крепость старинную в центре Москвы. На шпилях её ярко звёзды горят, На башне там Спасской куранты звонят. (КРЕМЛЬ)

  • Кукла – символ материнства И семейного единства. Сарафан её одёжка, Вся из дерева… (МАТРЁШКА)

  • На столе стоит пузатый. Носик – кран его горбатый. Рядом пряники, конфеты… Загудит вдруг, как ракета, Запыхтит, из носа – пар! Тульский это… (САМОВАР)

  • В озорные три струны Все в России влюблены. (БАЛАЛАЙКА)

  • Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны Веселиться, печь блины. (МАСЛЕНИЦА)

  • Ребята вы большие молодцы! Эти загадки о том  уникальном с чем наша страна ассоциируется во всём мире.

  • Давайте же посмотрим что же нам готовит следующий лепесток

        III лепесток

  • Ребята в древние времена по Руси путешествовали певцы-гусляры и потешные люди. Они радовали всех весёлыми песнями да серьёзными былинами.  Именно из былин мы узнаем о том, как жили наши предки, русичи, как крестьянствовали, что их заботило и волновало.Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, её защищать, как готовить себя к ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость. Давай те же познакомимся с героями русских былин– могучими богатырями. ( проходим к интерактивной доске с репродукцией картины В.Васнецова «Три богатыря» на столах рядом разложены иллюстрации подвигов богатырей, а так же облачения и оружия воинов древней Руси)

- Обратите внимание на картину. Чья это работа? (ответы)  Кто изображён на картине? Назовите богатырей. Кто из них старший? Кто младший? (ответы) Почему мы с вами определяем что это могучие воины?(ответы детей о облачении богатырей) Ребята какие подвиги наших богатырей вы знаете? (ответы детей сравниваются с иллюстрациями богатырских подвигов, обсуждаются)  

-Благодаря таким могучим воинам наше государство превратилось в ту Великую страну в которой мы живём. А кто же сейчас защищает наши границы? (ответы)

-Ребята давайте ка посмотрим что же еще для нас приготовил наш цветок. ( открываем следующий лепесток.

    IV лепесток

Воспитатель:«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок...»

В культуре каждого народа  существует традиция рассказывать сказки, они наполнены народной мудростью, в них сокрыты  знания о традициях и обрядах. Как же они дошли до наших  дней? Из поколения в поколение рассказывая  их своим детям люди передавали эти чудо сказки от матерей, бабушек, нянюшек к своим детям. И такая нянюшка была и у великого русского поэта А.С.Пушкина. Как же её звали? А какие сказки Пушкина вы любите?(ответы детей)

-Ребята посмотрите  мне кажется что герои из сказок А.С.Пушкина заблудились и не могут найти свои сказки, давайте им поможем. (дети распределяют иллюстрации с героями сказок) Какие же сказки тут собрались?

 -Какая тут сказка? (Сказка о мёртвой царевне) Чьё это зеркальце?Что говорила царица смотрясь в него?Как звали собачку семи богатырей?А почему тут яблоко? (ответы детей)

-Посмотрите герои какой сказки собрались здесь? (Сказка о рыбаке и рыбке)Чьё это корыто?Что старик закидывал в море? Что старику отвечала золотая рыбка? (ответы детей)

-А какая сказка  ждёт нас тут? (Сказка о царе Салтане...) В кого превращался царь Гвидон?Что говорили о белке? Кем оказалась лебедь? (ответы детей)

-Посмотрите откуда к нам пришёл учёный кот? (Лукоморье)? Кто помнит как начиналась эта присказка? Что делал кот когда шел на право? Следы каких зверей встречались в Лукоморье?

-Спасибо вам что помогли нашим героям! Ребятки  в сазках А.С.Пушкина живёт герой похожий на птицу охраняющую наши границы с герба нашей страны. Кто же это? (ответы детей, анализ сходства золотого петушка с двухглавым орлом)

-Понравилось вам в мире сказок А.С.Пушкина? Ребята посмотрите у нас остался последний лепесток. Что же он нам готовит?

V лепесток

Звучит народная музыка.

Воспитатель

-Ребята послушайте. Вам нравися? Говорят «В песне заключается душа народа...» Послушайте какие инструменты звучат в этой мелодии? (ответы) Пойдёмте с ними познакомимся.

Подходим к столу с инструментами.

-Ребята какие инструменты вам знакомы? (ответы) Посмотрите тут есть инструменты которые использовали в быту и вовсе не для музыки.Например РУБЕЛЬ приспособление для стирки и глажки белья, а вот и знакомые вам ложки. В старину люди не всегда были обладателями музыкальных инструментов и поэтому использовали для игры то что было под рукой.

 Мы вокруг берёзки хороводом встали

Белые платочки мы в руках подняли

В хороводе мы идём

О тебе берёзонька песенку поём

Ребята песня приглашает нас в хоровод...(хоровод «Во поле берёзка стояла...»)

Проходим на стульчики

-Ребята вот и закончилось наше с вами путешествие. Вам понравилось? Что интересного вы узнали? Что вам понравилось? (ответы детей)

У нашей Родины такая богатая история,культура... Так щедра земля наша на великих, талантливых людей... Возможно,спустя много лет и о вас будут рассказывать в былинах, сказках и песнях как о великих сынах и дочерях своей страны...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию Подготовительной группы Тема: «Мир вокруг нас»

АктуальностьВ настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважения к Отчизне,  воспитания чувств собственного достоинст...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию. подготовительная группа Тема: «Чкаловск – родина моя»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.Цель занятия: Формировать уважительное отношение к малой Родине. Закреплять и обобщать элементарные знания об истории Чкало...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с применением нетрадиционной техники рисования (солью) «Дремлет лес под сказку сна»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе  с применением нетрадиционной техники рисования (солью) «Дремлет лес под сказку сна»...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе с применением ИКТ «В гостях у Феи Природы»

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению...