Музыкальная предметно-пространственная среда
методическая разработка

Воронина Светлана Евгеньевна

Музыкальная предметно-пространственная среда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_predmetno_prostranstvennaya_sreda.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в группах (мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО).

Задачи:

1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;

2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов; 

3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников; 

4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. 

Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.

Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

• музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.

Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.


Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. 

Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики);

- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт);

- Фонотека с записью детских песен (записи песен, выученные и разучиваемые с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы);

- СD проигрыватель;

- Атрибуты к музыкально–дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики»;
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка;

  - Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки;

- Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки;- Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки: большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья;

- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки;

- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу).

Средняя группа

- Альбом с картинками к песням, выученные на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных);

- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;- Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;

- Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышко для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных);

- Фонотека песен, выученные детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемые в настоящее время (в записи, в исполнении педагогов, детей).

- СD проигрыватель;

- Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке»;

- Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой;

- Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки;

- Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения;

- Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая);

- Пять съемных резинок, нотный стан;

- Ручные знаки (4 ст.).

Старшая группа.

- Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки - 6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование);

- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»);

- Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка);

- Атрибуты к музыкальным сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»);

- Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»;

- Игрушечный микрофон;

- Фонотека с записью песен: звуки природы, музыкальные сказки;

- СD проигрыватель;

- Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»;

- Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины);На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола;

- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, музыкальные молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых - Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням);

- Лесенка - 5 ступенек (игрушка Б. и М.);

- Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения;

- Нотный стан, ноты;

- Ручные знаки (5 ст.);

- Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»).

Подготовительная группа

- Фланелеграф, ноты;

- Пособие для обучения детей умению определять форму произведения;

- Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству;

- Ребусы с названиями нот в словах;

- Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству;

- Иллюстрации к музыкальным сказкам;

- Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования;

- Фонотека (записи песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные записи);

- СD проигрыватель;

- Альбомы с рисунками к песням, выученные с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов;

- Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням;

- Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству;

- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями);

- Неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки;

- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе);

- Лесенка 7 ступенек, ручные знаки;

- Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших);

- Платочки, маски, ленточки, кокошники;

- Портреты композиторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА

ЗОНИРОВАНИЕ,ФОРМЫ РАБОТЫ,ЛИТЕРАТУРА, КОСТЮМЫ,НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....