Календарно-тематическое планирование кружка "Ход конем" по обучению дошкольников игре в шахматы
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Темы бесед и занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_kruzhka_hod_konem.docx | 38.46 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ д/с №25
«Солнышко» с. Покойного
________ Овчаренко Г.В
Календарно-тематическое планирование
кружка «ХОД КОНЕМ»
по обучению дошкольников игре в шахматы.
на 2023-2024 уч. год.
Руководитель:
воспитатель Багринцева Т.Н.
с. Покойное, 2023.
- Пояснительная записка
Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель: Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.
Задачи: Прививать интерес к игре.
- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;
- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;
- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на плоскости;
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;
1.2. Тематический план для детей старшего дошкольного возраста
Месяц Неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий |
Сентябрь 1-4 | «Знакомство с шахматной доской» | Создание условий для развития детей в процессе ознакомления с шахматной доской, как игровом поле для шахмат. | 2 |
Октябрь 1-2 | « В гостях у Горизонталика и Вертикалика» | Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. | 2 |
Октябрь 3-4 | «Диагональ» | Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. | 2 |
Ноябрь 1-2 | «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» | Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. | 2 |
Ноябрь 3-4 | «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. | 2 |
Декабрь 1-2 | «Могучая фигура ФЕРЗЬ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Декабрь 3-4
| «Прыг, скок и вбок» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Январь 3-4 | «Король жаждет боя» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | 2 |
Февраль 1-2 | «Ворота Каиссии» | Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. | 2 |
Февраль 3-4 | «Шах – что это?» | Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | 2 |
Март 1-2 | «Шах – что это?» | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. | 2 |
Март 3-4 | «Мат и пат» | Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | 2 |
Апрель 1-2 | «Мат и пат» | Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | 2 |
Апрель 3-4 | «Шахматная страна» | Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. | 2 |
Май 1-3 | «Шахматный КВН» | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | 2 |
Первый год обучения (с 5 до 6 лет)
Учебный курс включает в себя шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры.»,
«Начальная расстановка фигур.» , «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии.», «Игра всеми фигурами из начального положения.».
Календарно-тематическое планирование по обучению дошкольников игре в шахматы. Первый год обучения.
№ | Тема | Цель | Содержание | Средства |
Сентябрь | ||||
1-2 | Педагогический | Уточнение уровня | Выполнение тестовых | Шахматная доска и |
3 | Легенда о Радже и | Познакомить с историей | Просмотр презентации | Комплект шахмат, |
4. | В стране шахматных | Формирование | Слушание сказки «В стране | Гришин В.Г |
5. | Мудрец | Развитие умения | Слушание легенды | Комплект шахмат, |
Октябрь | ||||
6. | Волшебная доска | Знакомство с шахматной | Слушание | Гришин В.Г |
7. | Удивительные приключения | Заинтересовать детей | Просмотр сказки | Сухин И.Г. с.6- |
8. | Шахматная доска. | доски» | Закрепление изученного | Шахматная доска и |
9. | Шахматная доска. | вертикали | Формирование понятий | Шахматная доска и |
10. | Шахматная доска. | Диагонали, центр | Формирование понятий | Шахматная доска с |
Ноябрь | ||||
11. | Шахматная доска. | Отработка практических | упражнение в нахождении | Шахматная доска с |
12. | Шахматные фигуры | Знакомство с | Чтение сказки «Чудесные | Шахматная доска |
13. | Начальное положение | Познакомить детей с | Слушание и инсценировка | Шахматная доска |
14. | Так много их, но мы | Закрепление знаний о | Логическая минутка, | Шахматная доска |
15. | Ладья | Знакомство с шахматной | Чтение дидактической | Шахматная доска и |
Декабрь | ||||
16. | Ладья | Продолжить знакомить | Чтение сказки «Простая, | Шахматная доска и |
18. | Слон | Закрепление | Отгадывание загадки о | Шахматная доска и |
Январь | ||||
19. | Ладья против | Отработка практических | Дидактические задания | |
20. | Ладья против слона | Отработка практических | «Защита», «Выиграй | Учебник. |
21. | Ферзь | Знакомство с шахматной | Чтение дидактической | Шахматная доска и |
Февраль | ||||
22. | Ферзь | Закрепление знаний о | «Игра на уничтожение» | Шахматная доска и |
23. | Ферзь против ладьи | Закрепление знаний и | «Атака неприятельской | Шахматная доска и |
24. | Ферзь против ладьи | Закрепление знаний и | Логическая минутка. Д/и | Шахматная доска и |
25. | Конь | Знакомство с шахматной | Чтение сказки «Прыг, скок | Шахматная доска и |
Март | ||||
26. | Конь | Продолжать знакомить с | Задания: «Захват | Шахматная доска и |
27. | Конь против ферзя, | Продолжить знакомить | Д/и «Волшебный мешочек» | Шахматная доска и |
28. | Конь против ферзя, ладьи, | Продолжить знакомить | Решение шахматных задач: | Шахматная доска и |
29. | Пешка «Ни шагу назад!» | знакомство с Местом | Чтение дидактической | Шахматная доска и |
30. | Пешка | Продолжать знакомить | Дидактические задания | Шахматная доска и |
Апрель | ||||
31. | Пешка против ферзя, ладьи, | Продолжать знакомить | Дидактические игры «Игра | Шахматная доска и |
32. | Пешка против ферзя, | Продолжать знакомить | «Двойной удар» |
33. | Король | Показать, как ходит | Рассказ о месте короля в | Шахматная доска и |
34. | Король «Волшебный квадрат» | Формирование | Рассказ о волшебном | Шахматная доска и |
Май | ||||
35. | Интеллектуальный турнир | Развитие познавательной | Выполнение игровых | Демонстрационный |
36- | Педагогический | Педагогический | Выполнение тестовых | Шахматная доска и |
Взаимодействие с семьей:
1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»
2. Домашнее задание в соответствии с примерным содержанием дополнительной программы.
3. Приглашение родителей на открытые занятия.
Используемое оборудование:
Доска магнитная
Шахматы
Листы бумаги в клетку
Карандаши
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическое обеспечение:
Литература:
1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
5. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская
область).
5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва
«Просвещение» 1991г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы
Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....
Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы
Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....
Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"
Шахматы - это не увлечение, шахматы - это жизнь....
Семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников игре в шахматы»
Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект по обучению дошкольников игре в шахматы.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, в...
Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы.
Дидактические игры...
Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся...