Календарно-тематическое планирование кружка "Ход конем" по обучению дошкольников игре в шахматы
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Багринцева Татьяна Николаевна

Темы бесед и занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_tematicheskoe_planirovanie_kruzhka_hod_konem.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский    сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района»

 «Утверждаю»

                                                                                                          Заведующий МДОУ д/с №25

                                                                                                     «Солнышко» с. Покойного

________    Овчаренко Г.В

Календарно-тематическое планирование

кружка «ХОД КОНЕМ»

по обучению дошкольников игре в шахматы.

на 2023-2024 уч. год.

Руководитель:

воспитатель Багринцева Т.Н.

с. Покойное, 2023.

  1. Пояснительная записка

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.

 Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель: Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами. 

Задачи:  Прививать интерес к игре.

- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;

- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;

- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на плоскости;

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;

1.2. Тематический план для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Неделя

       Тема

              Цель

Кол-во занятий

Сентябрь

1-4

«Знакомство с шахматной доской»

Создание условий для развития детей в процессе ознакомления  с шахматной доской, как   игровом поле для шахмат.

2

Октябрь

1-2

« В гостях у Горизонталика

и Вертикалика»

Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.

2

Октябрь

3-4

«Диагональ»

Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.

2

Ноябрь

1-2

«Знакомство с шахматными фигурами. Пешка»

Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о  пешке, способах её передвижения.

2

Ноябрь

3-4

«Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ»

Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности.

2

Декабрь

    1-2

«Могучая фигура ФЕРЗЬ»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Декабрь

3-4

 

«Прыг, скок и вбок»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Январь

3-4

«Король жаждет боя»

Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

2

Февраль

1-2

«Ворота Каиссии»

Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске.

2

Февраль

3-4

«Шах – что это?»

Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».

2

Март

 1-2

«Шах – что это?»

Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами.

2

Март

3-4

«Мат и пат»

Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

2

Апрель

1-2

«Мат и пат»

Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

2

Апрель

3-4

«Шахматная

страна»

Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы.

2

Май

1-3

«Шахматный КВН»

Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.

2

Первый год обучения (с 5 до 6 лет)

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры.»,

«Начальная расстановка фигур.» , «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии.», «Игра всеми фигурами из начального положения.».        

Календарно-тематическое планирование по обучению дошкольников игре в шахматы. Первый год обучения.


п/п

Тема

Цель

Содержание

Средства
обучения/
материал

Сентябрь

1-2

Педагогический
мониторинг

Уточнение уровня
освоения программного
материала.

Выполнение тестовых
заданий.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур

3

Легенда о Радже и
мудреце

Познакомить с историей
шахмат. Заинтересовать
детей через
увлекательные и
достоверные факты.
Вызвать интерес к игре.

Просмотр презентации
«Легенда о радже и
мудреце»
Знакомство с рисованными
персонажами: Клеточкой,
Леной и Алешей

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска, ИКТ,
рисованные
персонажи.

4.

В стране шахматных
чудес

Формирование
первоначальных
представлений о
понятиях: пешка, фигура;
развитие слухового и
зрительного восприятия,
мыслительных операций
анализа и синтеза

Слушание сказки «В стране
шахматных чудес», беседа
по содержанию;
Д/и
«Узнай и назови»,
рисование по сказке.

Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с.13-15

5.

Мудрец

Развитие умения
различать пешки и
фигуры. Формирование
первоначальных
представлений о
начальном положении,
понятиях:, ход, партнер,
последовательности
ходов;
развитие тонкой
моторики, воображения.

Слушание легенды
«Мудрец» Беседа по
содержанию;
Д/и»Волшебный мешочек»,
«Что изменилось?»

Комплект шахмат,
демонстрационная
доска, полотняный
мешочек.
Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с.17-22

Октябрь

6.

Волшебная доска

Знакомство с шахматной
доской: её формой,
белыми и черными
полями. Чередованием
белых и черных полей на
шахматной доске.
Закрепить умение
пользоваться линейкой и
карандашом,
ориентироваться на
тетрадном листе.
Развитие тонкой
моторики, счетных
навыков

Слушание
сказки«Волшебная доска»
выполнение практических
заданий предусмотренных
содержанием;
Шахматные задачи-шутки.

Гришин В.Г
Малыши играют в
шахматы; с. 23-25.
Листы в клетку
16Х16 см, карандаш
Сухин И.Г. с.9.

7.

Удивительные приключения
шахматной доски

Заинтересовать детей
через увлекательные
Вызвать интерес к игре

Просмотр сказки
«Удивительные
приключения шахматной
доски»с опорой на
иллюстративный материал
учебника. Чтение
инсценировка
дидактической сказки
«Котята-хвастунишки»
Д/и"Да и нет".

Сухин И.Г. с.6-
9;ИКТ,

8.

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы и
переулки волшебной

доски»
Формирование
представлений о
шахматной доске,
шахматных полях,
правильном
расположении доски м/у
партнерами;

Закрепление изученного
ранее: Д/и «Да и нет».
Работа над новым
материалом: Расположение
доски

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.7-10

9.

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы и
переулки» Горизон-тали и

вертикали
Формирование
представлений о
горизонталях, вертикалях
понятии «Горизонтальная
линия». Развитие
внимания, мелкой
моторики

Формирование понятий
«горизонталь»,
«вертикаль»; Д/и Поиграем
угадаем», «Горизонтально
вертикальная игра», вып-ие
задания .с.12

Шахматная доска и
шахматные поля,
учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.11-14.

10.

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы
и переулки»

Диагонали, центр
Формирование
представлений о
диагоналях, центре поля;
развитие внимания,
логического мышления,
пространственных
представлений

Формирование понятий
Д/и «Диагональ»,
«Горизонтально
вертикально-диагональная
игра», мини-викторина.

Шахматная доска с
комплектом фигур
(6), учебник,
карандаши.
Сухин И.Г. с.10-
12;Учебник Ч.1
с.14-15.

Ноябрь

11.

Шахматная доска.
«Проспекты, улицы
и переулки»

Отработка практических
навыков ориентировки на
шахматной доске,

упражнение в нахождении
заданных вертикалей,
диагоналей и горизонталей,
с использованием
буквенно-цифровых
обозначений. Д/И
«Адреса», «Лабиринт»

Шахматная доска с
комплектом фигур ,
магниты. карандаш,
листы бумаги в
клетку.

12.

Шахматные фигуры

Знакомство с
шахматными фигурами.
Развитие произвольного
внимания, логического
мышления. Воспитание
культуры поведения во
время игры.

Чтение сказки «Чудесные
фигуры» Знакомство с
шахматными фигурами:
белые и черные. Ладья,
слон, ферзь, конь, пешка,
король. Д/и «Угадайка»,
«Возьми и назови»,
«Запретная фигура»

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей.
Учебник Ч.1
с.18 -19.
ИКТ – слайд
учебник с.19

13.

Начальное положение

Познакомить детей с
Расстановкой фигур перед
шахматной партией.
Связью между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальным положением
фигур. Правилами: "Ферзь
любит свой цвет".

Слушание и инсценировка
стихотворения о начальном
положении шахматных
фигур. Дидактические
задания и игры
«Волшебный мешочек» ,
«Угадайка», «Секретная
фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая и
маленькая»,

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей.
Слайд с.21,
шапочки с
изображением
шахматных фигур,
фрагмент
шахматной доски

14.

Так много их, но мы
уже их знаем

Закрепление знаний о
правильном
расположении доски м/у
партнерами, расстановкой
фигур перед игрой;
развитие интереса к игре,
памяти, внимания творч.
способностей.

Логическая минутка,
Просмотр ММП «Книга
шахматной мудрости»,
решение предложенных в
ней задач. Игра
соревнование «Расставь
фигуры»

Шахматная доска
Комплекты
шахматных фигур
по количеству
детей, ИКТ

15.

Ладья

Знакомство с шахматной
фигурой «Ладья», местом
ладьи в начальном
положении, ходами.
Развитие внимания.

Чтение дидактической
сказки «Как ладья
похудела» Рассказ о месте
ладьи в начальном
положении. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические
задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.22 -25.

Декабрь

16.

Ладья

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – ладья. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции,
мелкую моторику рук.

Чтение сказки «Простая,
бесхитростная фигура»
Ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки»
Дидактические игры, «Игра
на уничтожение» , «Найди
фигуру», «Ограничение
подвижности».
«Захват контрольного
поля».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.26 -29.

18.

Слон

Закрепление
представлений о
шахматной фигуре
«слон», Отработка
практических навыков

Отгадывание загадки о
слоне
Ответы на вопросы
«Шахматной шкатулки»
Дидактические задания
«Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле
воин», «Кратчайший путь».
Дидактические игры
«Чудесный мешочек»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей.
Учебник Ч.1
с.33 -36.

Январь

19.

Ладья против
слона

Отработка практических
навыков игры ладьей.
Развитие внимания,
логического мышления,
смекалки, мелкой
моторики.

Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар»,
"Взятие».

20.

Ладья против слона

Отработка практических
навыков игры ладьей.
Развитие внимания,
логического мышления,
смекалки, мелкой
моторики

«Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические
игры, «Игра на
уничтожение» (ладья
против слона, две ладьи
против слона

Учебник.
Демонстрационная
доска с набором
шахматных фигур
Учебник Ч.1
с.42-45.

21.

Ферзь

Знакомство с шахматной
фигурой «Ферзь», Местом
ферзя в начальном
положении. Ходами
ферзя, взятием. Введение
понятия «Ферзь – тяжелая
фигура»

Чтение дидактической
сказки «Могучая фигура»,
беседа по содержанию;
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.46 -50.

Февраль

22.

Ферзь

Закрепление знаний о
шахматной фигуре
«Ферзь», Месте ферзя в
начальном положении.
Ходами ферзя, взятием;
Отработка практических
навыков

«Игра на уничтожение»
(ферзь против ферзя),
«Ограничение
подвижности».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.46 -52.

23.

Ферзь против ладьи
и слона

Закрепление знаний и
отработка практических
навыков игры ферзем.

«Атака неприятельской
фигуры», «Взятие»,
«Перехитри часовых»,
«Игра на уничтожение»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.53 -58.

24.

Ферзь против ладьи
и слона

Закрепление знаний и
отработка практических
навыков игры ферзем.

Логическая минутка. Д/и
«Захват контрольного
поля», «Ограничение
подвижности»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.53 -58.

25.

Конь

Знакомство с шахматной
фигурой «Конь», местом
коня в начальном
положении, ходами.
Развитие внимания.,
умения отстаивать свою
позицию

Чтение сказки «Прыг, скок
и вбок». Рассказ и показ
сложности ходов коня Ход
коня, взятие. Конь – легкая
фигура. Дидактические
задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых»,
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.62 - 64.

Март

26.

Конь

Продолжать знакомить с
шахматной фигурой
«Конь» Развивать
ловкость и смекалку,
ориентировку в
пространстве,
способность думать,
мыслить, анализировать.
Активизировать словарь.

Задания: «Захват
контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (конь
против коня, два коня
против одного, один конь
против двух, два коня
против двух),
«Ограничение
подвижности».
Д/и «Секретная фигура»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.65 - 68.

27.

Конь против ферзя,
ладьи, слона

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – конь. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции.

Д/и «Волшебный мешочек»
Задания «Перехитри
часовых», «Сними
часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар»,

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.69 – 73.

28.

Конь против ферзя, ладьи,
слона

Продолжить знакомить
детей с шахматной
фигурой – конь. Показать
позиции фигуры,
различные ходы.
Развивать воображение,
сообразительность,
быстроту реакции.

Решение шахматных задач:
«Взятие», «Выиграй
фигуру». «Захват
контрольного поля»,
«Защита контрольного
поля», «Игра на
уничтожение»
«Ограничение
подвижности».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.1
с.73-77.

29.

Пешка «Ни шагу назад!»

знакомство с Местом
пешки в начальном
положении; понятиями:
ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Взятие на
проходе. Превращение
пешки.

Чтение дидактической
сказки «Детский сад
«Чудесная Пешка»»
Рассказ о пешке.
Дидактические задания
«Лабиринт», «Один в поле
воин».Д/и «Волшебный
мешочек».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.3-5.

30.

Пешка

Продолжать знакомить
детей с пешкой. Научить
«сражаться пешками».
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.

Дидактические задания
«Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие»,
«Защита», «Выиграй
фигуру». Дидактические
игры «Захват контрольного
поля»

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.6 - 8.

Апрель

31.

Пешка против ферзя, ладьи,
слона, коня

Продолжать знакомить
детей с пешкой.
Отрабатывать умение
«сражаться пешками».
Приобщать детей в ходе
решения занимательных
задач к элементарной
творческой деятельности.
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра
на уничтожение» (пешка
против пешки, две пешки
против одной, одна пешка
против двух, две пешки
против двух,

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.9 -16.

32.

Пешка против ферзя,
ладьи, слона, коня

Продолжать знакомить
детей с пешкой.
Отрабатывать умение
«сражаться пешками».
Приобщать детей в ходе
решения занимательных
задач к элементарной
творческой деятельности.
Поощрять стремление
высказывать свое мнение.

«Двойной удар»
«Ограничение
подвижности», «Защита»,
Перехитри часовых»
Рисование

33.

Король

Показать, как ходит
король. Разучить правило
«Королей не уничтожают»
и что оно означает.
Развивать внимание,
способность работать по
правилам, умение
мыслить, находить
правильное решение,
отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в
начальном положении. Ход
короля, взятие. Короля не
бьют, но и под бой его
ставить нельзя.
Дидактические задания:
«Один в поле воин»,
«Кратчайший путь». Чтение
и инсценировка сказки
«Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.17 – 22.
Костюмы для
инсценировки.

34.

Король «Волшебный квадрат»

Формирование
представлений о
волшебном квадрате,
который король
использует в игре.
Развивать способность
думать, мыслить,
рассуждать и
анализировать.
Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном
квадрате, который король
использует в игре.
«Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры
«Захват контрольного
поля», «Защита
контрольного поля»,
«Ограничение
подвижности».

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур
по кол-ву детей
Учебник Ч.2
с.23 – 28.

Май

35.

Интеллектуальный турнир

Развитие познавательной
активности, воображения,
сообразительности,
быстроты реакции,
посредством игровых
развивающих заданий,

Выполнение игровых
заданий.

Демонстрационный
материал, шарады,
ребусы,
головоломки,
занимательный м-ал
И.Г.Сухина

36-
37

Педагогический
мониторинг

Педагогический
мониторинг

Выполнение тестовых
заданий.

Шахматная доска и
шахматные поля,
комплекты
шахматных фигур

Взаимодействие с семьей:

1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»

2. Домашнее задание в соответствии с примерным содержанием дополнительной программы.

3. Приглашение родителей на открытые занятия.

Используемое оборудование:

Доска магнитная

Шахматы

Листы бумаги в клетку

Карандаши

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение:

Литература:

1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;

2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;

3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;

4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

5. Г.М. Зенков «Первый шаг» (<<Пласт», 1993г., Кемеровская 
область). 

5. в.г. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва 
«Просвещение» 1991г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению дошкольников игре в шахматы

Представлен перечень игр для совместной деятельности педагога с воспитаниками при обучении игре в шахматы....

Непосредственно образовательная деятельность по обучению дошкольников игре в шахматы

Этот материал покажет начальный этап обучения детей игре в шахматы (1 год обучения) по материалам И.Г. Сухина....

Статья "Из опыта работы:обучение дошкольников игре в шахматы"

Шахматы   - это не увлечение, шахматы - это жизнь....

Семинар-практикум для педагогов «Обучение дошкольников игре в шахматы»

Цель: Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по обучению дошкольников игре в шахматы.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, в...

Мастер – класс «Обучение дошкольников игре в шахматы»

В наше время  родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся...