Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология, с детьми дошкольного возраста
статья

Буксман Анастасия Николаевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetoterapiya_statya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология, с детьми дошкольного возраста

На сегодняшний день сохранения здоровья детей приобретают особую актуальность, поскольку все заметнее становится тенденция к ухудшению его состояния. Человека всю жизнь окружают цвета, они влияют на наше настроение, самочувствие. Дети очень чувствительны к цветам. Еще в утробе матери младенец положительно воспринимает красно-розовое окружение, в котором пребывает. А созерцание цветов радуги способствует впитыванию энергии солнца, гармонизации чувств и мыслей.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. 

Рассмотрим, как разные цвета влияют на организм:

Зеленый цвет: помогает при переутомлении и головной боли, успокаивает нервную систему.

Красный цвет: будто излучает тепло, активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную деятельность, активизирует обмен веществ. Но с ним надо быть осторожным: длительное его действие может привести к переутомлению и раздражению.

Желтый: цвет радости и оптимизма. Способствует укреплению нервной системы и зрения. Если долго смотреть на желтый цвет, то скорее отойдут плохие мысли, улучшится настроение.

Оранжевый цвет: полезен при нарушениях желудочно-кишечного тракта, стимулирует работу щитовидной железы, повышает аппетит.

Голубой цвет: снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление.

Синий цвет: эффективен в борьбе со стрессом. Говорят: если долго смотреть на синее, проходит боль. Этот цвет также успокаивающе действует на глаза.

Фиолетовый и сиреневый: по характеру воздействия подобные синего и голубого. Это цвета благородства. Недостаток этого цвета может вызвать депрессию, поэтому если иногда ребенок отдает предпочтение фиолетовому и сиреневому, это может быть сигналом о душевный дискомфорт.

Нервная система  здорового  ребенка требует положительного энергетического воздействия, ярких цветов и светлых их оттенков вокруг себя. Очень важно найти правильное цветовое решение помещений, где находятся дети, так как от сочетаемости цветов зависит и его психика и зрение.

В практической работе с дошкольниками можно выделить три уровня использования цветотерапии:

  1. организационные возможности цвета  (система освещения и цветовое оформление интерьеров помещений детского сада);

Все, что окружает детей, должно быть максимально приближенно к естественным условиям и природным краскам. Цвет помещений оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность.

В нашей группе компенсирующей направленности с детьми с нарушением зрения мы используем в покраске стен постельные тона, такие как голубой, оранжевый, зеленый  цвета.

Голубой цвет – он ассоциируется с цветом воды, и наделен способностью умиротворять нервную систему. Присутствие этого цвета влияет на умственный потенциал.

Оранжевый цвет – способствует общему здоровью и гармонии. Этот цвет очень полезен для глаз. Он оказывает благоприятное воздействие, на умственную деятельность, фиксируя мозг, активизируя мыслительные процессы, повышая концентрацию внимания и улучшая память. Избыток цвета может стать агрессивным.

Зеленый цвет – оказывает влияние на очень важные органы человека: работу сердца, легких, вилочковых желез и кровеносной системы. Этот цвет снимает стрессовое состояние и улучшает кровообращения. Этот цвет понижает внутриглазное давление  и наиболее эффективно восстанавливает биоритм зрительного анализатора.

Так же в нашем учреждении есть  выставка, которая  называется «Магия цвета», там висят картины и все они в одном цвете. Потом меняются на другой цвет. Когда дети идут в музыкальный зал они обращают внимание на выставку, а мы детям рассказываем, как этот цвет влияет на наш организм.

2)      педагогические возможности цвета (обучение, развитие, воспитание);

3) реабилитационные возможности цвета (оздоровление, лечение, психологический колорит).

Исходя из сказанного, мы  можем сказать, что в нашей работе наиболее эффективные оказались следующие игры:

  1. Упражнения на релаксацию

 «Солнышко»

Упражнение это проводится для того чтобы снять усталость с глаз, так же можно использовать перед сменой вида деятельности.

Для этого упражнения нужно изготовить 4 ладошки: синего, красного, желтого и зеленого цвета.  Для выполнения этого упражнения нужно взять ладошку определенного цвета и предложить детям следить за тем, что рисуется ладошкой в воздухе. Это может быть фигура, буква, цифры и др.

"Флажки"

Изготовлена подставка, на которой находятся 4 флажка на палочке: синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Во время физпаузы, для снятия усталости с глаз, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе, это может быть фигура, буква. Например, для активизации умственной деятельности, снижения тормозных процессов беру флажок синего (голубого) цвета и рисуем им фигуру (прямоугольник, рисую в одну сторону 3-4 раза; круг в другую сторону).

«Ощущение цвета» упражнение на расслабление.
Перед  началом  каждого  занятия  детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии.  Дети расслабляют  плечи,  опускают свободно руки,  расслабляют  лицо,  глаза,  и  смотрят  на предметы определенного цвета, например, синего.
•    Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, добрый, грустный, нежный,  спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает - значение цвета, как он действует па организм.

  1. Графическое упражнение

" Цветные минутки»

 Дети в течение 4-5 минут делают  цветными карандашами, фломастерами произвольные рисунки. Это могут быть просто линии, цветы, круги, снежинки,  и т. д. Такие упражнения успокаивают ребенка, дают ей возможность отдохнуть, получить положительные эмоции.

Используя представленные игры, нам удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. В конечном итоге все это,   положительно влияет и на физическое здоровье детей.

Литература:

  1.  «Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». Автор – составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"

"Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми  дошкольного возраста"...

Цветотерапия, как эдоровьесберегающая технология, используемая в работе с детьми дошкольного возраста.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг реб...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Стендовый материал на тему самообразования «Метод цветотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС»

В работе представлена презентация с актуальностью выбранной темы, целями и задачами по теме самообразования, а также внедренные упражнения по цветотерапии для реализации с детьми РАС....

Мастер-класс для педагогов :«Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулир...