Мастер-класс для педагогов :«Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста".
план-конспект занятия

Сальникова Марина Викторовна

Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние. Иначе говоря, то, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. Поэтому медицина научилась использовать цвета во благо – для благотворного влияния на наше здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста".

   

                                                                                           

Март , 2024 г.

Мастер-класс для педагогов :«Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Цель мастер-класса:

1.Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии Цветотерапия в работе с детьми дошкольного возраста 

Задачи мастер-класса:

  • раскрыть значение цветотерапии;
  • распространить педагогический опыт по применению цветотерапии;
  • познакомить педагогов с элементами цветотерапии с целью повышения их профессиональной компетентности.

                                                  Ход мастер-класса:   

          Добрый день уважаемые  коллеги! Я хочу представить  Вам  мастер класс на тему «Применение Цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста». А начать хочу  со слов Иоганна Гете: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость».

Для начала я хочу вам рассказать, что же такое цветотерапия. Цветотерапия это эффективный метод воздействия цветом на наш организм с целью восстановления его нормальной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в человеческих тканях, стимулирует различные железы и некоторые отделы головного мозга, в том числе и гипофиз. Последний стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, наше эмоциональное состояние. Иначе говоря, то, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены. Поэтому медицина научилась использовать цвета во благо – для благотворного влияния на наше здоровье.

Цветотерапия как способ лечения использовалась еще в древнем Египте, Индии, Китае, на Руси и во многих странах мира. Например, китайские врачи при лечении желудка использовали желтый цвет, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Аналогично при скарлатине поступали наши прадеды-славяне. Также наши предки считали, что для того, чтобы прошла желтуха, необходимо носить «золотые» бусы. Подобных примеров история знает множество. Но оформляться в отдельное направление науки, занимающееся изучением целительных свойств цветов, цветотерапия начала лишь в 19 веке, когда английские ученые Д. Даун и Г. Блант доказали, что ультрафиолетовое излучение обладает лечебными свойствами и может использоваться для терапии кожных заболеваний и рахита. С тех пор метод лечения цветом стал настолько популярным, что сегодня часто используется в медицинской практике для борьбы с серьезными заболеваниями и скорейшего выздоровления.

Итак, что же означает каждый цвет?

Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Цвет дарит силу, энергию, выравнивает настроение и исцеляет от недугов. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.

Красный – излучает тепло, оказывает возбуждающее действие на нервную систему. Он улучшает обменные процессы в организме, ускоряет кровообращение, нормализует пониженное кровяное давление, сердечную деятельность и повышает иммунитет.

Оранжевый – помогает раскрепоститься и освободиться от внутренних противоречий. Цвет омолаживает, помогает восстановлению нервной и мышечной ткани. Используется для лечения болезней мочеполовой системы, улучшает пищеварение, регулирует обменные процессы.

Желтый – стимулирует зрение и нервную систему, тонизирует, улучшает умственные и логические способности, внушает чувство оптимизма. Цвет полезен при нарушении работы печени, лечит кожные заболевания, спасает от бессонницы и возбуждает аппетит.

Зеленый – умиротворяет, успокаивает, обновляет. Цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, успокаивает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Используется при лечении головных болей, утомлении глаз, нарушении зрения.

Синий – ценится за успокаивающее воздействие на психику: оказывает положительный эффект при меланхолии, ипохондрии и истерии. Обладает снотворным эффектом, помогает в борьбе с инфекциями и лихорадками, спазмами и головными болями.

Фиолетовый – успокаивает нервную систему, его можно использовать при психических и нервных нарушениях. Цвет помогает при различных воспалительных заболеваниях, помогает при мигренях. Длительность влияния цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.

Существует также большое многообразие игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже Вам знакомы, но хочу сказать, что применение именно этих игровых упражнений, имели в процессе работы более эффективный результат.

А сейчас уважаемые коллеги нам хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение?

Упражнение «Настроение».

Каждая полосочка это разное настроение. Каждое настроение имеет свой цветВыберите тот, который соответствует вашему настроению.

Обозначение цветов.

красный -  веселое, бодрое, возбужденное, активное настроение, хочется радоваться всем; веселиться.

зеленый - спокойное настроение, немного уставшее; хочется спокойно поиграть, послушать.

желтый -  теплое, доброжелательное, готовы к сотрудничеству.

синий - грустное, печальное.

Вот мы и узнали с каким настроением вы пришли сегодня на наш мастер класс.

Цель нашей встречи: Показать практическую значимость применения цветотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цветотерапия помогает решать проблемы ребенка  (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе данный метод, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.

Коррекционные занятия с применением цветотерапии помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью таких занятий педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой.

Существует также большое многообразие игр и упражнений, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже Вам знакомы, но хочу сказать, что применение именно этих игровых упражнений, имели в процессе работы более эффективный результат.

  • Упражнение «Цветик-семицветик». Дети дуют на вертушку  и по сигналу «стоп» останавливаются. Они назвают цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения или рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету.
  • Игровое упражнение «Отгадай цвет». Дети отгадывают загадки указывающие на определенный цвет.
  • Упражнение «Зажги радугу». Выкладываем радугу из определенных цветов
  • Эффективны в использовании  игры - упражнения на развитие мелкой моторики, цветовосприятия , например Цветные прищепки, Цветные бусы.
  • Также использую упражнения с цветными карандашами и красками. Дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии, это дает возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

Хотелось бы отметить, что цветотерапия успокаивает, гармонизирует, улучшает настроение. Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение и эмоциональное состояние.. Дети так же значительно лучше начинают чувствовать оттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детям устанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все это благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.

Упражнение «Воздушный шар»

Следующее упражнение называется «Воздушный шар». Перед Вами листы бумаги и карандаши. Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Но шар всё равно снижается и надо ещё сбросить некоторый балласт и вычеркнуть ещё 3 слова из списка. Что вы оставили в списке? (Все зачитывают по кругу свои оставшиеся жизненные ценности, а ведущий записывает их на доске, и если слова повторяются, то он ставит плюсы напротив каждого. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.

Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.)

Упражнение «Рисунок на стекле».

А сейчас ,предлагаю Вам стать волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы? Тогда представьте, что мы попали на лужайку, на которой почему-то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть? Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их. Выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик (кисть, губку) и начните наполнять волшебством нашу полянку. Вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети). Давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие эмоции вы ощущали?

Используя цветотерапию в рисовании на стекле, ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

В заключении хотелось бы рассказать вам Сказку про цветные камни.

В одной далёкой стране, жила принцесса. Она очень любила красивые драгоценные камни, у нее их был целый сундук. Она каждый день рассматривала их, любовалась их яркими красками, особенно ярко они сияли на солнышке. Принцесса была очень доброй, она часто дарила самоцветы своим подданным. Каждый камушек она наделяла волшебным заклинанием. Эти заклинания конечно были очень хорошими и несли в себе добро. Давайте сейчас побудем прекрасными принцессами и полюбуемся красивыми, разноцветными камушками. 

Упражнение «Сказка  про цветные камни»

«Чудесные самоцветы»

У меня есть камушек

Очень-очень синий.

Кто возьмёт его в ладошки

Станет вдруг счастливым (вручение камня)

У меня есть камушек

Сиреневого цвета

Кто возьмёт его в ладошки

Познает чудо света…  (вручение камня)

У меня есть камушек

Очень - очень красный

Кто возьмёт его в ладошки,

Станет вдруг прекрасным (вручение камня)

У меня есть камушек

Очень изумрудный

Кто возьмёт его в ладошки

Сразу станет мудрый. (вручение камня)

Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные, поэтому применение цветотерапии для педагога – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Мир детства должен быть яркий и красочный, пробуждает в детях самые разные эмоции и переживания, управлять которыми мы должны их научить.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционной техники айрис-фолдинг»

Айрис-фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Достигается этот необыч...

Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"

Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей" Использование блочного конструктора в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер-класс даёт возможность познакомиться со значением и возможностями конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки в работе с конструктором....

Мастер - класс Тема: «Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста»

Повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие двигательной активности, речевого дыхания и развития речи...