Пособие по Сенсорному развитию 1 мл гр от 0 до 3 в соответствии с ФГОС
материал (младшая группа)

Крылова Наталья Сергеевна

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОТ 0 ДО З (ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) С ПОМОЩЬЮ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ СВОИМИ РУКАМИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,  ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного  образования), и конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 Наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
  3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Светофор на магнитной основе

Готовим пособие - вам понадобится: картон, форма круга, карандаш, линейка, ножницы, клей, магниты                       

  • Берем картон черного цвета и чертим основу – квадрат – изображающий 

       коробку светофора, желательно для каждого цвета свой домик.

  • Берем цветной картон чертим по форме по два одинаковых круга
  • Ламинируем готовые фигуры
  • На обратную сторону приклеиваем магнит
  • Пособие готово (рис.1)

 

Игра:

Воспитатель заранее готовит дорожку, или определяет дорогу несколькими предметами. Воспитатель привлекает внимание детей:

- Посмотрите у нас здесь появилась настоящая дорога, а давайте поиграем, возьмем машину и поедем вот по этой дорожке.

Воспитатель показывает, как нужно ехать по эмитированной дороге.

- Как здорово, машина едет по дороге! Посмотрите наша кукла Катя хочет перейти дорогу, стой кукла Катя, нельзя переходить дорогу пока машина едет, что нужно сделать?

- Остановит машину! – Подсказывает воспитатель - а машина останавливается на красный свет светофора! Посмотрите у меня здесь есть светофор, только его нужно собрать на магнитной доске, Поможете мне  настоящей дороге помогает не хватает и прочитайте его ребенку сопровождая свой текст движением фигурок – это понравится ребенку и он захочет повторить сам

Игра развивает образное мышление память и логику, сенсорное развитие, внимательность

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОТ 0 ДО З (ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА) С ПОМОЩЬЮ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ СВОИМИ РУКАМИ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,  ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного  образования), и конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

 Наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
  3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Светофор на магнитной основе

Готовим пособие - вам понадобится: картон, форма круга, карандаш, линейка, ножницы, клей, магниты                        

  • Берем картон черного цвета и чертим основу – квадрат – изображающий  

       коробку светофора, желательно для каждого цвета свой домик.

  • Берем цветной картон чертим по форме по два одинаковых круга
  • Ламинируем готовые фигуры
  • На обратную сторону приклеиваем магнит
  • Пособие готово (рис.1)

Игра:

Воспитатель заранее готовит дорожку, или определяет дорогу несколькими предметами. Воспитатель привлекает внимание детей:

- Посмотрите у нас здесь появилась настоящая дорога, а давайте поиграем, возьмем машину и поедем вот по этой дорожке.

Воспитатель показывает, как нужно ехать по эмитированной дороге.

- Как здорово, машина едет по дороге! Посмотрите наша кукла Катя хочет перейти дорогу, стой кукла Катя, нельзя переходить дорогу пока машина едет, что нужно сделать?

- Остановит машину! – Подсказывает воспитатель - а машина останавливается на красный свет светофора! Посмотрите у меня здесь есть светофор, только его нужно собрать на магнитной доске, Поможете мне  настоящей дороге помогает не хватает и прочитайте его ребенку сопровождая свой текст движением фигурок – это понравится ребенку и он захочет повторить сам

Игра развивает образное мышление память и логику, сенсорное развитие, внимательность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого...

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...

Создание условий по сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС."

Консультация для воспитателей "Развивающие игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"....

Консультация для педагогов «Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации развивающих игр в сенсорном воспитнии детей...