Социокультурный проект "Хочу все знать"
проект

Буйских Ирина Сергеевна

Материал для нравственно-патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnyy_proekt_po_kraevedeniyu.docx788.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Сказка»

Социокультурный проект по краеведению
«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»

2021- 2022гг.

podgotovka_k_ds.jpg

Выполнила:

Старший воспитатель:

Буйских И.С

2022г.

Содержание проекта:

1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Мониторинг 

9. Предполагаемые результаты

10. Приложения


Общие положения

Название темы: «Я значу много для своей страны, частичка целого, я гражданин

Тонкинской земли»

Законодательная часть:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное, 

без чего человек перестаёт быть личностью»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, приобщение к миру его культуры. 
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. 

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и работы других педагогов. Предполагаемый опыт не имеет единой устоявшейся обучающей практики и концептуальной основы. Следовательно, концепция должна быть скорректирована относительно поставленных целей и задач.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш поселок  не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Изучая историю родного Тонкино, мы сделали для себя много открытий. А также решили рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так был разработан проект по краеведению «Хочу всё знать», направленный на изучение истории родного поселка, области, страны, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. 

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала

является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний. 

Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей и опроса родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

-дети посещали музей;

-участвовали в театрализованной деятельности,

-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным поселком; 

-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали) 

-ходили на экскурсии, совершали целевые прогулки к достопримечательностям поселка.

SAM_1602.JPG

SAM_1606.JPG

SAM_1741.JPG

Применяемые нами виды деятельности стимулируют детский интерес к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, а также являются необходимым условием для формирования личности каждого ребёнка.

Сегодня ни одно занятие не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Проект призван дать достаточно полное представление о прошлом, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у  дошкольников навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: иллюстрациями, фотоматериалами и печатными периодическими изданиями Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности, чем традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом, мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиасредств.



Я, семья, мой город, край, Россия,

Весь проект по блокам разделили.

В каждом блоке множество занятий.

Форм работы и мероприятий.

И знакомясь поэтапно с блоком каждым,

Мы старались заложить фундамент важный.

Цель проекта:


  • Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю 


Задачи проекта:


  • Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;

  • Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и 

культурном облике родного края; 


  • Обучать детей умению использовать различные источники краеведческой информации; 

  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, 

  • учить свободно мыслить, фантазировать; 

  • Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.


Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект разбит на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Также способствуют развитию умения видеть проблемы, как одного из базовых умений исследователя. Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.

Участники проекта

Дети 3-4 года. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.


Сроки реализации проекта

Долгосрочный (2021-2022гг).


Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан музей, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области , страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем поселка и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

Этапы работы над проектом.  

1.Подготовительный этап. 

Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

2. Практическая деятельность детей.


  • Обеспечение условий для реализации проекта.

  • Разработка образовательных маршрутов для участников проекта

  • Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр - конкурс краеведческих уголков).

  • Внедрение в практику работы с детьми комплексы занятий соответствующих возрасту.
  • Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.
  • Организация работы по следующим направлениям:
  • Организованные мероприятия

  • Досуговые мероприятия

  • Открытые просмотры

  • Творческо - оформительская деятельность.

  • Осуществление контроля над реализацией проекта.


3. Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на заседании педагогического совета МБДОУ.

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

Проект предусматривает организацию активных форм проведения занятий, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии. 

Хотя воспитанникам нашим мало лет,

Уже неплохо знают, что же значит «краевед».

Через эмоции, игру и интерес,

Внедрённые в образовательный процесс,

Мы им поможем гражданами стать

И Родину любить и уважать.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.


Методическое: 


  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Т. С.
     Комаровой, М. А. Васильевой 

  • Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста . Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

  • планы экскурсий по родному поселку.

Материально-техническое:


  • фотоаппарат;

  • компьютер;

  • телевизор;

  • музей в ДОУ;
  • альбомы, иллюстрации.


Диагностико-дидактическое:


  • диагностические анкеты для детей;

  • дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);

  • карты;

  • исторические документы, фотографии;

  • аудио, видео версии сказок и исторические хроники;

  • методическая, краеведческая, художественная литература.

Оценка результатов.

Для выявления промежуточных и конечных результатов проведен мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта. 


Результаты проекта – выставки детских работ, открытые занятия, фотоальбом. Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены также в виде презентации по теме проекта , выступления с обобщенным опытом на педагогическом совете.
В результате реализации данного проекта предполагается обучение и информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей. 

Мониторинг

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Помимо этого учитывается активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности.
Беседы проходили в спокойной доверительной обстановке. В ходе бесед были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являлись подсказками ответов на вопросы.

Исходя, из анализа результатов ответов на поставленные вопросы мы сделали следующие выводы:

1. Работа по ознакомлению детей с родным поселком сведена лишь к формированию у ребят поверхностных знаний о поселке, в котором они живут.

2. У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного поселка  и края; представления о наиболее значимых событиях и традициях поселка.

3. В группе не достаточно создана развивающая среда, которая смогла бы способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного поселка.

4. Усилить работу, направленную на приобщение родителей и их детей на ознакомление с родным поселком.

Сравнительный анализ уровня сформированности знаний детей "до" и "после" показал следующие результаты:

-детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими;

-произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории, народной культуре, традициям, природе родного края не только детей, но и их родителей;

-сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать.

Отслеживается положительная динамика по всем изучаемым направлениям. 

У детей появился интерес к краю,  в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах.

Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного поселка. Полученные знания нашли отражение в сюжетно-ролевых играх детей. 

Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу. 

Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество. 

Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. 

Мамы и папы оказывают активную помощь в сборе  материалов о родном крае, организации экскурсий.

Список литературы:

  1. Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», ,«Педагогика: традиции и инновации» Челябинск, октябрь 2011 г.
  2. Герасимова, З., Козачек, Н. Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. - №12. – C. 47-52.
  3. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
  4. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
  5. Михайлова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание / Е, Михайлова // Ребенок в детском саду.- 2005.- №5.- C. 38-42.
  6. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду.- 2006.- №2.- C. 14-18.; №3.- C. 24-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСТОКИ» И»ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» ТЕМА:«ДОМАШНЕЕ ТЕПЛО»

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводится работа с детьми по освоению социокультурной категории «Дружная семья». Дети знакомятся с социокультурной кат...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки

Мониторинг социокультурного развития детей по программе Социокультурные истоки....

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес» с детьми средней группы (4-5 лет) Социокультурная категория - «Дороги добра»

laquo;Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»     Конспект проведения непосредственно организованной образовательной деятельности Тема : «Сказочный лес...