Информационно-познавательный проект Тема: «Мой город Красноярск»
проект (средняя группа)

Слюсарь Анна Владимировна

Информационно-познавательный проект

Тема: «Мой город Красноярск»

 

 

Срок реализации: среднесрочный (1 месяц)

Возраст: 4-5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Разработал: Слюсарь А.В., воспитатель МАДОУ №183

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2021

 

 

 

Актуальность

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного города, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

 

Цель проекта: развивать начало нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к истории и культуре родного города.

Задачи:

- сформировать представление детей о родном городе, его истории, достопримечательностях;

–  вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города;

–  познакомить с культурой и традициями города Красноярска; со знаменитыми земляками;

–  воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться им: посетить знаменитые места города, его достопримечательности;

–  воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город.

 

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 

1. Дети знают название города, своей улицы, символику города.

2. Имеют представление о создании города.

3. Посетили знаменитые места города, его достопримечательности.

4. Познакомились с архитектурой города, профессиями людей, создающих красивый город.

5. Узнали о культуре и традициях города.

6. Познакомились с природой окрестностей города, знают название реки.

 

 

 

Формы  реализации  проекта:

  • беседы с детьми;
  • игровая деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • творческая деятельность;
  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • в свободной деятельности;
  • виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
  • коммуникативная деятельность.

 

Этапы реализации проекта.

 

Этап

Содержание

  1. Подготовительный этап

- Методическая и организационная подготовка проекта;

- Разработка содержания проектной работы.

  1. Основной этап (реализация)

- Изготовление презентаций на тему «История города Красноярска», «Заповедник Столбы»; «Достопримечательности родного города», «Природа края», «Архитектура города Красноярска».

- Создание дидактических игр по теме краеведения: «Замочная скважина»; «Четвертый лишний», «Как зовут деревце», «Жилое-не жилое», «Достопримечательности города», «Собери картинку», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Рыбалка на реке Енисее», «Любимый город».

- Подготовка видеофильмов «Виртуальная экскурсия по Заповеднику Столбы»; «Виртуальная экскурсия по достопримечательным местам города Красноярска».

- Работа с наглядно-дидактическими пособиями, беседы, чтение литературных произведений по теме;

- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»; «Семья», «Строители», «Туристы».

 

  1. Заключительный этап

- Подведение итогов, изучение мнения родителей о результативности проекта;

- Создание фотоколлажа «Достопримечательности родного города»;

- Создание макета «Любимое место города»;

- Выставка рисунков «Мой город»;

- Оформление результатов проекта в виде методических материалов;

- Представление результатов проекта коллегам.

 

 

 

Тематическое планирование

 

Неделя

Содержание

 

1 неделя

 

Знакомство «Государственные символы города Красноярска».

Рассматривание фотографий с видами Красноярска.

Знакомство детей с историей возникновения города Красноярска. Презентация «История города Красноярска».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Чтение художественной литературы.

 

 

2 неделя

 

Беседа о достопримечательностях города. Презентация «Достопримечательности родного города».

Виртуальная экскурсия «По достопримечательным местам Красноярска».

Презентация «Архитектура города Красноярска».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Рисование «Мой любимый город Красноярск».

Чтение художественной литературы.

Знакомство с «Красной книгой».

 

 

3 неделя

 

Презентации «Природа края», «Заповедник Столбы».

Беседа «Заповедник Красноярские Столбы».

Виртуальная экскурсия «Заповедник Столбы».

Рассматривание фотографий «Природа города», «Животные и птицы края».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Туристы».

Рисование «Природа нашего края».

Детско-взрослое творчество (рисунки на тему «Мой любимый город», изготовление макетов «Любимое место города».

 

 

4 неделя

 

Презентация «Места отдыха города Красноярска» (цирк, кинотеатры, парки, скверы, музеи, театры).

Знакомство с рекой нашего города.

Обитатели реки Енисей, просмотр фотографий.

Рисование обитателей реки Енисей.

Беседа «Правила поведения в природе и в городе», «Охрана природы», «Чистый город».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Презентация продуктов проекта: выставка рисунков и выставка макетов по теме проекта.

 

 

 

Материалы и оборудование

 

Оборудование

Методический и демонстрационный материал

Требуемые затраты

Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура

 

 - Презентации: «История города Красноярска», «Заповедник Столбы»; «Достопримечательности родного города», «Природа края», «Архитектура города Красноярска».

Подготовка видеофильмов «Виртуальная экскурсия по Заповеднику Столбы»; «Виртуальная экскурсия по достопримечательным местам города Красноярска».

 

00 руб. 

 - Сказки и легенды народов Красноярского края.

- Картотека дидактических игр на развитие представлений о родном городе и крае.

 

00 руб. 

 

 

 

 

Формы представления результатов:

  1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
  2. Публикация результатов проекта.
  3. Применение в практике педагогической деятельности.

 

Дальнейшие планы проекта:

  1. Продолжить работу по развитию нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории и культуре родного города и края.
  2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

 

 

 

Список литературы


1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

4. Интернет – ресурсы.

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Картотека игр на развитие представлений о родном городе и крае

(представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов)

название игры

цель

содержание

«Замочная скважина»

Формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Оборудование: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры:

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте в городе.

 

«Достопримечательности города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города

Оборудование:

Фотографии достопримечательностей города.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города.

«Собери картинку»

Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей;

закреплять знания детей о достопримечательностях города

 

Оборудование: разрезные картинки с видами города.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

 

Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Красноярска, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

 

Оборудование:

 карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

 

«Четвертый лишний»

Закреплять представления о природе родного края, развивать логическое мышление.

 

Оборудование:

дом, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными

и растениями и других стран.

Ход игры: ведущий вставляет в окна дома карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в нашем крае, объясняют почему.

 

«Как зовут деревце»

Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.

Оборудование: разрезные картинки разных деревьев, листьев, плодов.

«Жилое-не жилое»

Закреплять знания детей о зданиях жилых и нежилых.

В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации.

«Рыбалка на реке Енисее»

Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в реке Енисей. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба»

Оборудование: макет водоема, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка.

Ход игры:

1 вариант: «Поймай и назови рыбку»;

2 вариант:

«Кто быстрее и больше поймает рыб».

 

«Любимый город»

Закреплять правила поведения в городе и в природе.

Ход игры:

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему. (Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей; Человек сажает в парке возле своего дома деревья; Человек моет в Енисее свою машину; Человек выбросил мусор в канаву возле дома; После отдыха на поляне человек собрал весь мусор; Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д.) Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod_n.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-познавательный проект

Тема: «Мой город Красноярск»

Срок реализации: среднесрочный (1 месяц)

Возраст: 4-5 лет

                                                    Разработал: Слюсарь А.В., воспитатель МАДОУ №183

Красноярск, 2021

Актуальность

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного города, его культуре, традициях и обычаях местных жителей. Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Цель проекта: развивать начало нравственно-патриотического воспитания детей через приобщение к истории и культуре родного города.

Задачи:

- сформировать представление детей о родном городе, его истории, достопримечательностях;

–  вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного города;

–  познакомить с культурой и традициями города Красноярска; со знаменитыми земляками;

–  воспитывать любовь к родному городу, уметь видеть прекрасное и гордиться им: посетить знаменитые места города, его достопримечательности;

–  воспитать уважение к труду людей, создающих красивый город.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц)

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Дети знают название города, своей улицы, символику города.

2. Имеют представление о создании города.

3. Посетили знаменитые места города, его достопримечательности.

4. Познакомились с архитектурой города, профессиями людей, создающих красивый город.

5. Узнали о культуре и традициях города.

6. Познакомились с природой окрестностей города, знают название реки.

Формы  реализации  проекта:

  • беседы с детьми;
  • игровая деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность;
  • творческая деятельность;
  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • в свободной деятельности;
  • виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
  • коммуникативная деятельность.

Этапы реализации проекта.

Этап

Содержание

  1. Подготовительный этап

- Методическая и организационная подготовка проекта;

- Разработка содержания проектной работы.

  1. Основной этап (реализация)

- Изготовление презентаций на тему «История города Красноярска», «Заповедник Столбы»; «Достопримечательности родного города», «Природа края», «Архитектура города Красноярска».

- Создание дидактических игр по теме краеведения: «Замочная скважина»; «Четвертый лишний», «Как зовут деревце», «Жилое-не жилое», «Достопримечательности города», «Собери картинку», «Путешествие из прошлого в настоящее», «Рыбалка на реке Енисее», «Любимый город».

- Подготовка видеофильмов «Виртуальная экскурсия по Заповеднику Столбы»; «Виртуальная экскурсия по достопримечательным местам города Красноярска».

- Работа с наглядно-дидактическими пособиями, беседы, чтение литературных произведений по теме;

- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»; «Семья», «Строители», «Туристы».

  1. Заключительный этап

- Подведение итогов, изучение мнения родителей о результативности проекта;

- Создание фотоколлажа «Достопримечательности родного города»;

- Создание макета «Любимое место города»;

- Выставка рисунков «Мой город»;

- Оформление результатов проекта в виде методических материалов;

- Представление результатов проекта коллегам.

Тематическое планирование

Неделя

Содержание

1 неделя

Знакомство «Государственные символы города Красноярска».

Рассматривание фотографий с видами Красноярска.

Знакомство детей с историей возникновения города Красноярска. Презентация «История города Красноярска».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Чтение художественной литературы.

2 неделя

Беседа о достопримечательностях города. Презентация «Достопримечательности родного города».

Виртуальная экскурсия «По достопримечательным местам Красноярска».

Презентация «Архитектура города Красноярска».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Строители».

Рисование «Мой любимый город Красноярск».

Чтение художественной литературы.

Знакомство с «Красной книгой».

3 неделя

Презентации «Природа края», «Заповедник Столбы».

Беседа «Заповедник Красноярские Столбы».

Виртуальная экскурсия «Заповедник Столбы».

Рассматривание фотографий «Природа города», «Животные и птицы края».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Туристы».

Рисование «Природа нашего края».

Детско-взрослое творчество (рисунки на тему «Мой любимый город», изготовление макетов «Любимое место города».

4 неделя

Презентация «Места отдыха города Красноярска» (цирк, кинотеатры, парки, скверы, музеи, театры).

Знакомство с рекой нашего города.

Обитатели реки Енисей, просмотр фотографий.

Рисование обитателей реки Енисей.

Беседа «Правила поведения в природе и в городе», «Охрана природы», «Чистый город».

Дидактические игры (картотека).

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей».

Презентация продуктов проекта: выставка рисунков и выставка макетов по теме проекта.

Материалы и оборудование 

Оборудование 

Методический и демонстрационный материал

Требуемые затраты

Компьютер, проектор, теле-видео аппаратура

 

 - Презентации: «История города Красноярска», «Заповедник Столбы»; «Достопримечательности родного города», «Природа края», «Архитектура города Красноярска».

Подготовка видеофильмов «Виртуальная экскурсия по Заповеднику Столбы»; «Виртуальная экскурсия по достопримечательным местам города Красноярска».

 

00 руб. 

 - Сказки и легенды народов Красноярского края.

- Картотека дидактических игр на развитие представлений о родном городе и крае.

 

00 руб. 

 

Формы представления результатов:

  1. Выступление на заседаниях методического совета МДОУ.
  2. Публикация результатов проекта.
  3. Применение в практике педагогической деятельности.

Дальнейшие планы проекта:

  1. Продолжить работу по развитию нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории и культуре родного города и края.
  2. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

 

Список литературы


1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.

4. Интернет – ресурсы.

Приложение

Картотека игр на развитие представлений о родном городе и крае

(представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов)

название игры

цель

содержание

«Замочная скважина»

Формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Оборудование: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры:

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте в городе.

«Достопримечательности города»

Закрепить знания детей о достопримечательностях города

Оборудование:

Фотографии достопримечательностей города.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть и выбрать иллюстрации с достопримечательностями своего города.

«Собери картинку»

Развивать логическое мышление детей; умения собирать целое из частей;

закреплять знания детей о достопримечательностях города

Оборудование: разрезные картинки с видами города.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Красноярска, о внешнем виде зданий; упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

Оборудование:

 карточки, на которых изображены здания города в старом и современном виде.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

«Четвертый лишний»

Закреплять представления о природе родного края, развивать логическое мышление.

Оборудование:

дом, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными

и растениями и других стран.

Ход игры: ведущий вставляет в окна дома карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в нашем крае, объясняют почему.

«Как зовут деревце»

Сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, растущих в городе. Развивать память, речевую активность.

Оборудование: разрезные картинки разных деревьев, листьев, плодов.

«Жилое-не жилое»

Закреплять знания детей о зданиях жилых и нежилых.

В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации.

«Рыбалка на реке Енисее»

Закреплять знания детей о разновидностях рыб, обитающих в реке Енисей. Учить отличать их по размеру, называть рыб. Закреплять понятия «мелкая рыба», «крупная рыба»

Оборудование: макет водоема, вырезанные силуэты рыб, с наклеенными металлическими пластинами, магнитная удочка.

Ход игры:

1 вариант: «Поймай и назови рыбку»;

2 вариант:

«Кто быстрее и больше поймает рыб».

«Любимый город»

Закреплять правила поведения в городе и в природе.

Ход игры:

Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему. (Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей; Человек сажает в парке возле своего дома деревья; Человек моет в Енисее свою машину; Человек выбросил мусор в канаву возле дома; После отдыха на поляне человек собрал весь мусор; Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д.) Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Становление Красноярского края и города Красноярска»

«Становление Красноярского края и города Красноярска»...

Информационно-познавательная газета для родителей и педагогов МБДОУ д/с № 5 "Снежинка" города Сафоново.

Педагогичский коллектив детского сада пришёл к выводу о необходимости выпуска газеты, в котором мы размещаем самую интересную информацию о жизни нашего учреждения....

Планирование воспитательно-образовательной работы на группе 5 Тема: «Мой город - Санкт- Петербург». Тип: Информационно - познавательный.

Планирование воспитательно-образовательной работы на группе 5Тема: «Мой город - Санкт- Петербург».Тип: Информационно - познавательный.Сроки реализации темы: с 7.11 - 25.11.2016Участники: Д...

Информационно-познавательный проект «Мой город родной»

Информационно-познавательный проект...

Дидактическая игра «Города Красноярского края. Город Канск (страницы истории)» (2019 г.)

Воспитание нравственно-патриотических качеств личности является одной из основных задач дошкольного воспитания. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране, крае он живет, ч...

Информационно-познавательный проект Тема: "Мой родной город"

Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей...