Игра - викторина по основам финансовой грамотности.
материал

Носова Екатерина Владимировна

Игра - викторина по основам финансовой грамотности.

Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности участников открытого занятия в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование:
фишки красные и желтые, карточки красные и синие, предметные картинки с изображением профессий, видами работ, дидактические игры «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»
Аудитория слушателей: воспитатели и специалисты ДОУ

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Актуальность.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Ведущий: Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами викторину. Викторина – это игра, в которой нужно правильно отвечать на вопросы и выполнять различные интересные задания. Для проведения мероприятия нам необходимо разделиться на две команды. В этом нам поможет волшебная коробочка с фишками, каждый из вас подойдёт и вытащит по одной фишке. Кому достанется желтая фишка, присаживаются за стол желтого цвета, а кому розовая фишка - присаживаются за стол красного цвета.

Теперь, нам нужно дать названия вашим командам.
Первая команда у нас будет называться «Знайки», а вторая команда «Умники»

Ведущий: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ команда получает фишку.

Первый раунд: Загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад).

1. И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).
2. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
3. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
4. Приносить доходы стал. В банке папин (капитал)

Второй раунд:
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.». (Хвалит)
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха.)

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Третий раунд: Экономика в сказках
Ведущий: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. («Кот в сапогах»)

- Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Четвертый раунд: Экономические задачи
Ведущий: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Боржоми»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (ладонь ребром, сжимаем и разжимаем в кулаке)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

Игра «Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называю товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю.
- парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга;
- холодильник –товар;
- мойка машины – услуга;
- одежда – товар;
- почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет)– услуга;
- кукла – товар;
- мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга;
- краски, карандаши – товар.


Игра «Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)
Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др)., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др), дающих дополнительный доход.
Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет - потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina3.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - викторина по основам финансовой грамотности.

Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности участников открытого занятия в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- расширить кругозор посредством игр экономической направленности
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО.
Оборудование:
фишки красные и желтые, карточки красные и синие, предметные картинки с изображением профессий, видами работ, дидактические игры «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»
Аудитория слушателей: воспитатели и специалисты ДОУ

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами.

Актуальность.
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников.

Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- экономические задачи;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Ведущий: Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами викторину. Викторина – это игра, в которой нужно правильно отвечать на вопросы и выполнять различные интересные задания. Для проведения мероприятия нам необходимо разделиться на две команды. В этом нам поможет волшебная коробочка с фишками, каждый из вас подойдёт и вытащит по одной фишке. Кому достанется желтая фишка, присаживаются за стол желтого цвета, а кому розовая фишка - присаживаются за стол красного цвета.

Теперь, нам нужно дать названия вашим командам.
Первая команда у нас будет называться «Знайки», а вторая команда «Умники»

Ведущий: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ команда получает фишку.

Первый раунд: Загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (вклад).

1. И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).
2. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
3. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
4. Приносить доходы стал. В банке папин (капитал)

Второй раунд:
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? (Скупой)
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.». (Хвалит)
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха.)

Да. Молодцы. Все ответы верны.

Третий раунд: Экономика в сказках
Ведущий: Уважаемые коллеги! А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа»)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. («Кот в сапогах»)

- Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Четвертый раунд: Экономические задачи
Ведущий: Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Боржоми»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Физкультминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (ладонь ребром, сжимаем и разжимаем в кулаке)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

Игра «Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называю товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю.
- парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга;
- холодильник –товар;
- мойка машины – услуга;
- одежда – товар;
- почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет)– услуга;
- кукла – товар;
- мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга;
- краски, карандаши – товар.


Игра «Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)
Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).
Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др)., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др), дающих дополнительный доход.
Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход» .«Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница» ,«Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.
Если вам было интересно – похлопайте, а если нет - потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательного события по финансовой грамотности для детей 6-7 лет и их родителей викторина «По дорогам финансовой грамотности»

Цель: расширение представлений родителей о важности финансово-экономического образования дошкольников, об их роли в развитии финансовой грамотности дошкольников....

Викторина по основам финансовой грамотности для воспитателей

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников открытого занятия в области использования различных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...

Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...

Игра-викторина "Машины помощники" план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Игра-викторина направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений....

Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....