Мастер-класс:"Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками".
материал по психологии

Данилов Евгений Юрьевич

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка»

Дошкольное отделение №3

Мастер-класс

Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.

Подготовил и провел

Педагог-психолог

Данилов Е.Ю.

Москва, 2023г.

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями через сказки, способствующими умственному, физическому и речевому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических сказок в работе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход мастер-класса        

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Рад  Вас видеть сегодня на нашем мастер-классе по теме «Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками».

Б.Акунин говорил: «Из всех наслаждений, отпущенных человеку, самое изысканное – шевелить мозгами». Мы с вами тоже будем сегодня «шевелить мозгами», то есть с помощью кинезиологических упражнений активизируем свои психические процессы, восстановимся в середине рабочего дня, может быть даже снимем стресс и нервное напряжение. И вы пополните свою рабочую копилку кинезиологическими упражнениями, которые, мы надеемся, станут для вас полезными в работе с детьми.

Итак, что же такое «кинезиология»? В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

Метод кинезиологии, который я применяю в своей работе, является одним из направлений здоровьесберегающей технологии.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Повысить и поддержать интерес к кинезиологическим упражнениям помогает сказка. Прежде чем делать упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнения отдельно.

Работа с детьми по кинезиосказкам проходит в два этапа.

На первом этапе ведется подбор упражнений, согласно уровню развития детей, затем их разучивание в сопровождении стихотворных текстов.

На втором этапе  — введение разученных упражнений в сюжет сказок.

Кинезиологические упражнения мы начинаем применять с начала учебного года, а сказки в более поздние сроки (после Нового года).

Сегодня мы предлагаем вам выполнить несколько простых, но действенных кинезиологических упражнений для рук вместе со мной. Эти упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Для повышения интереса можно озвучивать движения.

«Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак – ладонь» (Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные).

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

«Оладушки» (Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять).

Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.

«Кулак – ребро – ладонь»  (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола:  выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

«Фонарики»

«Лезгинка»

«Кошечки – собачки»

«Ухо-нос»

«Капитан – молодец!»

«Ругаем – хвалим»

Упражнения можно включать практически во все режимные моменты. Они органично вплетаются в физминутки, в пальчиковую гимнастику, в упражнения на развитие общей моторики.

Проведя анализ имеющейся методической литературы и передового опыта коллег, оказалось, что кинезиологических сказок разработано мало, поэтому приходится составлять или использовать подходящие народные сказки.

Итак, кинезиологическая сказка про котёнка.

Жил-был котик (рука в кулак).

Лежал он на диване, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях), коготочки втянул (руки в кулаки).

Услышал шум, побежал посмотреть (кулак-ладонь).

Видит бабушка клубочки мотает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (колечки).

Расшалился котик, разбросал клубочки, все ниточки перепутал (большой палец одной руки к мизинцу другой, указательный к большому, средний к указательному, безымянный к среднему, мизинец к безымянному).

Рассердилась бабушка, отругала котика, убежал он в свой домик (кулак-ладонь).

А бабушка позвала внучку и попросила её распутать ниточки. Помогла внучка. И получились у неё клубочки: большой, побольше, маленький и самый маленький (колечки).

А котёнку девочка мячик дала, чтобы не скучал. Стал котёнок с мячом играть (лягушка).

А внучка Лезгинку танцевать (лезгинка).

Да и бабушка развеселилась, тоже в пляс пустилась (лезгинка).

Тут и сказочке конец, кто всё сделал молодец.

Еще одной формой кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно. Во время этого упражнения у вас работают оба полушария гармонично.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. Эти упражнения дают как мгновенный эффект, так и накопительный.

В заключение хочу отметить, что во всем важна последовательность, терпение, кропотливость, регулярность и положительный эмоциональный настрой. Чего я вам всем и желаю в вашей профессиональной деятельности.

Ж. Тассо говорил: «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения».

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс:Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками . Провел и подготовил: Педагог-психолог Данилов Е.Ю. МАОУ «Гимназия г . Троицка Дошкольное отделение №3

Слайд 2

Актуальность темы Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными речевыми, психологическими нарушениями, трудностями в адаптации. Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не привычных действий, а определенной подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем.

Слайд 3

Что такое кинезиология ? Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. То есть это своеобразная «гимнастика для мозга».

Слайд 4

« Гимнастика мозга»- ключ к развитию способностей ребёнка ! Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Слайд 5

Тест на определение доминирующего полушария Описание теста: разложить карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее . Чешуя Орел Плавать Карась Перья Шерсть Овца Летать Бегать

Слайд 6

Результат теста: 1 вариант: ( 1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя») - у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие. 2 вариант ( 1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть») - у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Слайд 7

Роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушарий, передавать информацию из одного полушария в другое т.е. осуществлять межполушарное взаимодействие

Слайд 8

Цели кинезилогических упражнений развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, развитие способностей, развитие памяти, внимания, речи развитие мышления

Слайд 9

Важные условие эффективного применения кенезиологических методов: Во время занятия проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно. Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения.

Слайд 10

Кинезиологические методы Упражнения по развитию мелкой моторики рук Дыхательные упражнения Растяжки : регуляция силы мышечного тонуса Глазодвигательные упражнения Упражнения на релаксацию Телесные упражнения Массаж, самомассаж

Слайд 11

Развитие мелкой моторики рук «Кулак–ребро–ладонь» – последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола.

Слайд 12

«Ладушки-оладушки»- правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх, одновременная смена позиций . Мы играли в ладушки- Жарили оладушки, Так пожарим, повернем И опять играть начнем «Заяц-кольцо»: а ) пальцы-в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы ; б ) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные-развести в стороны.

Слайд 13

«Фонарики»

Слайд 14

«Кулачок-колечки»

Слайд 15

Круговые движения пальца Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

Слайд 16

Потягушки Сцепите большие пальцы и потяните руки в разные стороны. Потом для других пальцев: указательный, средний, безымянный, мизинец.

Слайд 17

Дом – ёжик - замок

Слайд 18

«Колечки» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 19

Растяжки “Снеговик” - Каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко присаживается и изображает лужицу воды. « Дерево»- Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Слайд 20

Дыхательные упражнения «Свеча» - Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. “ Дыхание” 1. Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос. Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим . «Ныряльщик» - Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Слайд 21

Телесные упражнения «Ухо – нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот ». «Перекрестное марширование » Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

Слайд 22

«Колено – локоть». Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз. «Винни – пух». Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другой горизонтально поднимать и опускать над головой, слегка задевая голову. Затем меняем руки.

Слайд 23

«Капитан, молодец !» Правая рука вытянута вперед, при этом большой палец поднят вверх, а остальные пальцы прижаты к ладони (положение «Класс!»). Одновременно левая рука, прямой напряженной ладонью, прикладывается к голове, при этом локоть поднят в сторону (положение «Отдать честь»). Далее, одновременная смена положений рук. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз. Любим ручками играть И лезгинку танцевать .

Слайд 24

Глазодвигательные упражнения «Горизонтальная восьмерка» Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. «Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогам. «Глазки» Чтобы зоркость не терять, Вращать глазами по кругу по 2-3 с. Нужно глазками вращать. Чтобы зоркими нам стать, Тремя пальцами правой руки Нужно на глаза нажать . нажать на верхнее веко (1-2 сек.)

Слайд 26

Плакат – схема Упражнение выполняется стоя.

Слайд 27

Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» «Жили-были две озорные обезьянки — Мики (левый кулачок на стол) и Кики. (правый кулачок на стол) Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились.(«кулачок-ладошка») По дороге они встретили, ежа с ежатами. («ежик »). Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки») Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»). Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им.(«кулак» — «ладонь» — «ребро») А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)

Слайд 28

Кинезиологическая сказка про тигренка Жил-был тигрёнок (упражнение «Рука в кулак»). Лежал он на травке, лапки вытянул (руки ладошками вниз на коленях, коготочки втянул - руки в кулаки). Услышал шум, побежал посмотреть (упражнение «Фонарики»). Видит , обезьянка кокосы с пальмы сбивает: большой, побольше, поменьше и самый маленький (упражнение «Колечки»). Расшалился тигрёнок, разбросал кокосы (упражнение «Перекрёстное марширование »). Рассердилась обезьяна (упражнение «Кулачки» - от себя, к себе), отругала тигрёнка (упражнение «Кулачок – указательный пальчик» - от себя кулачок, пальчик на себя - попеременно ). Обиделся он и убежал к морю. А обезьянка позвала попугая, который помог собрать кокосы (упражнение «Кулак – ребро – ладонь). Тигрёнок понял, что был не прав и вернулся (упражнение «Хвалим – ругаем»). Все вместе полакомились кокосами, и стали танцевать и веселиться (упражнение «Лезгинка») Тут и сказочке конец, кто всё сделал – молодец! (упражнение «Капитан – молодец»).

Слайд 29

Зеркальное рисование Это рисование двумя руками одновременно. Во время этого упражнения у вас работают оба полушария гармонично. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Слайд 30

Кинезиологические упражнения: «Оживляют» и оптимизируют образовательный процесс, снижают утомляемость детей. При использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Повышается уровень эмоционального благополучия ребенка. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

Слайд 31

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми логопедических групп

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Анализ литерату...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми

На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.Перед педагогами стои...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...

Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.

29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование  приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...

Использование кинезиологических сказок в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Эффективность данного метода, примеры практического материала....